КВАНТОВАЯ ПОЭЗИЯ МЕХАНИКА
Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Джим Моррисон
ВЛАДИМИР ТУЧКОВ

Владимир Тучков — поэт, прозаик, перформер. Родился в ближнем Подмосковье в 1949 году. В 1972 году окончил Московский лесотехнический институт, получив специальность инженера по вычислительной технике на факультете электроники. До 1990 года разрабатывал компьютеры для оборонных целей в НИИ радиоизмерительных приборов. После чего перешёл в журналистику, которой занимается и поныне в качестве независимого автора. Стихи, а затем прозу начал публиковать в конце 1980‑х, в годы перестройки. Автор двух поэтических сборников и двенадцати книг прозы. Публиковался в журналах, альманахах и коллективных сборниках в России, Европе и США как на русском языке, так и в переводах. Дипломант поэтической премии «Московский счёт» (1999) и конкурса «Бежин луг» (2018). Лауреат премий журналов «Новый мир» (1998) и «Знамя» (2009), первого Российского фестиваля верлибра и фестиваля малой прозы имени Тургенева.

 

◪ ◪ ◪

 

на прошлой неделе пил с генералом военно-воздушных сил

на его плечах лежал груз остывшего синего неба

с одинокой звездой

по которой ориентируются астронавигаторы стратегических

бомбардировщиков

пили виски вероятного противника под названием Джонни Уокер

пили

и с каждым глотком

в глазах генерала прибавлялось света

но не того

что вырывается из реактивных сопел

а какого-то домашнего что ли

как отражение солнца от чисто вымытых полов

где пахнет только что испечёнными пирогами

и это было странно

разговор был здесь

где вокруг нашего столика

сновали какие-то совершенно бессмысленные

для задушевного разговора люди

а генерал был где-то

хоть и отвечал вполне связно

с военной конкретностью и определённостью

грустит о семье

подумал я

поскольку всё урывками

на бегу

на лету даже

или о недавно ушедших родителях

или ещё о чём-то

что так тяжело сопрягается с его профессией

нет

даже с миссией

поддержания обороноспособности родины

так думал я

бутылка пустела с той же скоростью

с которой топливо из баков переливается

в камеру сгорания турбореактивного двигателя

а ты знаешь — сказал генерал внезапно — мне их всё время жалко

кого — не понял я — людей?

нет, не людей — ответил, вздохнув — ведь они тоже живые

кто тогда: звери, деревья, цветы? — спросил я

нет, не это, это всё на поверхности, а ты в глубь загляни

в самую сердцевину!

так объясни, я не дурак — ответил я — изумившись резкому переходу

только что о политике, о козлах в пиджаках...

и вдруг с головой в философию: что есть живое и что есть мёртвое

нет, всё равно не поймёшь — поморщился генерал

и вдруг вскочил

шваркнул на стол оранжевую бумажку с Муравьевым-Амурским

со скрещёнными на груди руками

гордо возвышающимся на бреге дальневосточной реки

поехали — на бегу натягивая шинель

джип

приближающийся по размерам к БТР

летел по ночной Москве

потом пошли мрачные пригороды

им на смену пришли перелески заснеженные поля

подслеповатые деревеньки

и началась чащоба

в которой пока не успели перевести стрелки с пятнадцатого века

на нынешний двадцать первый

генерал гнал молча

а ведь у него пистолет — тоскливо подумал я

и наконец фары выхватили из темноты ворота с красной звездой

и вот мы на складе боеприпасов

шинель генерала расстёгнута

от него идёт пар

он прохаживается вдоль

ровных рядов дремлющих авиабомб

загадочно улыбаясь

и вдруг мне становится не по себе —

откуда выплыло это дикое сочетание дремлющие авиабомбы?!

ну, уже начинаешь понимать? — спросил генерал

я отрицательно мотнул головой

ну как же! — взорвался генерал

и заговорил быстро горячечно оглушительным шёпотом

вот они живые

приложи руку — они дышат

приложи ухо — слышишь, как бьётся сердце?

