КВАНТОВАЯ ПОЭЗИЯ МЕХАНИКА

Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс

Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность. 
— Вернер Гейзенберг


Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали

Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Джим Моррисон
ПАВЕЛ БАЙКОВ

Байков Павел Николаевич (р.1958) — поэт.

Отец — Б. Николай Степанович (1924–1999), мать — Б. (Антонова) Тамара Фёдоровна (1928–1993), сестра — Шепелёва (Байкова) Ирина Николаевна (1951).

Первые два класса (1965–67) Б. учился в лен. ср. школе № 532. С третьего класса по восьмой — в школе № 161. В 1973 поступил в ПТУ № 10 на обучение специальности «монтажник радиоаппаратуры».

В начале семидесятых, как и многие подростки того времени, Б. «заболел» рок-музыкой и в 1974 стал участником самодеятельной рок-группы (т.к. особых талантов не проявил, то занял место «на кухне»; так называлась ударная установка).

Осенью 1977, после года обязательной отработки по специальности на з-де штурманских приборов (ЗШП), был призван в армию. Служил на полигоне общевойсковой Мозырской дивизии в Азербайджане под Кировабадом (Гянджа). Прослужив год, симулировал психическое расстройство. Пролежав три месяца в госпитале на нервном отд., был комиссован по статье 8-Б, с диагнозом «невроз навязчивых состояний». В марте 1979 вернулся домой и снова погрузился в рок.

Однако теперь роль бессловесного барабанщика стала тяготить Б. Он начал много читать, увлекся восточными философиями. Стал внимательней вслушиваться в тексты песен группы.

По словам Б., первые стихотворения написались сами собой в один из зимних вечеров 1979–80. С этого времени его читательский интерес обратился к поэзии. Сначала увлекся ранним Маяковским, от него перешел к Хлебникову, затем к О. Мандельштаму. Позднее поэтами его «рабочего стола» стали многие поэты русского авангарда.

После знакомства с хлебниковским «Степаном Разиным» Б. страстно увлекся палиндромами, а затем самостоятельно пришёл к омограммам (равнобуквицам). Итог: полипалиндром « КонецОценоК » в трех частях, монопалиндром « Нить Ариадны » и крохотная омограмма « Бамбуква » — были написаны в кон. восьмидесятых — начале девяностых.

Летом 2005 в руки Б. попала «Антология комбинаторной и рукописной поэзии», составленная С. Фединым, Г. Лукомниковым и Дм. Авалиани — оказалось, что в стране уже существует тесное сообщество комбинаторных поэтов. Ознакомившись с книгой, написал письмо одному из её составителей, С. Федину. Через него Б. познакомился со мн. интересными совр. авторами, некоторые из которых стали друзьями Б.: москвичи Г. Лукомников, В. Силиванов, Е. В. Харитонов и др., круг петерб. «авангардных» поэтов, новосибирский поэт Борис Гринберг, ставший не только другом, но и соавтором.

Цепочка знакомств привела Б. к первым публикациям в периодич. изданиях Евг. Степанова: «Футурум-Арт», «Дети РА» и «Зинзивер»; В. Мишина: «Словолов» «ЧЕ» и «АКТ», Е. Харитонова: «ДРУГое Полушарие». Но, как ни странно, начались они не с комбинаторной поэзии, а с традиционных текстов.

Знаковым для Б. знакомством стала встреча с поэтом-полифоносемантиком Александром Горноном. В кон. 2008 он предложил Б., Петру Казарновскому и Валерию Кислову создать лит. группу «иК°». Идея заключалась в том, чтобы собрать вместе поэтов, работающих не только со смыслами и образами, но и со «словом, как таковым».

В февр. 2009 в рамках празднования столетия русского авангарда группа «иК°», с примкнувшими к ней С.Бирюковым и Б. Констриктором, представила «Поэзо-концерт» по мотивам произведений участников действа (Музей петербургского авангарда — Дом Матюшина). В апреле группа показала сокращенный и переработанный вариант февральского поэзо-концерта под назв. « Призрак дома № 10 по Песочной улице ». Впоследствии на основе видео и подготовительных мат-лов А.Горнон смонтировал фильм с одноименным названием.

