КВАНТОВАЯ ПОЭЗИЯ МЕХАНИКА

Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс

Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность. 
— Вернер Гейзенберг


Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали

Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.

ЗАРУБЕЖНАЯ ПОЭЗИЯ

Джим Моррисон
Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni

[ИСТИНА]

 

Я удивляюсь, Господи, Тебе.

Поистине — «кто может, тот не хочет».

Тебе милы, кто добродетель корчит.

А я не умещаюсь в их толпе.

Я твой слуга. Ты свет в моей судьбе.

Так связан с солнцем на рассвете кочет.

Дурак над моим подвигом хохочет.

И небеса оставили в беде.

За истину борясь, ищу отдушин.

Деяний я хочу, а не словес.

Тебе ж милее льстец или доносчик.

Как небо к моим жертвам равнодушно —

так я плюю на милости небес.

Сухое дерево не плодоносит.

 

 

 

[ЛЮБОВЬ]

 

Любовь моя, как я тебя люблю!

Особенно когда тебя рисую.

Но вдруг в тебе я полюбил другую?

Вдруг я придумал красоту твою?

Но почему ж к друзьям тебя ревную?

И к мрамору ревную, и к углю?

Вдвойне люблю — когда тебя леплю,

втройне — когда я точно зарифмую.

Я истинную вижу Красоту.

Я вижу то, что существует в жизни,

чего не замечает большинство.

Я целюсь, как охотник, на лету.

Ухвачено художнической призмой,

божественнее станет божество!

 

 

[УТРО]

 

Уста твои встречаются с цветами,

когда ты их вплетаешь в волоса.

Ты их ласкаешь, стебли вороша.

Как я ревную к вашему свиданью!

И грудь твоя, затянутая тканью,

волнуется, свята и хороша.

И кисея коснется щек, шурша.

Как я ревную к каждому касанью!

Напоминая чувственные сны,

сжимает стан твой лента поясная

и обладает талией твоей.

Твои наряды — редкостно нежны.

Нежней объятий в жизни я не знаю...

Мои объятья в тыщу раз нежней!

 

 

 

[ГНЕВ]

 

Здесь с копьями кресты святые сходны,

кровь Господа здесь продают в разлив,

благие чаши в шлемы превратив.

Кончается терпение Господне.

Когда б на землю он сошел сегодня,

его б вы окровавили, схватив,

содрали б кожу с плеч его святых

и продали бы в первой подворотне.

Мне не нужны подачки лицемера,

творцу преуспевать не надлежит.

У новой эры — новые химеры.

За будущее чувствую я стыд:

иная, может быть, святая вера

опять всего святого нас лишит!

 

Конец.

Ваш Микеланджело в Туретчине.

 

 

 

[К ДАНТЕ]

 

Единственно живой средь неживых,

свидетелем он Рая стал и Ада,

где Справедливость правила Расплату.

Он, как анатом, все круги постиг.

Он видел Бога. Звездопадный стих

над родиной моей рыдал набатно.

Певцу нужны небесные награды.

Ему не надо почестей людских.

Я говорю о Данте. Это он

не понят был. Я говорю о Данте.

Он флорентийской бандой не сожжен.

Непониманье гения — закон.

О, дайте мне его прозренье, дайте!

И я готов, как он, быть осужден.

 

 

[ЕЩЕ О ДАНТЕ]

 

Звезде его слова наши — как дым.

Похвал, достойных Данте, так немного.

Мы не примкнем к хвалебному потоку.

Хулителей его мы пригвоздим!

Прошел он двери Ада, невредим,

пред Данте открывались двери Бога.

Но люди, рассуждавшие убого,

дверь родины захлопнули пред ним.

О родина, была ты близорука,

когда казнила лучших сыновей,

себе готовя худшую из казней.

Всегда ужасна с родиной разлука.

Но не было изгнания подлей,

как песнопевца не было прекрасней!

 

 

[ТВОРЧЕСТВО]

 

Когда я созидаю на века,

подняв рукой камнедробильный молот,

тот молот об одном лишь счастье молит,

чтобы моя не дрогнула рука.

