Гнедов Василиск (Василий Иванович; 6 (18).03.1890, Маньково-Берёзово Донской обл. – 20.11.1978, Херсон)
Поэт. Окончил училище в Ростове-на-Дону, получив специальность техника-механика. В 1913 – один из лидеров «Ассоциации эгофутуризма», а уже в 1914 К. Чуковский писал: «Гнедов нисколько не эгопоэт, в сущности, переодетый Крученых, тайный кубофутурист, бурлюкист...» В августе 1914 мобилизован, два года воевал на передовой в Буковине и Галиции. После февральской революции назначен начальником караулов арсенала Кремля. До 1921 жил в Москве, в связи с болезнью вынужден был переехать в Днепропетровск, работал инженером. В 1936 арестован, провел в лагерях около 20 лет. После освобождения жил в Киеве, последние годы жизни – в Херсоне.
Поэт-футурист Василиск Гнедов сегодня читателям неизвестен, даже специалисты в истории русского литературного футуризма уверены, что после 1918 года он «отошел от литературы». В 1913 году, который был годом расцвета футуризма в России, о Гнедове писали все газеты, без его имени не обходились литературные критики в своих статьях, он был гораздо более знаменит, чем Маяковский. Правда, для большинства он был автором одного произведения – знаменитой «Поэмы конца»...
Предисловие
Поэт-футурист Василиск Гнедов (1890–1978) сегодня читателям неизвестен, даже специалисты в истории русского литературного футуризма уверены, что после 1918 года он «отошел от литературы». Русским футуристам вообще не повезло: политическая конъюнктура некоторых из них вынуждала к барабанному творчеству, а существование других просто игнорировалось. В результате смысл литературного футуризма темен и невнятен. Между тем основная идея футуристов была предельно проста: создание новых способов и методов выражения. Именно это и ничто другое, именно создание, а не использование. Поэтому в русском футуризме важна установка на словотворчество у Велимира Хлебникова, важен особый поэтический язык – заумь, реализованный в творчестве Алексея Крученых, Ильи Зданевича, Игоря Терентьева, важны эксперименты Василия Каменского в «железобетонных поэмах». Одним словом, русский футуризм важен и интересен именно изобретениями, способствующими новым качествам поэзии и совсем не интересен своей неизбежной «литературностью» – тем, что роднит его с расхожими представлениями о «целях и задачах» литературы как служанки общественной глупости.
Василиску Гнедову в таком футуризме принадлежала одна из первых ролей. Он – изобретатель по преимуществу и потому никогда не пользовался методами Хлебникова (словотворчество), Крученых (заумь), но создавал собственные способы воздействия на читателя. К числу таких его изобретений относятся «словостроки», в которых разные слова сливаются в одно размером в целое предложение. Этими сплавами слов написан его цикл «Небокопы». Гнедов одним из первых в русской поэзии создает абсурдистские стихотворения, в которых самым неожиданным образом возникает особое поле новых смыслов.
В 1913 году, который был годом расцвета футуризма в России, о Гнедове писали все газеты, без его имени не обходились литературные критики в своих статьях, он был гораздо более знаменит, чем Маяковский. Правда, для большинства он был автором одного произведения – знаменитой «Поэмы конца»: в ней не было ни одного слова и во время публичных выступлений Гнедов исполнял ее ритмодвижением руки. В литературных кругах ходили слухи о готовящейся к изданию его книге абсолютно пустых страниц под названием «Эго футурналия»...
Книжки футуристов печатались крошечными тиражами и только немногие могли оценить естественный и последовательный путь поэта от пространных лирических стихов к стихотворениям из одной строки, затем – из одного слова, и наконец – из одной буквы. Последний логический в этом направлении шаг – чистая страница: молчание, «которое сильнее любого слова»...
Единственный из поэтов-футуристов Василиск Гнедов служил с первых дней первой мировой войны в действующей армии под командованием генерала Брусилова, в 1917 году в Москве был комендантом Арсеналов Кремля и с оружием в руках устанавливал Советскую власть...
