КВАНТОВАЯ ПОЭЗИЯ МЕХАНИКА

Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс

Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность. 
— Вернер Гейзенберг


Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали

НАУка умеет много гитик

гитики


Цикл передач о поэзии и поэтике. Попытка ответить на вопрос — как делается поэтический текст? Телеканал "Тонус", Сергиев-Посад, 2003 г.

Режиссёр Сергей Ерохин. Стихи читает Елена Станчиц. В программе принимали участие Надежда Коган, Игорь Еремеичев.

КЛАССИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА

Метафора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим

на основании их общего признака.

СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА

Сюрреалистическая метафора — метафора особого, сюрреалистического состояния,
образ, рожденный грезами, а потому сочленяющий элементы, взятые из различных рядов,
из разных состояний: летящий шкаф, мягкие часы — в котором ирреальный предметный мир
претендует на реальность существования.

МОНОСТИХ

Моностих (также однострок, однострочие) — литературная форма: произведение, состоящее из одной строки.

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА I

Психология творчества — раздел психологии, разрабатываемый общей психологией, психологией личности и дифференциальной психологией. Эта область знания изучает психологические закономерности строения, регуляции и развития творческой деятельности, а также особенности творческой личности, природу способностей.

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА II

Психология творчества — раздел психологии, разрабатываемый общей психологией, психологией личности и дифференциальной психологией. Эта область знания изучает психологические закономерности строения, регуляции и развития творческой деятельности, а также особенности творческой личности, природу способностей.

ВЕРЛИБР 

Верлибр (фр. vers libre), свободный стих — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в поэзии XX века. Для верлибра которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии и изосиллабизма (равенства строк по числу ударений или слогов) и регулярной строфики. 

СИМВОЛ

Символизм (фр. Symbolisme) — течений в литературе, музыке и живописи, характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности. Возник во Франции

в 1870—1880-х годах и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ

Стихотворение в прозе (фр. Poeme en prose, petit poeme en prose) — литературная форма, в которой прозаический (не осложнённый, как в стихе, дополнительной ритмической организацией) принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии.

ПОЭТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

Поэтическое ремя – временной ряд в различных аспектах воплощения, функционирования и восприятия его в произведениях художественной литературы. Искусство можно определить как средство коммуникации, вторичную моделирующую (семиотическая) систему (в терминологии М.Ю. Лотмана – тартуской структурально-семиотической школы), использующую в качестве материала для обмена текстовой информацией между адресантом (создателем, творцом) и адресатом (потребителем текста) определенные коммуникативные структуры (вторичные языки), надстраиваемые над естественным языковым уровнем. В литературном произведении участвуют три субъекта – автор-творец, герой, читатель-реципиент, поэтому время и текст следует мыслить в следующей взаимной связи друг с другом.

БОРИС ВЕДЬМИН

Ведьмин Борис Викторович (1915-1994). Родился в Ростове-на-Дону 18 октября 1915 года. Окончил Ставропольском строительный техникум.
Участвовал в Финской войне, в Великой Отечественной — рядовым сапером. 
Вся жизнь Бориса Викторовича связана с Загорском и его строительными организациями СМУ-1 и Трестом-15. Он принимал участие в строительстве: лакокрасочного завода, завода фиброцементных плит, Скоропусковского химзавода, Научно-исследовательского института резиновой промышленности, производственной базы треста-15, многих школ, административного здания, кинотеатра, корпусов центральной районной больницы, жилых домов в микрорайоне Углич. Провел более ста вечеров в ДК имени Ю.А.Гагарина, рассказывая о шедеврах русской архитектуры с показом фотографий и слайдов. В 1969 году состоялась первая поездка на Соловки. С тех пор, несмотря на все преграды (затруднения на работе, безденежье, болезни), он каждый год стремился на Остров и только здесь обретал Благодать. Казалось, что здесь все неразрешимые проблемы разрешаются, болезни отступают, душа обретает покой.