Так молот Господа наверняка

мир создавал при взмахе гневных молний.

В Гармонию им Хаос перемолот.

Он праотец земного молотка.

Чем выше поднят молот в небеса,

тем глубже он врубается в земное,

становится скульптурой и дворцом.

Мы в творчестве выходим из себя.

И это называется душою.

Я — молот, направляемый Творцом.

 

 

ДЖОВАННИ СТРОЦЦИ

НА «НОЧЬ» БУОНАРРОТО

 

Фигуру «Ночь» в мемориале сна

из камня высек Ангел, или Анжело.

Она жива, верней — уснула заживо.

Окликни — и пробудится Она.

 

 

ОТВЕТ БУОНАРРОТО

 

Блаженство — спать, не ведать злобы дня,

не ведать свары вашей и постыдства,

в неведении каменном забыться...

Прохожий! Тсс... Не пробуждай меня.

 

 

ЭПИТАФИЯ

 

Я счастлив, что я умер молодым.

Земные муки — хуже, чем могила.

Навеки смерть меня освободила

и сделалась бессмертием моим.

 

 

ЭПИТАФИЯ

 

Я умер, подчинившись естеству.

Но тыщи душ в моей душе вмещались.

Одна из них погасла — что за малость?!

Я в тысячах оставшихся живу.

 

 

[ФРАГМЕНТ АВТОПОРТРЕТА]

 

Я нищая падаль. Я пища для морга.

Мне душно, как джинну в бутылке прогорклой,

как в тьме позвоночника костному мозгу!

 

В каморке моей, как в гробнице промозглой,

Арахна свивает свою паутину.

Моя дольче вита пропахла помойкой.

 

Я слышу — об стену журчит мочевина.

Угрюмый гигант из священного шланга

мой дом подмывает. Он пьян, очевидно.

 

Полно во дворе человечьего шлака.

Дерьмо каменеет, как главы соборные.

Избыток дерьма в этом мире, однако.

 

Я вам не общественная уборная!

Горд вашим доверьем. Но я же не урна...

Судьба моя скромная и убогая.

 

Теперь опишу мою внешность с натуры:

ужасен мой лик, бороденка — как щетка.

Зубарики пляшут, как клавиатура.

 

К тому же я глохну. А в глотке щекотно!

Паук заселил мое левое ухо,

а в правом сверчок верещит, как трещотка.

 

Мой голос жужжит, как под склянкою муха.

Из нижнего горла, архангельски гулкая,

не вырвется фуга плененного духа.

 

Где синие очи? Повыцвели буркалы.

Но если серьезно — я рад, что горюю,

я рад, что одет, как воронье пугало.

 

Большая беда вытесняет меньшую.

Чем горше, тем слаще становится участь.

Сейчас оплеуха милей поцелуя.

 

Дешев парадокс, но я радуюсь, мучась.

Верней нахожу наслажденье в печали,

в отчаянной доле есть ряд преимуществ:

 

Пусть пуст кошелек мой. Какие детали!

Зато в мочевом пузыре, как монеты,

три камня торжественно забренчали.

 

Мои мадригалы, мои триолеты

послужат оберткою в бакалее

и станут бумагою туалетной.

 

Зачем ты, художник, парил в эмпиреях,

к иным поколениям взвивал свой треножник?!.

Все прах и тщета. В нищете околею.

Таков твой итог, досточтимый художник.

 

 

[СМЕРТЬ]

 

Кончину чую. Но не знаю часа.

Плоть ищет утешенья в кутеже.

Жизнь плоти опостылела душе.

Душа зовет отчаянную чашу!

Мир заблудился в непролазной чаще

средь ядовитых гадов и ужей.

Как черви, лезут сплетни из ушей.

И Истина сегодня — гость редчайший.

Устал я ждать. Я верить устаю.

Когда же взойдет, Господь, что ты посеял?

Нас в срамоте застигнет смерти час.

Нам не постигнуть истину Твою.

Нам даже в смерти не найти спасенья.

И отвернутся ангелы от нас.

Микеланджело Буонарроти (полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони) (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni) (1475 — 1564) — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни.