Его дальнейшая литературная судьба – трагична: развивая тему «молчания», он в 1918 сжег рукопись книги новых стихов – эта поэтическая акция обошлась ему недешево, оказалась своеобразным камертоном и до последних дней жизни он скрывал свое стихотворчество, хотя писал стихи всегда... После 1918 года они публикуются впервые и сопровождаются рисунками поэта.
* * *
ба
ба-ба
ба-ба
годен буба
буба
ба
Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс
Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь,
Бог объяснит мне, что такое турбулентность.
— Вернер Гейзенберг
Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали
* * *
всо
ет
ка
я
неверовая
сл
жу
ит
* * *
Озадачен. Осудачен. Осужден.
Обескуражен. Обезображен. Огражден.
Обезволен. Обездолен. Обойден.
Опечален. Отчаян. Отвлечен.
Озолочен. Озабочен. Оточен.
Опорочен. Озабочен. Освещен.
* * *
Василиск так Василиск
Не поймать его арканом
Вновь повсюду веселись
И гуляй с пустым карманом
* * *
Вы можете определить по слуху
как пахнет поцелуй?
* * *
Нет ничего зеленее солнца
Нет ничего голубее луны
Скажите какого цвета спросонца
И какого цвета у швейцара галуны?
* * *
Народные песенки
Спеть нельзя
Без нотной лесенки
Орлом не взять
Слова неплохие
А голоса нет
Говоришь а глухие
Хочется петь
Надо пластинку
Английский язык
В платочке свинку
И хрюканья рык
* * *
Я счастлив как воробей
обчирикавший воробку
* * *
Рогуша
дорогуша
* * *
Я такого не видал
Во сне ночью голодал
Все мимо ходили
Меня голодили
_______________________________________________
* * *
всо
ет
ка
я
неверовая
сл
жу
ит
* * *
Озадачен. Осудачен. Осужден.
Обескуражен. Обезображен. Огражден.
Обезволен. Обездолен. Обойден.
Опечален. Отчаян. Отвлечен.
Озолочен. Озабочен. Оточен.
Опорочен. Озабочен. Освещен.
* * *
Василиск так Василиск
Не поймать его арканом
Вновь повсюду веселись
И гуляй с пустым карманом
* * *
Вы можете определить по слуху
как пахнет поцелуй?
* * *
Нет ничего зеленее солнца
Нет ничего голубее луны
Скажите какого цвета спросонца
И какого цвета у швейцара галуны?
* * *
Народные песенки
Спеть нельзя
Без нотной лесенки
Орлом не взять
Слова неплохие
А голоса нет
Говоришь а глухие
Хочется петь
Надо пластинку
Английский язык
В платочке свинку
И хрюканья рык
* * *
Я счастлив как воробей
обчирикавший воробку
* * *
Рогуша
дорогуша
* * *
Я такого не видал
Во сне ночью голодал
Все мимо ходили
Меня голодили
_______________________________________________
* * *
всо
ет
ка
я
неверовая
сл
жу
ит
* * *
Озадачен. Осудачен. Осужден.
Обескуражен. Обезображен. Огражден.
Обезволен. Обездолен. Обойден.
Опечален. Отчаян. Отвлечен.
Озолочен. Озабочен. Оточен.
Опорочен. Озабочен. Освещен.
* * *
Василиск так Василиск
Не поймать его арканом
Вновь повсюду веселись
И гуляй с пустым карманом
* * *
Вы можете определить по слуху
как пахнет поцелуй?
* * *
Нет ничего зеленее солнца
Нет ничего голубее луны
Скажите какого цвета спросонца
И какого цвета у швейцара галуны?
* * *
Народные песенки
Спеть нельзя
Без нотной лесенки
Орлом не взять
Слова неплохие
А голоса нет
Говоришь а глухие
Хочется петь
Надо пластинку
Английский язык
В платочке свинку
И хрюканья рык
* * *
Я счастлив как воробей
обчирикавший воробку
* * *
Рогуша
дорогуша
* * *
Я такого не видал
Во сне ночью голодал
Все мимо ходили
Меня голодили
_______________________________________________