Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс
Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность.
— Вернер Гейзенберг
Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали
Байков Павел Николаевич (р.1958) — поэт.
Отец — Б. Николай Степанович (1924–1999), мать — Б. (Антонова) Тамара Фёдоровна (1928–1993), сестра — Шепелёва (Байкова) Ирина Николаевна (1951).
Первые два класса (1965–67) Б. учился в лен. ср. школе № 532. С третьего класса по восьмой — в школе № 161. В 1973 поступил в ПТУ № 10 на обучение специальности «монтажник радиоаппаратуры».
В начале семидесятых, как и многие подростки того времени, Б. «заболел» рок-музыкой и в 1974 стал участником самодеятельной рок-группы (т.к. особых талантов не проявил, то занял место «на кухне»; так называлась ударная установка).
Осенью 1977, после года обязательной отработки по специальности на з-де штурманских приборов (ЗШП), был призван в армию. Служил на полигоне общевойсковой Мозырской дивизии в Азербайджане под Кировабадом (Гянджа). Прослужив год, симулировал психическое расстройство. Пролежав три месяца в госпитале на нервном отд., был комиссован по статье 8-Б, с диагнозом «невроз навязчивых состояний». В марте 1979 вернулся домой и снова погрузился в рок.
Однако теперь роль бессловесного барабанщика стала тяготить Б. Он начал много читать, увлекся восточными философиями. Стал внимательней вслушиваться в тексты песен группы.
По словам Б., первые стихотворения написались сами собой в один из зимних вечеров 1979–80. С этого времени его читательский интерес обратился к поэзии. Сначала увлекся ранним Маяковским, от него перешел к Хлебникову, затем к О. Мандельштаму. Позднее поэтами его «рабочего стола» стали многие поэты русского авангарда.
После знакомства с хлебниковским «Степаном Разиным» Б. страстно увлекся палиндромами, а затем самостоятельно пришёл к омограммам (равнобуквицам). Итог: полипалиндром « КонецОценоК » в трех частях, монопалиндром « Нить Ариадны » и крохотная омограмма « Бамбуква » — были написаны в кон. восьмидесятых — начале девяностых.
Летом 2005 в руки Б. попала «Антология комбинаторной и рукописной поэзии», составленная С. Фединым, Г. Лукомниковым и Дм. Авалиани — оказалось, что в стране уже существует тесное сообщество комбинаторных поэтов. Ознакомившись с книгой, написал письмо одному из её составителей, С. Федину. Через него Б. познакомился со мн. интересными совр. авторами, некоторые из которых стали друзьями Б.: москвичи Г. Лукомников, В. Силиванов, Е. В. Харитонов и др., круг петерб. «авангардных» поэтов, новосибирский поэт Борис Гринберг, ставший не только другом, но и соавтором.
Цепочка знакомств привела Б. к первым публикациям в периодич. изданиях Евг. Степанова: «Футурум-Арт», «Дети РА» и «Зинзивер»; В. Мишина: «Словолов» «ЧЕ» и «АКТ», Е. Харитонова: «ДРУГое Полушарие». Но, как ни странно, начались они не с комбинаторной поэзии, а с традиционных текстов.
Знаковым для Б. знакомством стала встреча с поэтом-полифоносемантиком Александром Горноном. В кон. 2008 он предложил Б., Петру Казарновскому и Валерию Кислову создать лит. группу «иК°». Идея заключалась в том, чтобы собрать вместе поэтов, работающих не только со смыслами и образами, но и со «словом, как таковым».
В февр. 2009 в рамках празднования столетия русского авангарда группа «иК°», с примкнувшими к ней С.Бирюковым и Б. Констриктором, представила «Поэзо-концерт» по мотивам произведений участников действа (Музей петербургского авангарда — Дом Матюшина). В апреле группа показала сокращенный и переработанный вариант февральского поэзо-концерта под назв. « Призрак дома № 10 по Песочной улице ». Впоследствии на основе видео и подготовительных мат-лов А.Горнон смонтировал фильм с одноименным названием.
С 2006 Б. участвует в лит. жизни двух столиц: лит. чтения и фестивали, публикации в ж-лах, различных сб-ках, антологиях совр. и комбинаторной поэзии. Член жюри фестиваля лит. и худож. авангарда «Лапа Азора».