 

Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Среди его архитектурных свершений — проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие. Исследователями считается, что искусство Микеланджело начинается и завершается изображением человеческого тела.

 

 

Жизнь Микеланджело Буонарроти: непростой путь талантливого художника, архитектора и скульптора

 

Одним из самых поразительных и невероятных мастеров Высокого и Позднего Возрождения многие эксперты называют Микеланджело Буонарроти, и в этом есть смысл. Гениальный скульптор, идеально составляющий пропорции в своем воображении, великий живописец, тонко чувствующий любые мельчайшие оттенки, архитектор, чьи сооружения по красоте и изысканности не имеют конкурентов в мире, а кроме всего, еще философ, мыслитель и поэт. Шедевры, созданные им, намного веков пережили своего автора и будут популярны еще неисчислимое количество столетий спустя, однако не всякий знает, что представлял из себя этот человек.

 

 

Божественный Микеланджело: биография художника

 

Итальянская Флоренция, большой и красивый город-крепость на реке Арно, подарила миру колоссальное количество выдающихся личностей от людей искусства до знаменитых политиков и общественных деятелей. Считается, что именно Микеланджело воплотил в себе того самого творца-гуманиста, к которому стремилось Возрождение. Однако он уже далеко не так прост, как его предшественники, к примеру, Рафаэль Санти или Леонардо да Винчи, которые еще ранее создали и облекли в форму мир гармонии красок. Этот художник заметно отличается от них, его работы наполнены противоречиями, трагическим сознанием несовершенства бытия как такового, а также ожиданием идеала, одиночеством человека в огромном мире, восторгом и страхом перед стихией.

 

 

Кратко о Мастере эпохи Возрождения

 

Жизненная дорога Микеланджело оказалась тяжёлой, начиная с раннего детства. Так и не познав в полной мере родительской любви, он воспитывался в семействе гончара, а потом, вопреки воле отца, напрочь отказался проходить курс обучения в латинской школе. Вместо этого он пришел, сжимая в руках скрученный дешевый холст, в мастерскую одного из известных художников и был принят. После подготовки и поступления в художественную школу его заметил сам правитель Лоренцо Медичи Великолепный, который и ввел будущего прославленного гения в высший свет того времени.

 

После смерти флорентийского просвещенного правителя города-крепости, а также изгнания с позором его семейства, к власти был приведен знаменитый монах Джироламо Савонарола и провозглашена республика. Художник сперва перебирается в Венецию, а потом в Болонью и Рим, где творит незабвенную скульптуру «Пьета» («Оплакивание Христа»), но сердце его остается на родине. Вернувшись, он создал знаменитого «Давида», который стал символом Флоренции.

 

Он изваял знаменитую гробницу Юлия Второго, а также расписал потолок Сикстинской капеллы, а на фамильный склеп Медичи ему пришлось истратить около четырнадцати лет своей жизни. Его художественным и иным произведениям нет числа. При жизни художник Микеланджело Буонарроти считался человеком великим, одаренным талантами. С высоты прошедших лет можно сказать, что он действительно являлся одним из самых выдающихся творцов за всю историю человечества.

 

Обедневший флорентийский аристократ по имени Людовико ди Леонардо Буонарроти Симони (Ludovico di Leonardo Buonarroti Simoni) проживал в крохотном поселке Капрезе (ныне коммуна Капрезе-Микеланджело), который раскинулся в непосредственной близости от тосканского Ареццо. Предки его были банкирами, но сберечь деньги, доставшиеся от них, мужчина так и не смог, возможно, ввиду отсутствия таланта финансиста, а может, из-за большого количества детишек. Потому он периодически занимал государственные управленческие места, чтобы подзаработать. В положенное время он женился на юной девушке Франческе ди Нери ди Миниато дель Сиена (Francesca di Neri del Miniato di Siena), которая была крайне истощена бесчисленными ранними родами.

