КВАНТОВАЯ ПОЭЗИЯ МЕХАНИКА

Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс

Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность. 
— Вернер Гейзенберг


Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали

Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.

ЗАРУБЕЖНАЯ ПОЭЗИЯ

Джим Моррисон
MIRON BIALOSZEWSKI

Перевод Валерия Булгакова

 

 

ПРОВЕРЕННОЕ СОБОЙ

 

 

Проверенное собой

 

Стоит стул

артикул истины

изваяние себя самого

связанное в одно

 

  абстракцией реальности

 

Сломался.

И это форма:

 

  так — так канделябр

  так — бычья морда.

 

Абстракционистский зов стула

притягивает теперь

целые сонмы реальности

связует в одно

в составе истины

 

  реальность абстракции.

 

 

 

 

• • •

 

Как истовый циник слушаю,

или

Тонка кожура бочки

 

далее

 

  дождъ

  объективный

  стоит

  пирамидой

 

и уже

 

  уши

  напоены

  одним родом водосточных труб

 

истина

 

  всегда стекает в бочку

 

в ней и

обитают

Диогены

моих ушей

минималистические

 

 

 

 

 

Акты

 

Акт раскроенного бока.

Акт сердца.

Акт кости.

 

  Мясник дрожит

  в наготе нагота

  из наготы нагота

  так до мозга костей

  что же ты костный мозг?

  голый зверь?

  Чего ему и тебе?

 

 

 

 

 

РОМАН С КОНКРЕТНЫМ

 

 

Мосты первородные и Эль Греко спасающий

 

под поверхностями мира

сердцем к стене

что за философия

в малиновом отблеске

струящейся крови

на левом боку я чувствую себя

Эль Греко

 

и вправду ли

мост

    во мне

         с откосами

 

и эти

    в которых просто одуреваю

сокращения

 

  от собственных фундаментов

  до булавочных головок

  невесомых

  и уже без себя?

 

огонь холодный

до белизны

не убивай меня!

я я

цепенел вне стиля

как в детстве

еще раз мостом

но уже для терзаний

согласно Эль Греко

воскрес я

в его неонах

в том же броске

и безумии

 

 

 

 

 

АВТОПОРТРЕТЫ

 

 

Серые вопросы

 

Белизна зашласъ изумрудной серостъю:

 

  бумага белая с рюмками на столе

  угол постели

  чайник.

 

Что за блеск

затмил мне окно?

 

Что там

сегодня

в ложбине года?

 

Который это день Творения

и каких людей?

 

 

 

 

Автопортрет радостный

 

Не думайте, что я несчастлив.

Радуюсь, что думаю.

Думайте, что радуюсь.

 

Сознание — танец радости.

Мое сознание танцует

 

  пред лампой дождя

  пред скорлупкой стены

  пред овощным магазином с головами капусты

  пред собственной непредсказуемой рукой

  пред невыхолощенным изваянием реальности

 

 

в блистателъном роскошестве забавы

и торжестве богослужения

неразделимо

мое сознание танцует.

 

А если танец прервется,

обыкновением всякого облачка

пойду на небо —

 

  где ничего не чувствуешь

  где был прежде прежнего

  где уже до конца буду, когда не буду

  там -- радость неописуемая

 

 

.........................................

И все.

 

 

 

 

 

Не умею писатъ

 

темно здесь...

что там о сером свитере?

лишь это.

 

на дворе

уже после отжатых лимонов

снег

 

дерево среди холода и в структуре формы

неразгаданное

не шумит

 

куда выйти из слова?

 

 

 

 

 

ПЕРВОУСТРОЕНИЕ ЧУВСТВ

 

 

Надволковыйской ночи единственное число

 

Ухо волка выло к ветру.

Староцерковная хлябь.

Шатались лисы

между горами

шло

стекло

голубой горы

в звезд желчь

кропил:

 

  ночлег

  сова

  неустоялость

  открытый лог мест

  до Волковыи

  до до —

  и на —

  речья

  дна

  стоялого

  склоненья:

  влк

  влка

 

 

 

 

Первоустроение чувств

 

мой язык острые

мой язык травы

щиплют меня

в веремень (цветок)

 

  один

  а и-их взмахом

 

  острия

  мягкого

  стольких кос

  гудом

  я луга выел

  ухо прободал

 

 

 

 

 

Причинность цветка

 

причина цветка

коснуться без

повода                             

: корзинка

: корзиночная корона

ритм

точно верность

окончаний пальцев

коронных

космочками

свивающими

выпуклость чувства

:

цветок причины

 

 

 

 

 

• • •

 

Рыкающий днем

уличный лев

ночью в продолговатой снежной яме

крепко спит и сквозь сон

хронику опекает

 

как церемония перехожих

ночь

 

это потолок

возражает дольнему снегу

 

это выбеленный в Карпатах

епископ Мартин заливается солнцем без тени

 

это святой Люблин на заре

в седловинах юрских

с меловым сухим лицом

 

 

 

 

 

 

ОТЦЕПИТЕСЬ

 

 

Размахи

 

  — 610 ночная, 611, 604 имеются

  — а до этого, до этого?

