Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс
Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность.
— Вернер Гейзенберг
Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали
* * *
Голубая мельница
и два холмика
рядом
один пшеницей порос
другой виноградом.
Ручей игривый
напоен небесным
благоуханьем.
Здесь Вергилий
схоронил
свое сердце.
* * *
Этот звук подсказал мне
время.
Надо выйти купить
хлеба.
Пуст мой почтовый ящик .
Десять бьет
на часах белых.
Победно сияет небо.
Живут там родные души.
* * *
Дорога всегда
сумерки разрежает
сумерки делаются болтливы
словно ручей
протекающий
сквозь
музыкальные пальцы.
Хлеб знает
прошлое воды
и зерна
прошедших дорогой огня
и человеческих пальцев.
* * *
Как бы узнать
этой женщины имя.
Он семенит и что-то
бормочет.
На самый гребень холма
за ней следом взобрался мужчина.
Потом он спустился
и стоит вблизи гаража.
* * *
Справа тис.
Слева тис.
Эту аллею
пройти ль до конца?..
Нету дома
нет крыльца...
Море...
Пространство...
Время...
Справа тис.
"Слева тис.
* * *
Я бодрствую
я не спящий.
Я не пишу
я исчерчиваю страницы.
Я гляжу с умиленьем
как струится блестящий
след
проскользнувшей мокрицы
на коврике банном.
* * *
Красиво
лежит на столе
солнечный зайчик
словно
нерукотворное
блюдце.
Миг чистой
радости.
Парят золотистые птицы.
Нежны ароматы.
Земля
меня с этим всем связала.
* * *
На этот вечер
я назначил встречу
деревне маминой
водам любимым тобой
водам из трех прудов.
Солнце ласково
Словно нам родное.
Все вокруг
лишь мои затаенные слезы
я стыжусь
что проступит наружу слеза.
Повстречался
с мальчишкой на велосипеде
с птенцом куропатки.
Ликовала природа
я же был как мертвец
в омертвении чувств
том что жизнью зовется.
* * *
В сумерках бродя наугад
и в туманные дни
и когда на ущербе луна
чувствуешь
как непрочны
все скрепы явлений
и словно фрегат
земля
терпит
крушенье.
* * *
Он приближался
как приближается час
гребень времени оседлавший.
Вконец обезумев
как сказал бы профан
норовил он вломиться
в Зазеркалье не зная о том
что за хрупким стеклом
в трещинах вертких
таится.
Взор одичалый
внутри все горит
дурнота ожиданье
терпение
сжалась рука...
* * *
Можно предаться мечтам...
Все сказать
ничего не открыв.
Исчезнуть
бесследно
как дым.
Погрузиться
в глубины себя
в свой колодец
где плещутся тайны
улыбки и слезы
утаенные зовы
зудящие язвы.
Пора уже
взращивать смерть.
Марсель Сен-Мартен, будучи поэтом милостью божьей и одновременно тонким, талантливым художником, предпочитает и в стихах пользоваться приемами живописи. Меньше всего, как в поэзии, так и в рисунках, он стремится к самовыражению. Исповедальные мотивы ему чужды изначально. Его занимают не собственные
переживания и не собственная личность, а то, что окружает повседневно его и нас, причем смысла вещей он не ищет, он его ощущает интуитивно и, ничего не объясняя, дает почувствовать его нам и в графике, и в стихах; этот глубинный философский смысл становится и нашим достоянием.
Его стихи —это тоже своего рода графика, только словесная. Он не дает названий ни своим стихам, ни картинам — видимо, стремясь окончательно самоустраниться и не давать никаких оценок. Зато его творчество заслужило множество оценок, и очень высоких.
Марсель Сен-Мартен — художник известный, за плечами которого чуть ли не три десятка выставок по всему свету, он — автор четырех сборников стихов, получивших восторженные отзывы самых суровых критиков. Его картины знают во Франции и в Швеции, в Бельгии и в Перу и, как это часто случается, совсем не знают у
нас.
Говоря о его стихах, нельзя не сказать о невероятном его человеческом обаянии и скромности, которая в них чувствуется, о богатстве артистического воображения и способности прозревать суть самого простого и потому — вечного.
Именно поэтому яркий талант позволил ему еще в молодые годы сблизиться с такими мастерами, как Пикассо (кстати, в 1967 году работы Марселя Сен-Мартена соседствовали на выставке в Париже с картинами Пикассо, Макса Эрнста и Джакометти), Андре Бретон, Жан Кокто и Марсель Жуандо.
Именно поэтому среди его друзей и почитателей — поэты Пьер Сегерс и Бернар Ноэль, философ Гастон Башляр, актер Жан Маре.
Можно назвать не один десяток знаменитых поэтов, как наших, так и французских, которые оставили свой след и в пластических искусствах. От классиков — Лермонтова, Шевченко, Анри Мишо, Макса Жакоба и Антуана де Сент-Экзюпери — до концептуалиста Пригова. Но рассказ о Марселе Сен-Мартене невозможен без
упоминания о третьем виде искусства. Ни стихи, ни рисунки его не были бы так безупречно организованы ритмически, если бы в них не ощущалось присутствие музыки. А музыка в доме Марселя Сен-Мартена была не гостьей, а хозяйкой. Дело в том, что его женой, чьей памяти посвящен сборник «Сверкание времени», была
Жанин Бертий, композитор, автор песен на слова Бориса Виана и Пьера Сегерса.
(Книга не просто посвящена ей, по словам Жана Маре, Жанин присутствует там в каждом слове. «Я взволнован и растерян, — пишет он Марселю Сен-Мартену, получив в подарок «Сверкание времени». — Твоя поэзия чиста, велика и проста одновременно».)
Без музыки немыслимо представить себе Сен-Жермен де Пре пятидесятых годов с его бурной интеллектуально-артистической жизнью. Марсель и Жанин органично вписались в нее. Но времена и моды меняются, поп-культура постепенно стала завоевывать и Сен-Жермен де Пре.
Сен-Мартены оставляют Париж и поселяются на родине Марселя, в одном из самых живописных уголков земли, в Ландах, в Гаскони, где бури Атлантического океана не нарушают спокойствия волшебно-зеркальных озер, а в самом большом в Европе лесу не спрячешься (разве что в розово-лиловом папоротнике), ибо лес этот
насквозь прозрачен.
Именно здесь, наверное, Марсель Сен-Мартен и нашел ту красоту и свободу, за которые воевал в Гаскони во вторую мировую войну.
Некогда Гастон Башляр, прочитав стихи Марселя Сен-Мартена, написал ему: «Если мне скажут, что Вы умеете вышивать, я поверю, потому что стихи Ваши делаются мелкими точечками и создают прекрасные образы. И еще: Вы умеете подбирать нитки к краскам мира. Все это настолько подлинно, что у меня пропало
всякое желание читать сегодня газету. Я пойду вместе с Вами гулять в Ландах».
Татьяна Ворсанова