 

Ранним утром шестого марта 1475 года, где-то часов в четыре или пять, женщина произвела на свет младенца, которому было дано имя Микеланджело. Спустя два дня в храме Сан Джованни ди Капрезе было совершено таинство крещения. Причем крестными родителями в церковной книге значится десять человек, каждый аристократического происхождения. Он был вторым по счету из пяти братьев. Любопытно, что ни в одном своем письме родственникам Микеланджело так ни разу и не упоминает мать, возможно, он ее просто не помнил, так как умерла она раньше, чем ему исполнилось шесть. Спустя четыре года папаша женился снова и привел в дом Лукрецию Убальдини, что стала мачехой для его потомства.

 

 

Детство и юность Мике

 

Изначально, как только малыш лишь слегка подрос, его отдали кормилице, что было на время нормальной практикой. Мальчишка был живым и любопытным, а муж его названной матушки был гончаром. Впоследствии скульптор Микеланджело писал, что справляться с резцом и глиной он научился гораздо раньше, чем говорить. Возможно, кривобокие фигурки, которые он лепил и обжигал в печи, подтолкнули его творческое мышление к активному развитию.

 

Отец желал дать сыновьям приличное образование, чтобы в будущем они могли обеспечить себя, но Мике упорно отказывался учиться. Школа Франческо Галатеа да Урбино ничего не смогла дать талантливому в иных сферах парнишке. Ему казались скучными математика и латынь, зато рисование, музыка и скульптура были очень интересными. С горем пополам к восемьдесят восьмому году ему удалось уговорить отца определить его не в обычное учебное заведение, а в художественную мастерскую известного на то время живописца по имени Доменико Гирландайо.

 

Тут он научился основам мастерства, разобрался в материалах и инструментах. Как раз тогда была написана и первая его серьезная работа – копия картины великого немецкого рисовальщика Мартина Шонгауэра, названная «Мучения (Терзания) святого Антония». Через год парню показалось, что мастер больше ничего не может ему дать, и он перешел в обучение к настоящему скульптору Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni), который трудился под эгидой покровителя искусств и наук Лоренцо ди Пьеро де Медичи, прозванного Великолепным. Правитель Флоренции сразу же увидел талант юноши и стал для него вторым отцом до самой своей смерти.

 

 

Творческий успех религиозного скульптора и художника

 

С раннего детства жизнь Микеланджело была наполнена событиями, потому скучной ее назвать никак нельзя. Каждый, кто встречал его, сразу же видел колоссальный талант и невероятное художественное чутье этого человека. Руку мастера можно было узнать из сотен и даже тысяч работ других молодых дарований, которых хватало в эпоху Возрождения, однако равному ему нужно было еще поискать.

 

 

Работы по заказу

 

Приблизительно в девяностом году его приглашает ко двору сам Лоренцо Великолепный, где он пробыл последующие два года, продолжая упорно трудиться, создавая один свой шедевр за другим. Именно тут к нему приходит осознание, что он не только скульптор или живописец, но также философ и поэт. В доме Медичи юноше удается познакомиться с выпускниками Платоновской академии, а также постичь смысл собственного бытия.

 

Считается, что по заказу Лоренцо в ранние годы скульптор создал несколько работ, среди которых «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы». После кончины правителя художник возвращается в город, где создает «Спящего Купидона» и «Святого Йоханнеса» уже под управлением монаха-проповедника Савонаролы.

 

В девяносто шестом году работы мастера замечает Рафаэль Риарио, бывший тогда кардиналом. Он сразу же приобретает Купидона и приглашает автора в Вечный город, чтобы дать ему работу. С девяносто шестого по пятьдесят первый год им были созданы знаменитая «Римская Пьета» и «Вакх».

Уже к первому году шестнадцатого века Буонарроти возвращается в родной город и продолжает трудиться по заказам от разных храмов и известных, богатых аристократов.

В знаковом 1505-м Микеланджело был срочно вызван прямиком к престолу папы Юлия II, который желал получить высокохудожественную гробницу для себя. Восемь месяцев художнику пришлось пробыть на рудниках в Карраре, выбирая мрамор, подходящий для его задумки. Вернувшись и сделав такие части комплекса, как «Лия» и «Моисей», он обнаруживает, что платить папа совсем не собирается. Обиженный скульптор бросает все это и едет домой. Но уже в следующем году случайно встречает понтифика в Болонье, тот извиняется, отдает долги и заказывает свою бронзовую статую в полный рост, над которой Буонарроти трудился весь седьмой год.

