Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс
Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность.
— Вернер Гейзенберг
Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали
Мария Агура окончила консерваторию по классу вокала. Была солисткой двух театров — Театра музыки эпохи Возрождения и Государственного театра оперы и балета. В настоящее время — режиссер молодежной оперной студии. Преподает в консерватории. Публикуется в журнале "Нева".
* * *
почему бы красиво — быть прозрачным
понятным и легким
сыпать зерна и вскармливать птиц
залетных
знать слова которые свежи
как утренний воздух
и плавать и плыть по озерам-морям
как остров
ведь красиво — быть тонким хрупким
и ломким измельчаясь
под каменным пестиком городов в ветер
в звон в дрожь от дождя и снега
в призрачность их смеха
красиво — ложиться пушистым ковром
летать и отвердевать кристаллом на стеклах
очков и окон замирать
сосульками на карнизах крыш водостоках
цепляясь за детские губы ладони
таять
и оставаться всегда прозрачным как слезы
для света и красоты — для жеста
имени-зова куда-то
из где-то
ТРУБАДУРЫ ВСЕГО ЛИШЬ ЛЮДИ
навечно не спрятаться в шелковом платьице
и чьи-то глаза в слове "разница" не заметят увесистой кляксы
перенаселенные города и пустынные тракты
одинаково предоставлены свету и мраку
игры в прятки и мозоли обутых пяток —
ключевые точки споров и взглядов — заведомо упираются
во внешнюю свору собак и внутреннего зайца
умение взрослеть и стариться — редкий талант
из сундука древней тайны
которая
в условной протяженности шелковой одежды
непременно отыщет мое "нежиться" и стороннее "нежить"
* * *
что за нежность
когда только что связанный грубый свитер
зализывает до ран кожу
одичавшую в отсутствие одежды
заставляя вспомнить ручного ежика
соседской девочки-попутчицы
когда читаешь найденную у неверной подруги
невероятную книгу
стосковавшуюся по твоим пальцам
и ты навсегда узнаешь что будешь годами медлить
с ее возвратом в научную библиотеку
(потому что мир никогда уже не выпарить
из математической формулы расщепленного света)
когда в музыке шестнадцатого века
обнаруживаешь себя с лютней в руках
читающей табулатуру как поэзию Гильома Аквитанского
и гармония сфер заливается в уши
как лакомство и лекарство от смерти духа
думаешь случай пугаешься
но залетевшая и тут же вылетевшая из комнаты огромная муха
заставляет опомниться и облегченной продолжить
высокую трапезу
* * *
Немного из той песни, которая —
трафаретом по спутанным дням:
пряди нитей льняных
окунула в воду звуков...
Зеленый сумрак, а в нем —
капель и мой голос;
а может,
одно и то же:
я, капель, нити голоса, льняной сумрак
во влаге прибывающего солнца...
ПЕПЕЛЬНОЕ
снова потеряю голос
чтобы приблизить берег
капля — вот то что знает
о возобновлении совершенства
падают звуки и бьются в поклонах дожди
вызревают бумага и крыши
красное крошится и мелко закату в круглом
меры пучок оплетается солнечной вязью
туго не по-вечному
да и как опрокинуть: взгляды хлеба взволнованность
не имеют опоры
долгое разлито по тарелкам и платьицам детства
мякиша древко продето сквозь прутья
угрюмых хранилищ света
вот и мы прирастаем к плечу
опереньем холода
* * *
терпение минут — мозолей дня —
на маленьких ладонях часа
посевы у-влечения
в надломы чистых красок
испарина любви неведомой, нажим
на трубчатую вертикаль скольженья
по всем поверхностям — любым
и любым зренью
язык и проба соли всех земель
отмеченных пунктиром невозврата
в механику дверных петель
и заоконность голосов пернатых
заклание сердец в воронку красоты
на йоту от поимки совершенства
терпение минут — искомость долготы
в координатах вечного блаженства
безликость легкости, свободы и игры
на струнах душ заоблачных народов
сквозь поры — истечение поры
разоблаченья тайн природы
цветенье боли, недоверие слезе
среди руин жестокого неверья
ступание по узенькой стезе
самозабвенья
Божественный промысел
Все оправданы средства
для божественной цели. —
Так ли надобно сердце
тростниковой свирели?
Сердце мало и смертно:
чуть что — кровь и страданье.
Смерть — грязна и конкретна,
и не песнь, а рыданье.
Надо выскоблить песню
без сомнений и страха,
как Гермес — черепаху.
Колыбель вдохновенья —
непорочное небо.
Сердце — солнцу затменье,
погружение в небыль.
Непробудно веселье
козлоногого Пана,
но божественной целью
сын Гермеса оправдан:
по алтарным ступеням
вьется алою лентой
след от сердца-плаценты...
И панический ужас
осеняет ту полночь,
и последняя участь —
та — Гермесова — помощь.
Мрак... космический холод...
А с вершины Олимпа —
затихающий голос
умирающей нимфы.
2009
Фотографии Марии Агуры в Интернете найти не удалось.