я несу их в небе в бомбоотсеке — словно внутри себя

словно детей

несу осторожно...

и потом сбрасываю...

возвращаюсь на аэродром, словно блядь после аборта

ты напиши про это, напиши, ведь ты же писатель!

пусть люди поймут!

генерал погрузился в тяжёлые думы

и вот я пишу

хоть это и непросто

потому что тут много всяких вопросов

нормален ли он?

и можно ли таким доверять грозное оружие?

если он нормален

то ненормальны мы все

и вот это гораздо ближе к истине

поскольку всеобщая ненормальность уже почти что доказана

как в многочисленных пухлых диссертациях

так и неумолимым ходом истории

и что считать живым?

что неживым?

в конце концов неодушевлённые предметы

являются таковыми

исключительно потому

что мы их не одушевляем

генерал бомбы одушевляет

и значит они одушевлённые

то есть живые

и он вынужден их убивать

потому что над ним есть генерал с двумя звёздами на погонах

над тем есть с тремя

и так далее

до бесконечности

которая замыкается

на ничтожных людишках

без погон

безбожества-безвдохновенья-беззвёзд-безславы-безвысот

которые жаждут

чтобы все бомбы были убиты

 

 

 

 

 

Владимир Тучков о верлибре

 

1

С русским верлибром сейчас как бы всё нормально. Ежегодно проводится фестиваль, на который съезжаются до полутора сотен авторов. Толстые журналы (разумеется, не все) охотно печатают верлибристов. Значительная часть молодёжи тяготеет к этой свободной форме стиха. То есть цеховые дела обстоят вполне хорошо: есть плодотворно работающие мэтры, как, например, Вячеслав Куприянов. Есть несколько поколений, в которых поэты с разной степенью успешности пишут в данной эстетике.

Существует довольно чёткая иерархия, без чего не может обходиться ни одно литературное направление. Однако ситуация по интегрированию верлибра в тело всей русской поэзии несильно изменилась по сравнению с семидесятыми годами прошлого века. В это время и позже считалось, что верлибр, конечно, имеет право на существование. Но в очень ограниченных объёмах, потому что он — «нерусский». Поэтов-верлибристов можно было пересчитать по пальцам — Геннадий Айги, Владимир Бурич, Арво Метс, Вячеслав Куприянов... Но позже, когда рухнул железный занавес и в «литературный обиход» в значительном объёме пришла мировая поэзия, прежде всего европейская и североамериканская, отличная от здешней, верлибр у нас так и не получил «равные права». Однако это, конечно, не чей-то злой умысел, а объективный ход истории.

 

2

Начинал я, когда большинство сочиняющих стихи уже заканчивает. В тридцать. Довольно долго писал рифмованные стихи, преуспев в этом деле до уровня газетно-журнальных публикаций. Однако первая значимая публикация — в культовом тогда журнале «Юность» — была нерифмованной. Кирилл Ковальджи отобрал из подборки два верлибра, отвергнув все рифмованные стихи. После некоторых размышлений я понял, что верлибр предоставляет именно мне возможность более полного высказывания, трансформирования замысла в вербальную форму.

Среди близких мне друзей верлибристов не так уж и много. Но есть и «чистые». Это Александр Макаров-Кротков — минималист до мозга костей. Юрий Орлицкий — поэт и теоретик свободного стиха. Игорь Лёвшин, тяготеющий к эксцентрике и парадоксу. Дмитрий Данилов, который выстраивает интонации стихов по законам белого блюза. Однако и адепты регулярного стиха порой впадают в «верлибрическую ересь». Таков, например, прекрасный традиционный поэт Геннадий Калашников. Но подавляющее большинство поэтов моего круга общения — адепты регулярного стиха. И это одно из свидетельств того, что Россия — не Европа, где силлаботоника уже давно считается архаизмом.