  — а это как с Бахом, 1001, 1002 для скрипки, меньшие номера не все в наличии. 250 кантат погибло:

 

 

 

 

Дом блочный, я в нем

 

— Тралла

 

ла лаа! — радио с бабой

— ууу! — ребенок где-то

 

— Тралла

 

ла лаа! — баба

— уу! — ребенок

 

— Трала

 

ла ла — баба

— уу — ребенок

 

— Тра

 

ла ла

— у

 

е-хе

ухо мое тронулось?

 

э нет:

воскресенье

понеслось

держитесь люди!

 

 

 

 

 

Эта новая квартира как гвоздь в подсознании

 

Разворошена.

 

Сны меня обступили

с шантажом

угрозами.

 

Дни идут.

Понемногу собираюсь.

 

Мои сны свидетельствуют обо мне,

фи.

 

ЖИВУ, ЖДУ

приходит на новое место

однажды

дважды

кто?

тот дух

 

 

 

 

Перенесение

 

Эта новая гора успокоилась

а так тряслась

«Всего наилучшего»

я, свозимый клетью на низ,

на мост под турецкое небо,

за мост, покупаю,

возвращаюсь, они пахнут, белые,

их боятся, я нет.

В этот лиловый час

на панели

монашки в воронке после меня

поют

«in paradiiisum:»

 

 

 

 

Сзываются на каком? на землянском

 

в небе бурлит как в воде

 

время увязло в себе

и я

 

взад взад

 

бурлит искусственное, черное

они бетонируют

полунагие, низкорослые

оттуда

плачет только родившийся

зной в вышине

внизу не знаю

начали ли уже

пирамиду

 

СИЖУ, ЛЕЖУ

зависнув

слетай

не тяни

и слышу

как скрадывается

к отказу

словно бы к молоку

 

СКОЛЬЖЕНИЕ БЕЗДНЫ

вдоль сна.

В раз последний дух мой летает

над мостами

над водами с заливами

 

удержание вздоха

 

ууу —

далось

 

 

 

 

Летние силы

 

НОГА НЕМЕЕТ

Страх. Что?

Заткнуть рот и ни-ни

 

КАРАУЛ

 

Сижу.

Морда вниз.

Был.

 

СИЛЫ ПОКИДАЮТ ГОЛОВУ

меня всего

оставляет твердость

уже тает сознание

э нет!

спасайся

 

— ХВАТАЙ ЗА ХВОСТ РАДОСТЬ

Ядвига на это мне и телефону

— А то хватает за хвост горесть

— А надо наоборот — кричу, а она перекрикивает это Ане

Садится, устраивается

— Горесть не ловят за хвост, она сама сваливается на голову, в голову

— Вот и нужно хватать за хвост радость, всегда оправдывается.

     Даже если вырвется, останутся перья.

 

 

_____________________________________

 

 

Cтихи разных лет. Переводы Астафьевой. 

 

 

ТРАКТАТ О СТОЛИКОВЫX БАРАНАХ

 

Фантазия варшавской Праги,

ассирийские рога

и одна нога,

крытая красным

лаком.

О базар! базар! базар!

О баран! баран! баран!

Вот его профиль

— виденный слева —

и его баранья королева —

ах! два профиля Нефертити

как ни вертите.

Четыре красных точки — уши,

Вавилоны

инкрустаций и узоров,

серебрецо — битого зеркальца осколки,

руна золотые Гомеры,

лазоревый цоколь.

А дальше: бараны

в кружевах брабантских

и бараны из Византии,

и бараны в коронах ориньякских... [1]

Который тропик?

«Год который — век который?»

Магии — религии — ритуалы.

А все это из пещер,

из предместий,

простонародные Ментоны, [2]

тысячелетние трали-вали,

палеолит

провинциальный

 

1. Ориньякское время — время расцвета пещерного искусства позднего палеолита в Западной Европе. 

2. Ментона — в Италии — место, где археологами найдены погребения позднего палеолита. 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ КЛЮЧА

 

Ключ

имеет запах

гвоздяной воды

вкус электричества

а как фрукт

он терпкий

недозрелый

весь он целиком

косточка.

 

 

 

 

С 14 НА 15 ДЕКАБРЯ 1963

 

Крикнул себе, довольному собой,

чтобы услышал. Вот уж три дня

полный покой. Тепло. Час поздний.

Значит, никто не грозит. Есть, что

читать, курить. Хочется записать.

Хорошо лежать, не хочется встать,

но встаешь на минуточку и

не сразу хочется лечь, зато

как ляжешь, то еще лучше.