С 2006 Б. участвует в лит. жизни двух столиц: лит. чтения и фестивали, публикации в ж-лах, различных сб-ках, антологиях совр. и комбинаторной поэзии. Член жюри фестиваля лит. и худож. авангарда «Лапа Азора».

Сюжетной или другой «обычной» поэзии Б. всегда предпочитал поэзию авангардную. Но экспериментировать, в отличие от большинства совр. новаторов, предпочитает не с формой, а с содержанием. Б. обильно использует каламбуры с участием устойчивых выражений русского языка, синтаксические и семантические сдвиги. Всё это затрудняет знакомство зарубежного читателя с тв-вом Б., но не отменяет его. Стихотворения и малая проза Б. переводились на итальянский, болгарский и французский яз.

* * *

 

Памяти Бобрышевой Т.

 

На дне двух лиц, случайно совмещенных,

Туземец плоскости зеркальных качеств,

Искал единство паруса и ветра,

Растягиваясь в сумерках движенья…

 

 

 

 

 

Нить Ариадны

 

Плоть недвижима. Щелкал около кумиров огонь. «Лети, чумы марево, вера!» Зыбь робка рта – бисер ему пелена. Комик демонов замер дик, мастер тропок оргии ртом, сын сапог облак. Резво врагу дарима чернота горя. Распять Лукавого лик! Евангелием заката – марши кумача рвоты. «Покоя смерть – такса! Ты трясла, ты пила роман алкоголя. В морге чуда плоди беду слепо», – секире майор отвечал покорно, во благо вертясь. Чертог облав. И ртам сухим носима трава культа. Телу диво – блуд. Жемчугом дул Бог. Оторопи черви в речи поротого. Блуд могуч между лбов. «Иду летать, лукава ртами – сонм их». Усматривал Бог отречься – тревога лбов: Он – Рок! О плаче, второй Америке сопел судеб идол падуче. Гром вялого клана морали пытался рты таскать. Тремся о копыто врача – муки шрам!.. Атака змеи. Лёг на веки логова культ «Я» псаря – рогат он речами. «Радуга рвов, зеркал Бог опасны – смотри, игрок!» О, портрет самки – дрема. Звоном едким ока нелеп ум ереси – батрак борьбы зарев. О вера, мы мучительно говорим у колокола: «Клещами жив день толп!»

 

 

 

 

 

* * *

 

Один написал хокку,

Другой ответил ему хайку –

Басё в гробу перевернулся дважды.

 

 

 

 

 

* * *

 

они убивали и их убивали –

всем миром на первый-второй рассчитались

с нарядными войнами из бранной стали

ударив по-взрослому палец о палец

они убивали и их убивали –

стрелки́ встречных стрелок на картах генштаба –

и крест, и звезда кавалеров развалин

вели их друг к другу по минным ухабам

 

они убивали и их убивали –

потом лишь плевком отвечая на выстрел

когда с их груди ордена и медали

посмертно ушли на счета фалеристов:

калеки в коллекциях, звери в запарке

гуляет рванина глазами по полкам

врастая в состав исторической свалки

телами в чужих чемпионских футболках...

 

не слышно в груди одинокую скрипку –

военными маршами головы сыты

уходит земля из-под ног на засыпку

за жирные органы власти убитых...

они убивали и их убивали

согласно резцам приказного порядка –

мир движет война, остальное – детали

и грязные танцы на трупах вприсядку

 

18.04.2019 г.

 

 

 

 

 

Ответы на засыпку:

 

Злодеяние с чистым сердцем.

Чёрная неблагодарность, в белых одеждах.

Сама доброта, с крючковатым носом.

1:0 в пользу вреда.

Точка соприкосновения с пустотой.

Негодяй для гнусности.

 

 

 

 

* * *

 

К кому – так со скоростью света, а куда – так со скоростью тьмы!

 

 

 

 

* * *

 

Тяжело в мучении – легко в раю!