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Пусть с неба льет холодная вода,

пусть грипп с ангиной затевают козни!

Промокшие ботинки – не беда,

когда щекочут водоросли ноздри.

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

  Льву Кропивницкому

 

 

Десантник, падая с неба, ломает хребет оленя

и в цепких когтях уносит добычу в гнездо,

где рвет еще теплое тело на буквы и слоги,

бросая к подножью вершины, –

там Пушкин в цилиндре и с тростью стоит,

напрягая монокль.

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Искали врача.

Нашли акушерку.

Приняла почку.

А как пьют в вашей стране, сэр?

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Ну и – лампочка!

Ну и – перегорела!

Ну и – насовсем!

Молока-то ведь все равно не давала!

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Если бы я был тараканом,

нашел бы себе тараканиху по вкусу,

свил бы с ней гнездышко поуютней

и нарожал бы деток –

помельче, но числом побольше.

ТОКО ТРОНЬ, ГАДИНА ДВУНОГАЯ!!!

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

На погосте некрофил

некрофила удавил.

А потом имел.

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

После стрельбы обнаружилось,

что на каждую израсходованную пулю

приходится по 26,3 убитых.

« Пять хлебов!» – завопил генерал, –

« Пять хлебов!»

С тех пор его и прозвали « кормильцем».

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Стреляли, стреляли...

А потом хоронили.

Хоронили, хоронили,

а кого нельзя –

тех лечили.

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

О да!

Рассвет напомнит

чьих дел мастер,

чья речь Лота

вылущена в птичий щебет.

С добычей попутного ветра –

такой вот ост-его-хандроз.

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Лежит грецкий орех

и шевелит извилинами –

как бы продаться

тысяч за десять-пятнадцать.

А на олимпийские традиции

ему глубоко наплевать.

 

 

 

 

 

ВИФЛЕЕМ

 

Просыпаюсь в холодном поту:

1949-й, только что родился.

Ходит усатый баюн,

крапленым глазом вынюхивает,

младенцам животики вспарывает.

Судорожно прячу отчество Яковлевич,

хоть и русский, но так надежней...

Бедные, бедные Иосифовичи,

не попить нам вместе водки по 2.87!

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Пока один человек из земли

ногой вкусные соки вытягивал,

другой человек качал головой

гнездо с птенцами хреновой породы.

Потом один человек лежал

сытый и полный наваги,

а другой человек душил

кашлем третьего человека,

который с утра носил на груди

татуировку « Роза»,

а после обеда – татуировку « Рая».

Затем один человек ловил

на ушную мелкую косточку « Голос Америки».

Другой человек стоял

заслоном зиме, морозу и третьему человеку,

который – во рту сигара, в зубах до хрена кальция –

уритом страдал во мгле.

В конце концов один человек умер,

другой человек родился,

а третий вышел и снова сел.

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

И забылся в зеркале беспечным сном,

а сам ушел в аптеку.

Воспользовались:

вшмыгнули,

нос переставили,

на лысине написали « ZERO»,

створки ушные сложили

и внутрь зеркальцем впрыснули зайчика,

чтобы уши усами свисали,

рот поставили вертикально-порнографически.

А глаза не тронули –

пусть видят когда вернулся вперился

очная ставка правды жизни и правды искусства

левый глаз – правый глаз

правый глаз – левый глаз:

это вам не кривошипно-шатунный механизм,

а знак бесконечности, распростершийся до –

где затылки срастаются,

там и ищи,

когда сердце в ритме «абонент занят»...

капля падает

и неизменно встает

 

 

 

 

ОЖИДАНИЕ

 

Стою на платформе. Жду электричку.

Нет электрички. Не идет электричка железная.

Подхожу к семафору.

Худющий стоит, аж позеленел.

Спрашиваю. Врет – не краснеет.

Нет электрички. Не идет электричка зеленая.