К тринадцатому году скряга Юлий умирает, а приятель детских игр, а также сынок Лоренцо Великолепного, Джованни Медичи, становиться новым папой – Львом Десятым. В том же году он получает от него заказ на мемориал «Христос с крестом» и капеллу папы в немецком Энгельсбурге.

Начиная с шестнадцатого года, живописец постоянно колесит по стране в поисках подходящего камня для своих творений. В основном все это время он продолжает усиленно трудиться над базиликой Юлия второго. Только в сорок шестом году от нового папы Павла III поступают заказы, которыми он будет гордиться до конца дней. В рамках проекта был полностью завершен Палаццо Фарнезе, а также отработано убранство Капитолия.

Микеланджело постоянно стремился в родную Флоренцию, но назначение главным архитектором собора Святого Петра окончательно перечеркнуло эти планы. Он никак не мог уехать до тех пор, пока не завершит работу. Более того, в договоре черным по белому написано, что никакого вознаграждения ему не требуется, а он трудится чисто из любви к Всевышнему.

 

 

Скрытые послания в творениях Микеланджело

 

Потомки критически рассматривают творения древних, в особенности в нашем прагматичном двадцать первом веке. Однако, как и у Леонардо да Винчи, в работах Микеланджело Буонарроти имеется огромное количество скрытых знаков и символов, которые без помощи специалиста очень трудно разглядеть, а главное – осмыслить.

 

В Сикстинской капелле, а вернее во фреске «Страшный суд», многие находят много каббалистических, еврейских, а также явно языческих символов. Однако многие специалисты утверждают, что там имеются даже откровенные оскорбления в адрес скряги папы Юлия Второго, с прямыми намеками на его нестандартную половую ориентацию. Ватиканский экскурсовод Рой Долинер и его приятель-раввин Бенджамин Блеч написали книгу на эту тему под названием «Загадка Микеланджело», которая в 2009 году была выпущена на русском языке.

Среди других фресок того же комплекса, можно при желании отыскать намеки на строение человеческого мозга. К примеру, это заметно на одной фигур, изображающих Бога, на шее которого явственно прослеживаются его очертания, а тень нарисована таким образом, чтобы подчеркнуть это еще больше.

Картина «Сотворение Адама» — точно мистическое послание от художника прошлого потомкам. Ученые наложили на изображение Бога в окружении ангелов очертания человеческого мозга и поразились – все детали в точности совпадали.

Существует и другие намеки на скрытые послания, их чрезвычайно много. К сожалению, большинство из них «притянуты за уши», но есть и достоверные. К примеру, на одной из фресок имеется очертания почки, что было чрезвычайно актуальным для самого скульптора, который сильно страдал от камней.

 

 

Стихотворное творчество Микеланджело

 

Этот человек известен не только своими художественными навыками и талантами. Он мастерски владел словом, да так, что считался одним из известных поэтов эпохи позднего Ренессанса. До наших дней дошло более трех сотен стихотворений, главными мотивами которых стали одиночество творца в жестком мире, воспевание человека, как божьего творения, и горечь разочарования. Считается, что он писал с раннего детства, однако в молодости сжег большинство своих произведений.

 

Зато вот на музыку были положены многочисленные его творения. К примеру, красивые, ритмичные стихотворения использовали в своих работах такие композиторы, как Якоб Аркадельт, Жан де Конс, Констанца Феста, Бартоломео Тромбончино. После смерти Буонарроти его текстами вдохновились также Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и даже Дмитрий Шостакович. Разбираясь, чем знаменит Микеланджело нельзя закрывать глаза и на этот аспект его всесторонне развитой личности.

 

 

Личная жизнь скульптора

 

Судить о привязанностях и наклонностях великого мастера после стольких прошедших лет довольно сложно. Многие биографы и историки считают, что он был действительно страстной натурой, но вот физической близости избегал в любых ее проявлениях. Как было на самом деле, мы можем только догадываться.