Может, это то, чего

я не признавал, не понимал:

любовь к самому себе? так

называемая. Ведь еще и то,

что кому-то что-то устроил

и можно быть собою?

чуточку гордым.

И еще эта роскошь, что можно

уж перестать писать, начать читать,

перестать читать, хотеть писать,

а не записать, начать читать и читать, впадая в сон, пугать себя

пробужденьем, ловить текст, позволить

себе погасить свет. И в довершенье

радость бесстыдства в этом признаваться

себе с надеждой, что другие

узнают и признают.

 

 

 

 

• • •

 

от окна? от батареи?., кап!

или я что-то тронул? снова кап!

Знаю, что нет мышей и тем

паче разбойника, духа,

! жду! воображаю

душ, но... гораздо хуже,

когда логически помыслишь,

что это здесь почти, но на балконе, все разлетаются в брызги

! хуже! я понял: каплет

из батареи мчусь

проверить, чтоб не залила

меня беда ой, эти ощущенья,

мышленья, хотенья, неожиданности (есть, но когда уже есть, то

зато какая)

кап!

не хочется встать

не каплет

потому что я не проверил вста-

ю... и что

ничего! от чрезмерной впечатлительности я за капанье принял

шум никакие не батареи — дождь

обо что-то в окне (или за) бьет,

...идет весна и пугает,

потому что в нее уж не веришь.

 

 

 

 

ЕЩЕ РАЗ 18 МАЯ

 

Вилянов [3]

действует еще. Черняков.

В чем тут дело? В тех двух куполах

и чтоб там быть на фоне неба

(погоды). Между ними

красивая вода,

Повсиньская — как когда, дома

наверняка некрасивы, а купола —

тот зеленый, а тот голубой —

решают. Я не исключаю

остального. Но

купола здесь делают погоду

и порядок и эстетику. Воспоминания (?). Может быть, это.

С тем, что я пришел

к эстетике приятия всего.

Лишь бы принимать. Само

хотелось. И пожалуй, приемлешь. Как жизнь.

Есть потому что есть.

 

3. Вилянов — дворец и парк на юге Варшавы, Черняков — район на юге Варшавы, Повсиньская — улица в этой части города. 

 

 

 

ИДУ ЗА ХЛЕБОМ ДЛЯ МАМЫ

 

Миную двух уток.

— Всю жизнь в Гарволине? [4]

— Почему бы нет.

Куры

уже на шестке

распушили перья.

Дородны.

Хочется жизни дородной.

Потому что если дух,

то без ничего.

Почему так летят

на этого духа?

На невидимые перья?

Но пока там что,

вспархивать нужно

на этих.

 

4. Гарволин — маленький городок в 60 км от Варшавы. 

 

 

 

 

 

ПОЛУЗНАКОМАЯ

 

первый раз

из провинции

— вы так нарочно пускаете грустную музыку

когда я прихожу

— это бах

вы нарочно, чтобы я плакала

— чтобы вы? это Бах

— чтобы меня выгнать

 

 

 

 

 

ВАВИЛОН

 

Колотит хвостом

колотит хвостом

Исчадье тьмы.

А мы-то думаем что это мы.

 

 

 

САМ НЕ СВОЙ

 

но я освоюсь

не первый раз

только что разные эти разы

 

__________________________________________

 

 

 

Перевод с польского Рене Римских

 

 

• • •

 

гляжу, в самый канун

ковыль — ковыляет дед

— ты ж

двухтыщ?

— он.

— тебе

уж пора?

— ага.

 

— да ты как меня минул

мимо?

 

в январе

помню

у окна был

салат с сухарями, а ты

уже все?

— ну.

 

— я не хочу

все!

 

— начнешь

снова.

 

— я не хочу

с нового!

 

— у, жаль.

 

и ковыль себе прочь

 

я еще

что в феврале

все под мойкой

стучали

 

а он сгинул

в дали

 

ковыль

со всем

совсем

 

и его

никогде

нет

 

_____________________________

 

 

• • •

 

встать вверх —

в небо — ногами

оттолкнуться

и улететь

Мирон БЯЛОШЕВСКИЙ (польск. Miron Białoszewski, 30 июня 1922, Варшава, Польская Республика — 17 июня 1983, Варшава, Польская Народная Республика). Родился в Варшаве. Аттестат зрелости получил на тайных курсах в годы оккупации, начинал учиться в тайном Варшавском университете. После разгрома Варшавского восстания был вывезен гитлеровцами на принудительные работы в Германию. В 1947 окончил в Варшаве курсы журналистики и до 1951 работал как репортер в прессе. В 1955-1963 один из руководителей экспериментального театра, где поставил пять спектаклей, главным образом по собственным текстам. Первая книга стихов — 1957. Автор многих книг стихов и нескольких книг прозы, из которых наибольшую популярность получил «Дневник Варшавского восстания» (1970; премия Министра культуры и искусства — 1971).