Ложусь ухом на рельс. Скрипку слышу,

мышь где-то скребется, ветер в донских ковылях шелестит.

Нет электрички. Не идет электричка бешенная, как январь.

Начинаю выбирать рельсы, как невод.

Одна только мелочь идет –

скрепки канцелярские, бумага писчая, скоросшива...

бронепоезд вытянул!

Нет электрички. Не идет электричка двуглавая.

Паровозом реву песню брачную, приманиваю.

Нет электрички. Не идет электричка фригидная.

 

Есть билет у меня, есть сезонка и даже на штраф пятерик!

Я не буду курить в твоих тамбурах!

Я не буду стоп-краном таскать кирпичи на девятый этаж!

Я не буду высовываться!..

Подползла. Зашипела. Сглотнула.

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

раздавленная колесом

и высохшая лягушка

вдруг напомнит о летчике в ресторане

о его безбрежном румянце

которому еще долго уходить за горизонт

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

шкура змеи

и выолзшая из нее змея

равны друг другу

как револьвер

для русской рулетки

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

из последних сил!

держать себя!

в рамках гуманизма!

по отношению к самому себе!

 

 

 

 

 

ПЕЙЗАЖ

 

лето жара полотняные брюки

и велосипедные зонтики

бричка пылит вдалеке

на стене коммунальной кухни

где лишь одни тараканы

перебегающие овсами

помнят о том как это было

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

современная

русская литература

так и не придумала

ничего эффективнее

чем утюг на живот

 

стыдно

перед китайскими коллегами

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

скрежет тормозящей в стволе пули

помахивание переменным током с балкона

вставная челюсть как очки на веревочке

подслеповатый огонек менталитета

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

цветущая яблоня

может быть и уронит лепестки

но это будет уже не цветущая яблоня

а брюхатая

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

поезда уходят головой

возвращаются хвостом

таков железнодорожный секс

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

комар заблудился

одинокий ночной комочек печали

никак не найдет

все исколото

вот сюда

утешься брат в тюбетейке

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

едущий в метро белогорячечник

истерично ищет на груди

кольцо раскрытия парашюта

незадолго до "Кропоткинской"

со свистом проламывает пол

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

так в провод входит ток

но в прицел вдеть мушку –

дело женское тонкое нежное

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

ноги-то возможно и омоют

но не в туда положат

и не так понесут

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

подводная лодка

длинее метро

но короче могилы

 

 

 

 

ДОСТИЖЕНИЯ БЫТОВОЙ ХИМИИ

 

теперь появились такие прекрасные

чистящие вещества

что стало совсем не страшно

испачкаться

измараться

изгрязниться

вываляться в грязи

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

этот человек падает

словно осенний дождь

долго и нудно

тот под веселый гром

загоняя прохожих в подъезды

лужи высохнут

или замерзнут

вновь пройдет нога человека

 

 

 

 

КОММЕНТАРИЙ К ИСТОРИИ

 

слепые не видят молнию

глухие не слышат грома

прямое попадание ощущают все

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

вырыл землянку

стал жить в мезозое

хорошо –

все вымерли

 

__________________________

 

 

 

Коллектор счастья

 

 

Что-то третье

 

у одного

моего

доброго

товарища

литератора

пребывающего сейчас на гребне восходящей волны

в фейсбуке есть преданная читательница

всех его сообщений стихотворений отрывков прозы просто рассказов реплик размышлений

бытовых зарисовок

в общем всего

что современные литераторы размещают на своих страничках в социальных сетях

 

и на каждый пост

как принято в фейсбуке называть

сообщения стихотворения отрывки прозы просто рассказы реплики размышления бытовые

зарисовки

она немедленно реагирует

вначале лайком с изображением красного сердечка

что означает супер

а затем камментом

то есть пишет развернутый ответ

неизменно восторженного характера

где сообщается

и об актуальности поста

и о непревзойденных изобразительных средствах

и о точности постановки эстетических вопросов

и об уникальном таланте

и о глубине познании человеческой сущности

и о громадном вкладе в мировую литературу

 

и постороннему человеку

каковым я являюсь на страничке моего доброго товарища

все это читать как-то что ли неловко

как-то стыдно

словно в щелку подглядываешь

потому что это

определенно интимное

как бы даже любовное

поскольку за всей этой восторженностью

отчетливо просматривается нежность

даже стремленье прильнуть

 

да!