 

 

 

 

* * *

 

Бай-Го-Фу, как-то сказал мне, что со своей горы он может спуститься

в любую точку земного шара – и я ему поверил на слово!

 

 

 

 

* * *

 

«...А ты себя из своей фотографии в зеркало видел?»

 

 

 

 

* * *

 

«Моя голова пуста текстами».

 

 

 

 

* * *

 

На вид им, лет тридцать-тридцать пять, но выглядят они значительно дешевле.

 

 

 

 

* * *

 

Всякий текст можно свести к заглавной точке.

 

 

 

 

* * *

 

В русле дарвинизма: с точки зрения обезьяны, человек – злобный мутант.

 

 

 

 

* * *

 

Мы так боимся смерти, будто собираемся жить вечно.

 

 

 

 

* * *

 

Бог – это когда «внутри», даже если и «снаружи».

 

 

 

 

* * *

 

Пора учить языки адского пламени для общения друг с другом.

 

 

 

 

* * *

 

Иные имена мне хочется написать с двумя нулями.

 

 

 

 

* * *

 

У Пушкина и кляксы – гениальны!

 

 

 

 

* * *

 

«Откуда мне не знать об этом?»

 

 

 

 

* * *

 

Я – инопланетянин с планеты Земля.

 

 

 

 

* * *

 

Благородное серебро, плебейское золото…

 

 

 

 

* * *

 

«Плюс» – это два «минуса»: один вдоль, а другой поперёк!

 

 

 

 

* * *

 

Светящийся тупик в конце тоннеля.

 

 

 

 

* * *

 

Бог даст – мало не покажется!

 

 

 

 

* * *

 

Конечно, плохо, когда в тексте заметна напряжённая работа автора,

но ещё хуже, когда из-под всех слов сквозит безработица.

 

 

 

 

* * *

 

Ничего, что стол шатается – главное, чтоб выпивка и закуска

не переводилась на другие языки.

 

 

 

 

* * *

 

Бой кремлёвских курантов с нашими ушами.

 

 

 

 

* * *

 

Средство для похудания от полноты жизни.

 

 

 

 

* * *

 

Одни хлопают в ладоши, а другие, при виде этого, – глазами.

 

 

 

 

* * *

 

Достичь цели не значит поразить её своими возможностями.

А недобитая цель опасна для здоровья.

 

 

 

 

* * *

 

«Земляне, давайте выпрямим свои извилины навстречу друг к другу!»

 

 

 

 

* * *

 

В человеческом лесу встречаются такие деревья, что, как их не обходи, –

всё они на пути стоят или ветвями своими цепляются.

 

 

 

 

* * *

 

Шрамы от слёз украшают не только человеческие лица!

 

 

 

 

* * *

 

«…Не теряйся в лечении, находись в выздоровлении!»

 

 

 

 

* * *

 

Все мы вылеплены из одного теста… на беременность!

 

 

 

 

* * *

 

Отсебятина с бессебятиной.

 

 

 

 

* * *

 

«…Будь в теле своего письма к Всевышнему!»

 

 

 

 

* * *

 

Что это за ангел такой, без крыльев и с хвостом?

 

 

 

 

 

* * *

 

Полнолуние молится в сторону сонной артерии.
Вниз словами шевелится книжная пыль эзотерики.
Заколочена кровь. Заживает Второе Пришествие.
Утопая в часах, друг за друга цепляются шéстерни.
 

Время ходит е-два – е-четыре за линию вечности.
Храм от света отрезан горящими в золото свечками.
Осыпается дно. На зубах сокровенное крошево.
Затекают конечности в щели дальнейшего прошлого.
 

Я учился любить на живых организмах по полочкам.
Занимался огнём, проходя курс ранений осколочных.
Закрывался в глаза. Выживал из ума до последнего.
О себе сам с собой разговаривал через посредника.
 

Нет сегодня, нет завтра, нет будущей жизни над пропастью.
Посторонние мысли приходят священными тропами.
Проливается боль. Мой клинический ангел беспомощен.
Полнолуние молится в тонком сиянии облачном.