 

 

Мужчины или женщины

 

Поговаривают, что точно также, как да Винчи, Микеланджело Буонарроти имел гомосексуальные склонности, хотя факт связи подобного рода ничем не подкреплен и никаких свидетельств тому нет. Однако точно известно, что мужская нагота ему, как художнику, была точно ближе, чем женская. В возрасте пятидесяти семи лет скульптор вдруг обзавелся учеником и верным другом, римским аристократом, молодым Томмазо Кавальери, которому на тот момент едва исполнилось двадцать три. Скорее всего, чувства так и остались платоническими.

 

По-настоящему влюбиться Микеланджело довелось только на склоне лет, когда в шестьдесят один он познакомился с сорокасемилетней маркизой Пескара, прекрасной Витторией Колонна. Она приехала в Рим в тридцать шестом и сразу же покорила сердце престарелого поэта. Что же касается женитьбы, то мэтр никогда не связывал ни с кем свою судьбу и потомков не имел.

 

 

Смерть великого Мастера: память об итальянском художнике

 

К концу жизни творец стал не очень хорошо видеть, а потом и вовсе слег в постель. За несколько дней до кончины он попросил своего друга, ученика и помощника, лекаря Федерико Донати написать письмо родне, и к нему примчался племянник Леонардо, который впоследствии занялся публикацией стихотворного творчества дяди. Восемнадцатого февраля 1564 года, так и не попав в родную Флоренцию, в своем римском имении, чуть не дотянув до девяностого дня рождения, Микеланджело Буонарроти отошел в мир иной, выплеснув в этот мир тот талант, который имел, в полной мере.

 

Действующий папа Пий IV желал хоронить великого творца в Риме, в специально выстроенной для этого гробнице, но она еще была не возведена. Потому после двухдневного прощания тело было возложено в титулярной базилике Санти-Апостоли. К началу марта, как и хотел скульптор, его прах был тайно перевезен на Родину во Флоренцию. В июле того же года он был похоронен во францисканской базилике Санта-Кроче, неподалеку от видного политика Никколо Макиавелли.

 

Свою светлую память этот действительно выдающийся творец увековечил в собственных работах, но имеются в мире и памятники ему. Главную фигуру в надгробном комплексе создал Валерио Чоли, художественное оформление принадлежит живописцу Джованни Баттиста Нальдини, а остальные элементы Баттиста Лоренци и Джованни дель Опера. Имеются и другие монументы, к примеру, во Вроцлаве, Риме, Вене и Флоренции, посвященные его гению. Образ этого человека использовался и в кинематографии. В честь него снято несколько игровых, документальных, а также публицистических лент.

 

 

____________________________

 

 

Современники и в самом деле ценили поэзию Микеланджело. В нем видели не только скульптора, живописца и зодчего, но также поэта, достаточно значительного, чтобы выделить его из всей массы писавших стихи. Сам М. не склонен был придавать большого значения своему литературному творчеству, хотя и отдавался ему в разные периоды со страстью и напряжением, которые были свойственны его работе в других областях искусства. Но в 1623 году в первом печатном издании «Стихотворений» их старательно отредактировал племянник художника, который, движимый лучшими побуждениями, привел стихи в соответствие с лит. правилами, сгладил все шероховатости. В таком виде стихи М. стихи стали рассматривать лишь как незначительный довесок к его худ. творчеству. Так было вплоть до конца 19 века, когда ученые извлекли на свет подлинные рукописи стихов. Это было открытием. Но стихи показались грубыми, неотесанными, корявыми. Однако есть у М. стихи, форма которых безупречна. Значит, он владел техникой версификации..Теперь, когда изучена позднеренессансная (или маньеристская) поэзия, стало понятно, что отклонение от версификационных норм было столь же намеренным, как и нарушение классических канонов в живописи того времени. Поэтому о поэзии Микеланджело надо говорить как об определенном стилевом явлении. Гениальный художник и в менее близком ему искусстве слова проявил себя новатором.

 

Salomca Лежава