Сюжетной или другой «обычной» поэзии Б. всегда предпочитал поэзию авангардную. Но экспериментировать, в отличие от большинства совр. новаторов, предпочитает не с формой, а с содержанием. Б. обильно использует каламбуры с участием устойчивых выражений русского языка, синтаксические и семантические сдвиги. Всё это затрудняет знакомство зарубежного читателя с тв-вом Б., но не отменяет его. Стихотворения и малая проза Б. переводились на итальянский, болгарский и французский яз.
* * *
Памяти Бобрышевой Т.
На дне двух лиц, случайно совмещенных,
Туземец плоскости зеркальных качеств,
Искал единство паруса и ветра,
Растягиваясь в сумерках движенья…
Нить Ариадны
Плоть недвижима. Щелкал около кумиров огонь. «Лети, чумы марево, вера!» Зыбь робка рта – бисер ему пелена. Комик демонов замер дик, мастер тропок оргии ртом, сын сапог облак. Резво врагу дарима чернота горя. Распять Лукавого лик! Евангелием заката – марши кумача рвоты. «Покоя смерть – такса! Ты трясла, ты пила роман алкоголя. В морге чуда плоди беду слепо», – секире майор отвечал покорно, во благо вертясь. Чертог облав. И ртам сухим носима трава культа. Телу диво – блуд. Жемчугом дул Бог. Оторопи черви в речи поротого. Блуд могуч между лбов. «Иду летать, лукава ртами – сонм их». Усматривал Бог отречься – тревога лбов: Он – Рок! О плаче, второй Америке сопел судеб идол падуче. Гром вялого клана морали пытался рты таскать. Тремся о копыто врача – муки шрам!.. Атака змеи. Лёг на веки логова культ «Я» псаря – рогат он речами. «Радуга рвов, зеркал Бог опасны – смотри, игрок!» О, портрет самки – дрема. Звоном едким ока нелеп ум ереси – батрак борьбы зарев. О вера, мы мучительно говорим у колокола: «Клещами жив день толп!»
* * *
Один написал хокку,
Другой ответил ему хайку –
Басё в гробу перевернулся дважды.
* * *
они убивали и их убивали –
всем миром на первый-второй рассчитались
с нарядными войнами из бранной стали
ударив по-взрослому палец о палец
они убивали и их убивали –
стрелки́ встречных стрелок на картах генштаба –
и крест, и звезда кавалеров развалин
вели их друг к другу по минным ухабам
они убивали и их убивали –
потом лишь плевком отвечая на выстрел
когда с их груди ордена и медали
посмертно ушли на счета фалеристов:
калеки в коллекциях, звери в запарке
гуляет рванина глазами по полкам
врастая в состав исторической свалки
телами в чужих чемпионских футболках...
не слышно в груди одинокую скрипку –
военными маршами головы сыты
уходит земля из-под ног на засыпку
за жирные органы власти убитых...
они убивали и их убивали
согласно резцам приказного порядка –
мир движет война, остальное – детали
и грязные танцы на трупах вприсядку
18.04.2019 г.
Ответы на засыпку:
Злодеяние с чистым сердцем.
Чёрная неблагодарность, в белых одеждах.
Сама доброта, с крючковатым носом.
1:0 в пользу вреда.
Точка соприкосновения с пустотой.
Негодяй для гнусности.
* * *
К кому – так со скоростью света, а куда – так со скоростью тьмы!
* * *
Тяжело в мучении – легко в раю!
* * *
Бай-Го-Фу, как-то сказал мне, что со своей горы он может спуститься
в любую точку земного шара – и я ему поверил на слово!
* * *
«...А ты себя из своей фотографии в зеркало видел?»
* * *
«Моя голова пуста текстами».
* * *
На вид им, лет тридцать-тридцать пять, но выглядят они значительно дешевле.
* * *
Всякий текст можно свести к заглавной точке.
* * *
В русле дарвинизма: с точки зрения обезьяны, человек – злобный мутант.
* * *
Мы так боимся смерти, будто собираемся жить вечно.
* * *
Бог – это когда «внутри», даже если и «снаружи».
* * *
Пора учить языки адского пламени для общения друг с другом.
* * *
Иные имена мне хочется написать с двумя нулями.
* * *
У Пушкина и кляксы – гениальны!