 

 

 

 

 

 

Прозарения Бай-Го-Фу

 

 

 

 

* * *

 

Толпа – это сумма единиц, равная нулю.

 

 

 

 

* * *

 

«Однажды наступят те времена, когда мы были счастливы».

 

 

 

 

* * *

 

«Я хочу жить до самой смерти».

 

 

 

 

* * *

 

«Я чувствую себя воздухом, упавшим в воду».

 

 

 

 

* * *

 

Каждый – человек настолько, насколько он выдержит сам себя – один на один.

 

 

 

 

* * *

 

Мать-одиночка – не волк-одиночка.

 

 

 

 

* * *

 

«Люди, не портите мне праздник своим весельем».

 

 

 

 

* * *

 

Она спит, как капелька дождя в луже.

 

 

 

 

* * *

 

«Расходимся по одному», – договорились между собой круги на воде,

прежде чем камень упал в воду.

 

 

 

 

* * *

 

Абсурд – это улыбка Смысла.

 

 

 

 

* * *

 

«...Ты хотя бы не думай, когда пишешь».

 

 

 

 

* * *

 

«…Чем же я детей своих кормить буду, друг другом, что ли?»

 

 

 

 

* * *

 

«Я столько раз принимал участие в игре слов со смыслом,

начиная на стороне слов и заканчивая на стороне смысла».

 

 

 

 

* * *

 

«Я испытываю к ней жгучее чувство юмора».

 

 

 

 

* * *

 

«Что за жизнь, скоро воду разжёвывать придётся».

 

 

 

 

* * *

 

...Впереди кентавра бежала его двуногая собака...

 

 

 

 

* * *

 

Хорошо жарким, солнечным днём отдохнуть в прохладе собственной тени...

 

 

 

 

* * *

 

«Обучаю утолению жажды успеха сухим молоком!»

 

 

 

 

* * *

 

Всякий творческий продукт – это побочный результат процесса самопроявления.

 

 

 

 

* * *

 

Каким ветром меня сюда занесло – таким и унесёт.

 

 

 

 

* * *

 

«Жажда любоваться ею открыла у него третий глаз».

 

 

 

 

* * *

 

«Каким языком говорю – таким и отмалчиваюсь».

 

 

 

 

* * *

 

«Все, что у меня сейчас есть – это то, чего у вас сейчас нет!»

 

 

 

 

* * *

 

«Моя природа: теряясь – находиться в нужном месте».

 

 

 

 

* * *

 

«Каждый свой текст, я предпочитаю сначала, хорошенько вымолчать в белом вине».

 

 

 

 

* * *

 

«Я размышляю или думаю, что размышляю? Я сочиняю тексты или,

незаметно от себя расставив воздушные сети, собираю улов?»

 

 

 

 

* * *

 

Искусство Комбинаторной поэзии:

Сосредоточившись на слове – рассредоточиться по буквам.

 

 

 

 

* * *

 

Без повода, но на поводке моей вынужденной остановки:

«Полезно, время от времени окружать себя необитаемым островом».

 

 

 

 

* * *

 

«Начинаю с чистого листа, работаю с чистым серебром и заканчиваю чистым золотом».

 

 

 

 

* * *

 

«...Так и хочется мухобойкой сбить с его лица приветственную ухмылку».

 

 

 

 

* * *

 

«...Рассыпь свою одежду – воробьям на счастье».

 

 

 

 

* * *

 

«Вот интересно, а что если каждая моя клетка обладает индивидуальным разумом –

что же тогда я?»

 

 

 

 

* * *

 

«Как быть: уйти в себя или сходить в гости?»

 

 

 

 

* * *

 

«Я – пневматический мужчина-тренажёр,

оснащённый брюшком добропорядочного насекомого».

 

 

 

 

* * *

 

«К какому же свету можно прийти, блуждая во тьме собственной правоты? К тому, что ли?»

 

 

 

 

* * *

 

А ведь только корабли уходят на дно с высоко задранным носом.