С 1994года — Почетный житель Сергиева Посада.

ЗАУМЬ

Заумь, заумный язык — литературный приём, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или построениями, по аналогии осмысляемыми как языковые.

СМЕШНОЕ

Смешное —  проявление комического в литературе. Подразделяется на юмор, сатиру, иронию и сарказм.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ И ПАНТОРИФМА

Панторифма (или олорифма) — разновидность рифмы, в которой созвучие присуще не отдельной части слов, а сразу всему слову либо фразе, например, «for I scream, for ice-cream».

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ

Концептуальная поэзия, концептуализм (новый журнализм и новый документализм) зачастую употребляются как разные названия одного и того же явления. В качестве образного определения в данном случае можно было бы сказать — искусство запечатлеть повседневность: приближая журналистский текст к художественной прозе.

ПОЛИТИКА

Политическая поэзия — поэзия «на случай», вызванная тем или иным событием в политической жизни, в определенном месте, в определенный момент. П. поэзия особенно развивается в моменты государственных переворотов, революций, кризисов общественной жизни. Спокойным эпохам она чужда.

НОВГОРОДСКИЙ БУНТ

Новгородское восстание 1650 года — одно из городских восстаний на Руси в середине XVII века, произошедшее в Великом Новгороде. Поводом послужившим для начала Новгородского восстания был рост цен на хлеб, из-за осуществлявшихся в то время крупных закупок зерна для исполнения правительством обязательства поставить Швеции зерно в счёт компенсации за перебежчиков с прибалтийских территорий, уступленных шведам по Столбовскому миру 1617 года, после окончания Смутного времени. Участники восстания (ремесленники, часть стрельцов и городская беднота) в середине марта 1650 года отстранили от власти воеводу новгородского — окольничего Фёдора Хилкова и разгромили дворы многих зажиточных горожан.  

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Художественные взаимодействия — это разнообразные влияния одного или группы художественных явлений на другое явление или целую их группу, это взаимосвязи между элементами искусства как развивающейся системы. 

ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ

Евпатий Коловрат (около 1200 — до 11 января 1238) — рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем». 

КОНКРЕТНАЯ ПОЭЗИЯ I

Конкретная поэзия — экспериментальное направление в литературе 2-й пол. 20 в. В основе К. п. — сосредоточенность автора на языковом материале (отсюда понятие «конкретности» в её названии): на грамматич. структурах, графич. возможностях письма («визуальная поэзия») или на звучании («фонетическая» поэзия). К. п. превращает особенности языка, в повседневной речи часто остающиеся без внимания, в изобразит. средство, создавая своего рода «картину», визуальную или слуховую. В определённом смысле конкретная поэзия продолжила традицию фигурных стихов античности, Средневековья и барокко, а так­же впитала опыт поэзии рубежа 19–20 вв. (эксперименты с текстовой графикой С. Малларме, Г. Аполлинера), дадаизма, футуризма; непосредственный предшественник К. п. — леттризм.

КОНКРЕТНАЯ ПОЭЗИЯ II

Конкретная поэзия — экспериментальное направление в литературе 2-й пол. 20 в. В основе К. п. — сосредоточенность автора на языковом материале (отсюда понятие «конкретности» в её названии): на грамматич. структурах, графич. возможностях письма («визуальная поэзия») или на звучании («фонетическая» поэзия). К. п. превращает особенности языка, в повседневной речи часто остающиеся без внимания, в изобразит. средство, создавая своего рода «картину», визуальную или слуховую. В определённом смысле конкретная поэзия продолжила традицию фигурных стихов античности, Средневековья и барокко, а так­же впитала опыт поэзии рубежа 19–20 вв. (эксперименты с текстовой графикой С. Малларме, Г. Аполлинера), дадаизма, футуризма; непосредственный предшественник К. п. — леттризм.

ПЯТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ

Пять стихотворений Надежды Коган.