* * *
«Откуда мне не знать об этом?»
* * *
Я – инопланетянин с планеты Земля.
* * *
Благородное серебро, плебейское золото…
* * *
«Плюс» – это два «минуса»: один вдоль, а другой поперёк!
* * *
Светящийся тупик в конце тоннеля.
* * *
Бог даст – мало не покажется!
* * *
Конечно, плохо, когда в тексте заметна напряжённая работа автора,
но ещё хуже, когда из-под всех слов сквозит безработица.
* * *
Ничего, что стол шатается – главное, чтоб выпивка и закуска
не переводилась на другие языки.
* * *
Бой кремлёвских курантов с нашими ушами.
* * *
Средство для похудания от полноты жизни.
* * *
Одни хлопают в ладоши, а другие, при виде этого, – глазами.
* * *
Достичь цели не значит поразить её своими возможностями.
А недобитая цель опасна для здоровья.
* * *
«Земляне, давайте выпрямим свои извилины навстречу друг к другу!»
* * *
В человеческом лесу встречаются такие деревья, что, как их не обходи, –
всё они на пути стоят или ветвями своими цепляются.
* * *
Шрамы от слёз украшают не только человеческие лица!
* * *
«…Не теряйся в лечении, находись в выздоровлении!»
* * *
Все мы вылеплены из одного теста… на беременность!
* * *
Отсебятина с бессебятиной.
* * *
«…Будь в теле своего письма к Всевышнему!»
* * *
Что это за ангел такой, без крыльев и с хвостом?
* * *
Полнолуние молится в сторону сонной артерии.
Вниз словами шевелится книжная пыль эзотерики.
Заколочена кровь. Заживает Второе Пришествие.
Утопая в часах, друг за друга цепляются шéстерни.
Время ходит е-два – е-четыре за линию вечности.
Храм от света отрезан горящими в золото свечками.
Осыпается дно. На зубах сокровенное крошево.
Затекают конечности в щели дальнейшего прошлого.
Я учился любить на живых организмах по полочкам.
Занимался огнём, проходя курс ранений осколочных.
Закрывался в глаза. Выживал из ума до последнего.
О себе сам с собой разговаривал через посредника.
Нет сегодня, нет завтра, нет будущей жизни над пропастью.
Посторонние мысли приходят священными тропами.
Проливается боль. Мой клинический ангел беспомощен.
Полнолуние молится в тонком сиянии облачном.
Прозарения Бай-Го-Фу
* * *
Толпа – это сумма единиц, равная нулю.
* * *
«Однажды наступят те времена, когда мы были счастливы».
* * *
«Я хочу жить до самой смерти».
* * *
«Я чувствую себя воздухом, упавшим в воду».
* * *
Каждый – человек настолько, насколько он выдержит сам себя – один на один.
* * *
Мать-одиночка – не волк-одиночка.
* * *
«Люди, не портите мне праздник своим весельем».
* * *
Она спит, как капелька дождя в луже.
* * *
«Расходимся по одному», – договорились между собой круги на воде,
прежде чем камень упал в воду.
* * *
Абсурд – это улыбка Смысла.
* * *
«...Ты хотя бы не думай, когда пишешь».
* * *
«…Чем же я детей своих кормить буду, друг другом, что ли?»
* * *
«Я столько раз принимал участие в игре слов со смыслом,
начиная на стороне слов и заканчивая на стороне смысла».
* * *
«Я испытываю к ней жгучее чувство юмора».
* * *
«Что за жизнь, скоро воду разжёвывать придётся».
* * *
...Впереди кентавра бежала его двуногая собака...
* * *
Хорошо жарким, солнечным днём отдохнуть в прохладе собственной тени...
* * *
«Обучаю утолению жажды успеха сухим молоком!»
* * *
Всякий творческий продукт – это побочный результат процесса самопроявления.
* * *
Каким ветром меня сюда занесло – таким и унесёт.
* * *
«Жажда любоваться ею открыла у него третий глаз».
* * *
«Каким языком говорю – таким и отмалчиваюсь».
* * *
«Все, что у меня сейчас есть – это то, чего у вас сейчас нет!»
* * *
«Моя природа: теряясь – находиться в нужном месте».
* * *
«Каждый свой текст, я предпочитаю сначала, хорошенько вымолчать в белом вине».