 

 

 

 

* * *

 

«...И где оно всё, что уже закончилось? По-видимому, там, где всё, что ещё не начиналось».

 

 

 

 

* * *

 

«Весь день проспал у телевизора с открытыми глазами».

 

 

 

 

* * *

 

«Я свои достоинства знаю не хуже, чем вы мои недостатки!»

 

 

 

 

* * *

 

«В душу ни к кому не лезу – своими потёмками сыт по горло».

 

 

 

 

* * *

 

«...Мы с ней чокнулись глазами, полными слёз».

 

 

 

 

* * *

 

...И счастье и беда – из одного корыта.

 

 

 

 

* * *

 

«От каждого своего текста я отстреливаюсь до последнего патрона».

 

 

 

 

* * *

 

Власти движутся по нам без тени сомнения на проблесковых маячках.

 

 

 

 

* * *

 

Человек – животное социальное, что очень хочется преодолеть ещё при жизни.

 

 

 

 

* * *

 

Ослепнуть – прозреть внутрь себя?

 

 

 

 

* * *

 

«Целый день я, в ожидании Её, ходил под себя из угла в угол,

не дыша от волнения перегаром».

 

 

 

 

* * *

 

«Всю жизнь я обрастаю подробностями, теряя целостность,

прикрывая свою естественную наготу. Прекрасный костюм для путешествия на тот свет».

 

 

 

 

* * *

 

«Не имея широких финансовых возможностей – располагаю солидным счётом

в Банке свободного времени и выбора».

 

 

 

 

 

 

* * *

 

1. светящиеся мглыбы

 

православный индеец без рода и племени – Азъ есмь!

вслед за ангельским войском с развёрнутым знанием-силой

до повышенных слов дотянул – дотянуть бы до дела

прикоснуться ко сну своему, сбросив кожу и кости:

прикипел сердцем к храму, а ноги несут к ресторану –

как мучительно больно по жизни мне трёт крест о рану!

 

нет в потёмках потомков подонков ни дна, ни покрышки!

президентом – типун на язык наш встал снова – здорово!

отчего ж так червонец рублёвый червями воняет?

хлеб с грехом пополам, ноги в руки, и – ходу отсюда!

чудеса в решете: в каждой бочке затычка – заточка!

залетел мотылёк на живой огонёк в крематорий!

 

от подельников не отличить облечённого властью

так и высится не установленной личностью в кресле

даже взятый с поличным иным обличителем власти

сохраняет инкогнито, в кресло вцепившись когтями –

новый орден Святого Владимира с бантом, с мечами

охраняет парадную форму его от нападок!

учреждённый в две тысячи этом году – награждают

им лишь тех облегчённых доверием (плутших из блудших)

кто себя без остатка отдал на потребу достатка!

внешне: копия ордена Ленина, только с орлами

на изнанке символики старой и с профилем новым...

 

здесь стираются в ноль даже черти с лица под чертами –

а из ангелов делают гель для ухода из жизни!..

 

02.07.2020 г.

 

 

 

 

 

 

2. выжигание по коже

 

замерзавцы в холодном поту согреваются теми

кто душевным теплом, не задумавшись, делится с ними!

 

молодой человек, доживая свой век в драной шкурке

за девицами всё ещё бегает козликом прытким

но, увы, лишь глазами теперь, ибо, старость в наградость!

молодая красивая девушка станет старухой

хорошо, если жизнь удалась – одуванчиком божьим

что с последней пушинкой взлетит на посмертное небо

а не то – жуткой ведьмой с седою косою до пола

на соседей косящейся, как на траву кормовую –

жаль, не видят такой, те, кто нынче её вожделеют!

...а природа сама для себя не является дикой –

у неё за спиной трилобиты культурных событий

где, в конце концов – каждый, начало начал обретает...

соревнуются люди, вотще покоряя природу –

совершенная в роде своём, совершённая глупость

завершённая в будущем (пирровой) полной победой!

прошлогоднего снега сугробы на Гробе Господнем –

задушевного холода нашего зимняя сказка...

