Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс
Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность.
— Вернер Гейзенберг
Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали
Большинство ученых убеждено, что только строго научные исследования позволят нам до конца выяснить загадку существования живого.
Эта разновидность веры достойна удивления столь же, сколь и мнение огромного числа дилетантов, полагающих, будто эту загадку можно разгадать, лишь проникнув в иное, трансцендентальное пространство.
Однако и наука, хоть ученые не признаются в этом, уже во многих точках добралась до границы, из-за которой явно проглядывает действительность ненаучная. Я попытаюсь показать это на примерах.
В 1949 году на базе ВВС США Эдвардс в Калифорнии исследовались причины аварий самолётов. Служивший на базе майор Эдвард Мерфи (Edward Murphy) был в то время инженером на проекте MX981 ВВС США. Целью проекта было определение максимальной перегрузки, которую способен выдержать человеческий организм. Оценивая работу техников одной из лабораторий, он утверждал, что если можно сделать что-либо неправильно, то эти техники именно так и сделают. По легенде, фраза
(«Если существуют два способа сделать что-либо, причём один из них ведёт к катастрофе, то кто-нибудь изберёт именно этот способ») впервые была сказана в момент, когда заведённый самолётный двигатель начал вращать пропеллер не в ту сторону.
Как потом выяснилось, техники установили детали задом наперёд.
Книга «Жизнь древнего человека» Йозефа Аугуста и Зденека Буриана на основании исследований древней истории человечества приводит к оптимистичному утверждению, что человек — хозяин природы.
Профессор Йозеф Аугуста рассказывает о самой древней эволюционной и культурной истории человека. Его увлекательное повествование дополняет академик живописи Зденек Буриан мастерскими иллюстрациями, выполненными в сотрудничестве с автором текста.
Земля, о которой говорят как о ничтожной песчинке в бесконечных просторах вселенной и послушном спутнике Солнца, вокруг которого она вращается, является колыбелью и могилой всех живых существ, связанных с ней своим существованием.
С тех пор, как на Земле появились первые признаки жизни, на ней в непрестанном круговороте чередуются зарождение, развитие, старение и смерть. Итак, наша Земля — колыбель и могила всего живого. (Йозеф Аугуста и Зденек Буриан «По путям развития жизни»)
КОБРИН Владимир Михайлович (8 марта 1942, Москва — 7 декабря 1999, Москва.)
Один из самых талантливых и оригинальных режиссёров отечественного кинематографа.
Кинооператор по специальности, выпускник ВГИК, работал на московской киностудии "Центрнаучфильм".
С 1977 года — режиссёр, художник, сценарист.
Поставил в общей сложности 35 картин (20 из них — образовательные — по химии, физике, биологии).
С 1989 года практиковал совмещение традиционной кинотехнологии с экспериментальной компьютерной обработкой изображения.
Фильмы Кобрина, которые академик Капица показал в телепередаче "Очевидное — невероятное", вызвали удивленное восхищение множества телезрителей. После этого Владимир Кобрин получил заказ на фильмы для Московского университета — заказ на фильмы, "способные ввинтиться в сознание студентов, взорвать его изнутри, показать возможность игры с материалом".
С 1989 года фильмы Владимира Кобрина начали участвовать в различных кинофестивалях, где неизменно получали награды и особое внимание зрителей.
Несколько лет Владимир Кобрин преподавал во ВГИКе. В 1997 году получил приглашение от кинотеки Гарвардского Университета прочесть лекции на материале собственных фильмов. Регулярно получал приглашения европейских киношкол (Кельн, Потсдам, Копенгаген).
Это, конечно, не Фудзи, и даже не Фудзияма...
Над книгой работали семь составителей, среди которых — ведущий сотрудник Института языкознания РАН, руководитель Центра лингвистических исследований мировой поэзии Наталия Азарова; литературовед, переводчик Дмитрий Кузьмин; лингвист, доктор филологических наук Владимир Плунгян и другие.
Учебник «Поэзия» — обширный 886-страничный труд, который формально состоит из двух блоков, следующих друг за другом (порядок чтения блоков — на выбор читателя). Первая часть — теоретическая, вторая — рекомендуемые стихотворения и переводы поэтов XVIII–XXI веков под заголовком «Читаем и размышляем». Такой диапазон авторов/текстов очерчивает хронологические границы русской поэзии. Благодаря тематическому принципу мы можем встретить стоящие рядом стихи Александра Пушкина и Геннадия Гора, баллады Иосифа Бродского и современного московского поэта Андрея Родионова.
Цикл передач о поэзии и поэтике. Попытка ответить на вопрос — как делается поэтический текст? Телеканал "Тонус", Сергиев-Посад, 2003 г.
Режиссёр Сергей Ерохин. Стихи читает Елена Станчиц. В программе принимали участие Надежда Коган, Игорь Еремеичев.