но как это?!

ведь для любовного

для интимного

необходимы плоть и душа

дарующие удушливость волны при соприкосновенье рукавами

 

ну

или хотя бы что-то одно из этих двух

 

но ни плоть

ни душа

не способны попасть в социальные сети

потому что плоть и душу

не пропускает мембрана протокола TCP/IP

сотканная из абстрактных математических соотношений

 

так значит что-то третье

в нас

о существовании которого

в реальном мире мы не имеем ни малейшего представления

чему нет имени

нет меры

нет даже смутного намека ни в одном из наших рецепторов

 

что-то третье

что в сетях

становится отчетливой валентностью

стремлением прильнуть

щекой

хоть там нет щек

ладонью

хоть нет и ладоней

сердцем

хоть там лишь лайки супер

 

что-то третье

что уходя в социальные сети

делает нас здесь

на земле

одинокими

 

и

собственно

ненужными

 

 

 

 

 

 

 

Звезда и смерть Коли Васина

 

корявыми

подагрическими

старческими

пальцами

ковырялся в донных отложениях десятилетий

которые прежде волнами

с пеной

а теперь истончились до склеротичного ручейка

 

осторожно ощупывал

подносил к ослабевшим глазам

и даже обнюхивал

 

радиолампа 6Н15П

 

галстук с пальмами

 

профсоюзный билет

 

гаечный ключ для велосипеда с сутулой спиной

 

пачка из-под Столичных со скрепками

 

значок Ударник коммунистического труда

 

записная книжка набитая мертвецами

 

баночка с окаменевшим бриллиантином

 

часы с остановившимся механическим сердцем

 

запонки, точнее — одна

 

старый зубной протез…

 

и вдруг:

 

I — СЕРДЕЧКО — THE BEATLES

круглый значок

того же диаметра

что и линзы в очках Джона Леннона

красным по белому:

I — СЕРДЕЧКО — THE BEATLES

 

и тотчас же

ожил коротковолновый радиомаяк

который в шестидесятые нонстопом гонял круглосуточно

Can’t Buy Me Love

и он пошел на него

пошел на него

продираясь сквозь склеротичность сосудов

захлебываясь

и выплевывая ошметки недель

месяцев

лет

 

но вынырнул

вынырнул отфыркиваясь

и глотая жадным пятнадцатилетним ртом Ticket to Ride

 

I — СЕРДЕЧКО — THE BEATLES

 

и вот он уже с одноклассниками благоговейно рассматривает

подслеповатую затертую фотографию

купленную у чувака у Мелодии за рубль

на которой четыре фигуры с трудно различимыми лицами

и они спорят

кто тут Пол

кто Джон

кто Джоржд

кто Ринго

 

I — СЕРДЕЧКО — THE BEATLES

 

вот он приносит домой

и ставит на Концертный проигрыватель

пленку с костями

на которой написано химическим карандашом

БАЙКИ В СССР

 

I — СЕРДЕЧКО — THE BEATLES

 

он отчетливо видит

потому что не глазами а СЕРДЕЧКОМ

слышит тем же самым органом

как доносится из раскрытого окна

разматывается с магнитофонной бобины

Girl

Michelle

Please Please Me

Help

Yesterday

Yellow Submarine

Lady Madonna

Day Tripper

 

и он останавливался

он зачарованно слушал

как из окна льется счастье

 

I — СЕРДЕЧКО — THE BEATLES

 