только не приведи меня, Господи, мыслью в дом скорби

где с протёртых потерь лежебоки сдувают пылинки

где на стенах написано красной мочой имя розы!

ясен-красен: звезда – это крест безголовый с руками

и с раздвинутыми от греха не подальше ногами...

 

выжигание в дикой природе по собственной коже

убеждает любого – бежать на ловца без оглядки!..

 

19.07.2020 г.

 

 

 

 

 

 

3. p.s. сон-пронесон

 

и приснится ж такое: я шёл из России, с любовью

в титанических льдах по Атлантике западным курсом

сделав ноги туда, где однажды в Америке, ярче

Вифлеемской звезды для языческих глаз бэби-бума

заработал на детях большой рок-н-рольный коллайдер!

– мой хороший, плохой – злой собакой на каждого лает

но за пригоршню долларов будет молчать – нем, как рыба

а на несколько долларов больше – скулить, хвост поджавши...

будет: рубль – на убыль, а доллар – из грязи, да в князи

будет: евро на нервах играть в инвалютном оркестре

будет всё: войны карликов белых и красных гигантов

и братание войск их в огне планетарных пожаров!

тільки я вас всіх бачу – в чём мать родила вас от пуза:

в детстве людям на драку-собаку кидали конфеты

а теперь так доплаты кидают под зад на заплаты;

не разжалобить смертью солдатской полков-никакого

лишь разжаловать до рядового, но жало не вырвать

оттого и не пишет никто, а ему и подавно!

вот родился б на свет он дівчиной угарной для жлопцев

чтобы прелести – кубком с виной были переходящим...

 

в зале славы дурной, министерства российской культурки

у «in medio stat» есть алтарь – чтобы мне без прибора

положить на него? (кто на нём написал «микроклимат»?)

а потом – всё! приехали! – нас медным тазом накрыло

и «летучий гренландец» с небес zeko-records свалился...

но ещё не потеряно всё, что по телу прошло и исчезло...

ну, спасибо, конечно, вам люди за аплодисменты!

 

28.07.2020 г.

 

 

 

 

 

 

* * *

 

человечек, кичащийся горной породой своей

испещрённый пещерным тату, твёрд пещеристым телом

на спортивной машине ночной город на́ спор таранит

разбивая на счастье её об его рестораны –

герастратив себя не у дел сетевым беспределом

оторвался по полной блондинке от отчих корней

 

сериала-бла-бла-бла звезда разве сдастся врагу?

ультразвук поп-культуры – нутру по труду и награда

для того, кто при родах на свет божий вышел из паба –

рэпер к трипперу лепетом трепетно клеит ром-бабу

на победном пиру с пиротехникой после парада

и печёной картошкой в запёкшемся кровью рагу

 

в храме, боже ты мой, благодатный огонь нарасхват

горячится народ, прижигая духовные язвы –

легче вырубить лестницу в плотных слоях атмосферы

чем слова свои выровнять буквами истинной веры –

спозаранку священными текстами точатся лясы

а к полудню начнётся резня – на СОБРата СОБРат...

 

в новый век рвутся крестообразные связки с Христом

где первичный бульон в галактическом супе с котом

 

19.01.2019 г.

 

 

 

 

 

 

* * *

 

в анатомическом театре кукол

идёт спектакль умалишённый пьесы

без зрителей без действия без звука

без скальпеля расходятся разрезы

по сцене тела главного героя

из рекламационного покоя

растяжки-ниточки вибрируют на «нет»

в конце туннеля аплодирующий свет

 

 

 

 

 

 

* * *

 

под корень говорю через века

на горе-русской (без креста) латыни

вожу губами по ушам пустыни

язык свой проглотив издалека

 

с чужой посмертной маской на лице

я принимаю на себя удары

сердечных слов из книг небесной кары

с крюками твёрдых знаков на конце

 

протаптывая смену поколений

я делаю из воздуха шаги

через себя отбрасывая тени

 

и видит Бог за пазухой итога

я разойдусь на все свои круги

от камушка в ботинке по дорогам