* * *
«Я размышляю или думаю, что размышляю? Я сочиняю тексты или,
незаметно от себя расставив воздушные сети, собираю улов?»
* * *
Искусство Комбинаторной поэзии:
Сосредоточившись на слове – рассредоточиться по буквам.
* * *
Без повода, но на поводке моей вынужденной остановки:
«Полезно, время от времени окружать себя необитаемым островом».
* * *
«Начинаю с чистого листа, работаю с чистым серебром и заканчиваю чистым золотом».
* * *
«...Так и хочется мухобойкой сбить с его лица приветственную ухмылку».
* * *
«...Рассыпь свою одежду – воробьям на счастье».
* * *
«Вот интересно, а что если каждая моя клетка обладает индивидуальным разумом –
что же тогда я?»
* * *
«Как быть: уйти в себя или сходить в гости?»
* * *
«Я – пневматический мужчина-тренажёр,
оснащённый брюшком добропорядочного насекомого».
* * *
«К какому же свету можно прийти, блуждая во тьме собственной правоты? К тому, что ли?»
* * *
А ведь только корабли уходят на дно с высоко задранным носом.
* * *
«...И где оно всё, что уже закончилось? По-видимому, там, где всё, что ещё не начиналось».
* * *
«Весь день проспал у телевизора с открытыми глазами».
* * *
«Я свои достоинства знаю не хуже, чем вы мои недостатки!»
* * *
«В душу ни к кому не лезу – своими потёмками сыт по горло».
* * *
«...Мы с ней чокнулись глазами, полными слёз».
* * *
...И счастье и беда – из одного корыта.
* * *
«От каждого своего текста я отстреливаюсь до последнего патрона».
* * *
Власти движутся по нам без тени сомнения на проблесковых маячках.
* * *
Человек – животное социальное, что очень хочется преодолеть ещё при жизни.
* * *
Ослепнуть – прозреть внутрь себя?
* * *
«Целый день я, в ожидании Её, ходил под себя из угла в угол,
не дыша от волнения перегаром».
* * *
«Всю жизнь я обрастаю подробностями, теряя целостность,
прикрывая свою естественную наготу. Прекрасный костюм для путешествия на тот свет».
* * *
«Не имея широких финансовых возможностей – располагаю солидным счётом
в Банке свободного времени и выбора».
* * *
1. светящиеся мглыбы
православный индеец без рода и племени – Азъ есмь!
вслед за ангельским войском с развёрнутым знанием-силой
до повышенных слов дотянул – дотянуть бы до дела
прикоснуться ко сну своему, сбросив кожу и кости:
прикипел сердцем к храму, а ноги несут к ресторану –
как мучительно больно по жизни мне трёт крест о рану!
нет в потёмках потомков подонков ни дна, ни покрышки!
президентом – типун на язык наш встал снова – здорово!
отчего ж так червонец рублёвый червями воняет?
хлеб с грехом пополам, ноги в руки, и – ходу отсюда!
чудеса в решете: в каждой бочке затычка – заточка!
залетел мотылёк на живой огонёк в крематорий!
от подельников не отличить облечённого властью
так и высится не установленной личностью в кресле
даже взятый с поличным иным обличителем власти
сохраняет инкогнито, в кресло вцепившись когтями –
новый орден Святого Владимира с бантом, с мечами
охраняет парадную форму его от нападок!
учреждённый в две тысячи этом году – награждают
им лишь тех облегчённых доверием (плутших из блудших)
кто себя без остатка отдал на потребу достатка!
внешне: копия ордена Ленина, только с орлами
на изнанке символики старой и с профилем новым...
здесь стираются в ноль даже черти с лица под чертами –
а из ангелов делают гель для ухода из жизни!..
02.07.2020 г.
2. выжигание по коже
замерзавцы в холодном поту согреваются теми
кто душевным теплом, не задумавшись, делится с ними!
молодой человек, доживая свой век в драной шкурке
за девицами всё ещё бегает козликом прытким
но, увы, лишь глазами теперь, ибо, старость в наградость!
молодая красивая девушка станет старухой
хорошо, если жизнь удалась – одуванчиком божьим
что с последней пушинкой взлетит на посмертное небо
а не то – жуткой ведьмой с седою косою до пола
на соседей косящейся, как на траву кормовую –
жаль, не видят такой, те, кто нынче её вожделеют!
...а природа сама для себя не является дикой –
у неё за спиной трилобиты культурных событий
где, в конце концов – каждый, начало начал обретает...
соревнуются люди, вотще покоряя природу –
совершенная в роде своём, совершённая глупость
завершённая в будущем (пирровой) полной победой!
прошлогоднего снега сугробы на Гробе Господнем –
задушевного холода нашего зимняя сказка...
только не приведи меня, Господи, мыслью в дом скорби
где с протёртых потерь лежебоки сдувают пылинки
где на стенах написано красной мочой имя розы!
ясен-красен: звезда – это крест безголовый с руками
и с раздвинутыми от греха не подальше ногами...
выжигание в дикой природе по собственной коже
убеждает любого – бежать на ловца без оглядки!..
19.07.2020 г.
3. p.s. сон-пронесон
и приснится ж такое: я шёл из России, с любовью
в титанических льдах по Атлантике западным курсом
сделав ноги туда, где однажды в Америке, ярче
Вифлеемской звезды для языческих глаз бэби-бума
заработал на детях большой рок-н-рольный коллайдер!
– мой хороший, плохой – злой собакой на каждого лает
но за пригоршню долларов будет молчать – нем, как рыба
а на несколько долларов больше – скулить, хвост поджавши...
будет: рубль – на убыль, а доллар – из грязи, да в князи
будет: евро на нервах играть в инвалютном оркестре
будет всё: войны карликов белых и красных гигантов
и братание войск их в огне планетарных пожаров!
тільки я вас всіх бачу – в чём мать родила вас от пуза:
в детстве людям на драку-собаку кидали конфеты
а теперь так доплаты кидают под зад на заплаты;
не разжалобить смертью солдатской полков-никакого
лишь разжаловать до рядового, но жало не вырвать
оттого и не пишет никто, а ему и подавно!
вот родился б на свет он дівчиной угарной для жлопцев
чтобы прелести – кубком с виной были переходящим...
в зале славы дурной, министерства российской культурки
у «in medio stat» есть алтарь – чтобы мне без прибора
положить на него? (кто на нём написал «микроклимат»?)
а потом – всё! приехали! – нас медным тазом накрыло
и «летучий гренландец» с небес zeko-records свалился...
но ещё не потеряно всё, что по телу прошло и исчезло...
ну, спасибо, конечно, вам люди за аплодисменты!
28.07.2020 г.
* * *
человечек, кичащийся горной породой своей
испещрённый пещерным тату, твёрд пещеристым телом
на спортивной машине ночной город на́ спор таранит
разбивая на счастье её об его рестораны –
герастратив себя не у дел сетевым беспределом
оторвался по полной блондинке от отчих корней
сериала-бла-бла-бла звезда разве сдастся врагу?
ультразвук поп-культуры – нутру по труду и награда
для того, кто при родах на свет божий вышел из паба –
рэпер к трипперу лепетом трепетно клеит ром-бабу
на победном пиру с пиротехникой после парада
и печёной картошкой в запёкшемся кровью рагу
в храме, боже ты мой, благодатный огонь нарасхват
горячится народ, прижигая духовные язвы –
легче вырубить лестницу в плотных слоях атмосферы
чем слова свои выровнять буквами истинной веры –
спозаранку священными текстами точатся лясы
а к полудню начнётся резня – на СОБРата СОБРат...
в новый век рвутся крестообразные связки с Христом
где первичный бульон в галактическом супе с котом
19.01.2019 г.
* * *
в анатомическом театре кукол
идёт спектакль умалишённый пьесы
без зрителей без действия без звука
без скальпеля расходятся разрезы
по сцене тела главного героя
из рекламационного покоя
растяжки-ниточки вибрируют на «нет»
в конце туннеля аплодирующий свет
* * *
под корень говорю через века
на горе-русской (без креста) латыни
вожу губами по ушам пустыни
язык свой проглотив издалека
с чужой посмертной маской на лице
я принимаю на себя удары
сердечных слов из книг небесной кары
с крюками твёрдых знаков на конце
протаптывая смену поколений
я делаю из воздуха шаги
через себя отбрасывая тени
и видит Бог за пазухой итога
я разойдусь на все свои круги
от камушка в ботинке по дорогам