потом уже был свой магнитофон

Яуза

он переписывал слушал давал переписывать склеивал ленту ацетоном из пузырька

переписывал слушал перебирал бобины как единственное свое сокровище

слушал до полного просветления

Hey Jude

 

и все прочее

ненужное

постылое

уходило прочь

испепелялось лучами религии

I — СЕРДЕЧКО — THE BEATLES

взошедшей над планетой в Ливерпуле

взошедшей навсегда

навечно

соединяя сердца адептов новой церкви

на всех материках

миллионами километров магнитной ленты

с откровениями ливерпульской четверки

 

навсегда

 

и ему было двадцать два

и потом опять было двадцать два

и эти двадцать два повторялись и повторялись

потому что навечно

I — СЕРДЕЧКО — THE BEATLES

 

и вдруг стало сорок

 

лишь только одному

только одному

на бывшей шестой части суши —

Коле Васину* —

удалось умереть красивым

двадцатидвухлетним

 

I — СЕРДЕЧКО — THE BEATLES

 

И теперь мне

кто все это фиксирует уже на совсем другом носителе информации

надо бы наврать

наврать

подчиняясь законам жанра житий

наврать

что наутро социальный работник

принесший пенсию

обнаружил его бездыханным

со значком на груди

I — СЕРДЕЧКО — THE BEATLES

и его лицо озаряла улыбка

и конкретизировать для полной внятности — улыбка легкого дуновения счастья

 

а еще лучше —

социальный работник обнаружил

бездыханное тело молодого человека со старомодной прической закрывавшей уши и лоб

ну а в профсоюзном билете была фотография дряхлого старика

и опять же значок I — СЕРДЕЧКО — THE BEATLES

 

однако врать я не стану

потому что четверых ливерпульских евангелистов

в конечном итоге

развел в разные углы ринга Высокого суда Великобритании

банальный человеческий эгоизм

 

и напутствие — пусть мертвые хоронят своих мертвецов —

было бессильно вытащить их из трясины

пожирающей чавкающим беззубым ртом

плоть

превращая в слизь

и в конечном итоге в нефть

 

как и меня

 

как и того

который I — СЕРДЕЧКО — THE BEATLES

поэтому я бережно

чтобы не поломать истонченные кости

вынимаю его из инфантильной иллюзии шестидесятых

и возвращаю сюда

в его восемьдесят

с хвостиком или же без двух-трех лет — это не имеет никакого значения

ибо было сказано:

каждому положена посильная ему ноша

и каждому вменен строго отмеренный путь

 

аминь

 

________________________

* Николай Иванович Васин (Ленинград 1945 — Санкт-Петербург 2018). Выбросился из окна, поскольку никто не поддержал его намерений построить в городе храм Джона Леннона.

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

РУСЬ, ТЫ ВСЯ

 

ЖКХ — МВД — ФСО

ВВП — ВПП — БМП

МГУ — ВДВ — ПВО

МЧС – ВВЦ — ох*еть

МИПИДИ — БДК — ВПШ

АПН — ООО — ЦСКА

СВР — ГТГ — МВО

ГКО — ох*еть — ФТС

ВООПИК — ВМФ — РБК

УКВ — ЯБЧ — ФСБ

ох*еть — ВТО — РГБ

ВВС — МХТ — ОКБ

ЮАО — ЮВАО — ЮЗАО

ФМС — НПО — РПЦ

ОПК — ТРД — БТР

РЛС — РСК — ЛТХ

ох*еть! — ох*еть! — ох*еть!

 

Куда ж несешься ты?

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Здравствуй, смертный человек —

когда-то пропела мне черная патефонная пластинка,

вращающаяся со скоростью семьдесят восемь оборотов.

 

Здравствуй, смертный человек —

через какое-то время

подхватил винил.

 

Здравствуй, смертный человек —

прошипела магнитная лента,

переползая с бобины на бобину.

 

Здравствуй, смертный человек —

не преминула сказать мне кассета,

выглядывая из прозрачного пластикового окошка.

 

Здравствуй, смертный человек —

прочревовещал диск сидиромный.

 

Здравствуй, смертный человек —

сказала Алиса*,

высунувшись из смартфона по пояс.

 

________________________

* через какое-то время тут будет надобен комментарий

 

 

 

 

Чем не любовь?

 

У моего соседа по даче есть большой пень.

Он на нем колет дрова.

Сосед очень дорожит этим пнем,

укрывает его от дождя,

чтобы древесина недайбог не начала гнить

Мой сосед уже стар.

И немощен.

И ему уже осталось совсем немного.

Но, завидев тучку на горизонте,

он спешит к пню с водонепроницаемой накидкой.

А когда распогодится, снимает накидку,

чтобы пень подышал свежим воздухом,

для здоровья полезным.

Пень переживает соседа.

И его уже некому будет любить.

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

коллектор тщетных надежд

проколет иглой

беззащитное трепыхание бабочки сердца

 

________________________

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Десантник, падая с неба, ломает хребет оленя

и в цепких когтях уносит добычу в гнездо,

где рвет еще теплое тело на буквы и слоги,

бросая к подножью вершины, —

там Пушкин в цилиндре и с тростью стоит,

напрягая монокль.

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Медленным дятлом войти в дерево.

И сжаться до размеров сердца,

по волнам,

у которого зрение —

дальней дорогой,

останавливаясь на развилках,

знает,

а потом уже видит,

как ветер меняет окраску,

а из дня

жадные жабры земли и лета

высасывают время зимы.

 

 

◪ ◪ ◪

 

Но снег лишь тыльной стороной ладони

и человеку, и собаке подставлен,

и скрипам за углом —

не птиц шелк под крыльями зрения звезд... до света,

до рождения.

Но нет, накалывай русалок, якоря, восход светила

на выпуклой — дыханием — поверхности,

как дымом ветер.

Сочащейся щетиной время

придумывай,

чтоб не сойти с ума на тыльной стороне ладони,

наедине.

Взгляд ломая,

распихивая в карманы,

бег солнечных часов остановить,

упав на тень,

как нож складной закрывшись в рукаве подземный ход

эхом освещая в теплую ладонь лицом лица неразличимо

 

 

◪ ◪ ◪

 

Это называется просекой,

бинтом остывающим.

Но не оглядывайся через плечо.

Иначе не застегнется застежкой-молнией,

когда подбородок тычется в поисках скрипки.

Осенью.

По пояс во сне.

И все глубже.

Лишь голова, покачиваясь по течению,

параллельной просекой,

чье небо — страна коршуна,

вывернутого наизнанку,

где ты ничтожным свинцовым шариком,

не оглядывайся назад,

чтобы два удара столкнувшись твоего сердца

не захлебнуться

не захлебнуться удивлением

медленно выступающим

как синее

протертое не имеющим смысла крылом

 

 

 

 

 

Эстетика умрет последней.

По мотивам Достоевского

 

И руку из котла с кипящей смазкой

доверчиво навстречу путнику протягивал,

как будто лес осыпанной листвы

навстречу заморозкам,

когда рассеянность — последний путь к спасению —

разъятьем ребер выпуская в пустоту

и замерзая на потухших окнах

морщинистым расплющенным лицом.

Былой красы, увы, не миновать —

как долгий маятник искусственного сердца

меж выдохом и вдохом выйдя на дорогу,

которой все равно куда вести,

вокруг тебя вращаясь стрелкой,

резьбой по кости —

снимая слой за слоем,

вскрывая утробные сюжеты

охоты, колдовства, войны.

И отдыха от ратных дел,

отведенное для плача Ярославны —

протяжно с луны безгубого лица

 

 

 

Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс

 

Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь,

Бог объяснит мне, что такое турбулентность. 
   — Вернер Гейзенберг


Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали