КВАНТОВАЯ ПОЭЗИЯ МЕХАНИКА
Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Джим Моррисон
АЛЕКСАНДР МАКАРОВ-КРОТКОВ

Александр Юрьевич Макаров-Кро́тков (настоящая фамилия Макаров; род. 26 мая 1959, пос. Советский, СССР) — русский поэт, переводчик поэзии, прозаик. Представитель поэзии минимализма.

 

Александр Макаров-Кротков. Родился в Крыму. Окончил Московский государственный институт культуры. Первые поэтические публикации появились в самиздате, а в 1989 году — в эмигрантских изданиях «Континент» и «Мулета» в Париже. Также с 1989 года начал публиковаться на родине. Печатался в различных журналах, коллективных сборниках и антологиях как в России, так и за рубежом, на русском и в переводах на английский (Ирландия, США, Шри Ланка), армянский, венгерский, грузинский, испанский (Мексика), немецкий (Германия, Швейцария), польский, сербский, словацкий, украинский, французский, хорватский, чешский, чувашский и другие языки.

Лауреат Первого фестиваля свободного стиха им В. Хлебникова (Ленинск-Кузнецкий, 1988), участник Фестиваля русской поэзии в ФРГ (Аугсбург, 1990), лауреат премии Международного поэтического фестиваля «Poeta-92» в Италии (Салерно, 1992), стипендиат Балтийского центра писателей и переводчиков на Готланде (Швеция, Висбю, 1995), почетный гость Международного фестиваля «Золотая середина поэзии» в Польше (Кутно, 2007).

Живет в Москве.

СТИХИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

 

 

* * *

 

 

куда ни посмотришь

 

весна

 

 

весна

 

не смотря ни на что

 

2001

 

 

 

 

ВИКТОРУ КОВАЛЮ. ВАРИАНТ

 

Витя будем гуцулами

Что нам постылая эта столица с пятью морями незримыми

Будем гуцулами Витя

Сделаем загогулину

Будем играть на ней и песни с тобой распевать

Дунул направо – гора

Дунул налево – долина

Дунули прямо в корчму и начали дуть сливовицу сладкую

Жизнь изменилась к лучшему

Достаточно лишь дуновения

Будем гуцулами Витя

 

2002

 

 

 

* * *

 

...направо сказал почему направо да могу ли имею право ли сказал и ушел а теперь как быть кто подскажет кто разрешит сомнения гложут не дают покоя даже если и в самом деле направо конечно почему бы нет но с другой стороны если ошибка непоправимая собьешься с пути ледяной ветер слякоть грязь сумерки время года неопределено а обратной дороги нет встретишь путника молчит в глаза не смотрит дышит неровно черный плащ капюшон до бровей и дальше дальше в непроглядную жуть почему направо что я ему сделал чем помешал остался бы там откуда пришел остался бы там стоял бы озираясь тихонько оглядывая окрестности никому не мешал бы если нужно мог бы и в сторону чуть-чуть на полшага чтоб избежать столкновения нет он сказал направо сказал и ушел оставил меня бросил на произвол обстоятельств а теперь как быть кто подскажет кто разрешит ведь и правда можно ли можно ли мне можно ли...

 

2002

 

 

 

 

* * *

 

 

Пошли сказал и мы идем

Проходим – дуб, подходим – дом

Ты помнишь как на дубе том

Да нет, я вовсе не о том

 

Я лишь о том что мы пошли

И в дом непрошено вошли

А что потом ну что потом

Да как обычно суп с котом

 

2002

 

 

 

* * *

 

 

Джин утренний весьма общеполезный

Выходит из бутыли говорит Ну что болезный

Ты ждал меня ладони потирая

Как бы резвяся и как бы играя

В игру название которой подзабыл

Печаляся слегка и пребывая втуне

Отдавшись на авось изменщице-фортуне

Уже не веря в легкость бытия

А вот и я

 

Привет тебе привет

Джин утренний напиток благородный

Сей праведник сей проводник народный

И день пройдет и вечность пролетит

Чтоб неповадно было

А там уже рукой подать

До тени близкой тени милой

 

2002

 

 

 

* * *

 

как бы не так

 

так тому и быть

 

 

2002

 

 

 

 

ГЕНЕЗИС

 

все дальше и дальше

 

все темней и темней

 

 

вот и все

 

вот и ничего

 

2003

 

 

 

 

НА СМЕРТЬ МИШИ ФАЙНЕРМАНА

 

вот и замолчал

 

соловушка

 

2003

 

 

 

 

 

* * *

 

мне женщины даны чтоб я не умер

как бы случайно

 

вот я и...

 

2004

 

 

 

* * *

 

куры крупные

 

девки щуплые

 

2004

 

 

 

* * *

 

давай постоим

 

подышим

 

2004

 

 

 

 

* * *

 

утро

 

такое

 

свежее

 

 

иду

 

такой

 

воздушный

 

2004

 

 

 

 

* * *

 

а типичная ли нынче пневмония?

 

2004

 

 

 

 

* * *

 

море красное?

 

нет

 

но красивое

 

2004

 

 

 

 

* * *

 

поговорим с тобой на языке птиц

 

как птеродактиль с птеродактилем

 

2004

 

 

 

 

 

 

* * *

 

Марине

 

вот

прикоснулся к тебе

и можно жить дальше

 

2004

 

 

 

 

 

* * *

 

вот

 

 

я тут

 

 

а ты

 

2004

 

 

 

* * *

 

собственно говоря

 

все было именно так

 

значит

 

так и было

 

не так ли?

 

2004

 

 

 

 

* * *

 

и нет никаких причин полагать

что где-то в других местах

все было иначе

 

я тоже хотел бы сказать вот так

но это уже сделал Жак Рубо

(перевод Алины Поповой)

 

2004

 

 

 

БАСНЯ

 

Однажды грека между делом

Чтобы потрафить скажем раку

Затеял в общем-то неважно

Но в то же время кое-что

Итак тот грека сунул в реку

А вынуть ну же ни в какую

А там ох Господи помилуй

Но не прощает ни за что

 

Но рак когда такое дело

Недолго зимовал беспечно

Поскольку все мы будем где-то

А там ну кто ж не без греха

А после безнадежно свистнул

И потянулся восвояси

А где они его свояси

Никто не ведает вотще

 

С тех пор никто не видел греку

Который не потрафил раку

Никто с тех пор не видел рака

Который греку ублажал

На берегу реки потомки

Сидят и суют в реку руку

А щука там зеленым глазом

Им усмехается в усы

 

Потомки бдят от безнадеги

А что не бдеть когда такое

Когда везде и почему-то

И даже больше если вдруг

Мораль сей басни непростая

Поскольку все мы да и только

А если нет тогда конечно

Тогда понятно почему

 

2004

 

 

 

 

 

ЕЖИ ЧЕХУ, МОЕМУ ПОЛЬСКОМУ ДРУГУ

 

Ежи разве мы не те же

Разве мы уже не гожи

Неужели мы не свежи

Объясни мне Ежи что же

 

Происходит Ежи как же

Ведь еще вчера мы тоже

И сегодня утром даже

Что же происходит все же

 

Почему скажи мне Ежи

Мы уж никуда не вхожи

И все реже реже реже…

Неужели? Ежи! Боже!

 

2004

 

 

 

 

ЧТО-ТО ЕЩЕ ОСТАЛОСЬ

 

 

* * *

 

вот ведь

 

подумалось

 

 

 

 

* * *

 

нет

но в каком-то смысле

да

 

 

 

 

* * *

 

все что вы скажете может быть использовано

 

 

 

 

* * *

 

тоска мой друг тоска

не выпить ли зубровки

сказал и поскакал

до новой остановки

 

а там опять тоска

опять такое дело

какой мой друг оскал

у этого предела

 

 

 

 

* * *

 

(черновик)

 

нет

конечно

не говорю я

на х.. на х..

услышав

что-то из чьих-то уст

 

разве

сказанным

изменишь

услышанное

 

 

 

 

* * *

 

сначала их объединяла идея, что этого представителя рода человеческого необходимо съесть просто потому, что он наверняка съедобен, но потом они разошлись во мнении, что же все-таки приятней на вкус, печень или грудинка, ягодица или брюшина, и перебили друг друга, так и не отведав истины

 

 

 

 

* * *

 

скрести на груди

руки

замри

 

слышишь

поезд где-то рядом

выстукивает рефрен

 

города

в которых ты не бывал

города

в которых ты не бывал

 

не верь

 

 

 

 

* * *

 

как бы это

 

сказать

чтобы

 

не забыть снова

чтобы

 

уже

не помнить

 

 

 

 

* * *

 

и даже

если проходишь

сквозь

вот это палевое

слегка воздушное

 

нет?

иное?

 

но ведь

все равно

 

проходишь?

 

 

 

 

* * *

 

что-нибудь

сказать

 

знаешь

не важно

 

что-то

еще

осталось

 

 

 

 

* * *

 

выдавая

действительное

за желаемое

 

что я могу сказать

собравшимся

около этого столба

 

all you need

is...

what?

 

 

 

 

* * *

 

спасибо

что вас не было

с нами

 

 

 

 

* * *

 

правда

ведь

что это неправда

 

вы бы тоже

конечно

хотели это сказать

 

вот только

духовно-нравственные устои

не позволяют

 

 

 

 

* * *

 

но вы понимаете

 

мы понимаем

ведь вы же

живы

 

 

 

 

* * *

 

вышел топтун в поле

накинув ватник

родину защищать вышел

ясное дело

 

враг не дремлет

знает топтун дело

надо очистить зерна

от пятых плевел

 

делит топтун встречных

на тех и прочих

ствол у него дымится

ну вот же прорва

 

верит топтун

родина не забудет

вспомнят его потомки

словом и делом

 

 

 

* * *

 

ну и...

 

(не)

 

скажу я вам

 

 

 

* * *

 

истина

 

вестимо

 

 

 

* * *

 

вот ведь

не ведает

водь

по какой воде

поведет ее

в какие

лужицы

 

 

 

* * *

 

(подражание Д. А. П.)

 

поэт он в общем-то писатель

поскольку пишет иногда

ну а потом уже не пишет

тогда уж точно он – поэт

 

 

* * *

 

как-как...

 

like a rolling stone

 

 

 

* * *

 

дышать стало легче

 

читать стало меньше

 

 

 

* * *

 

прошептал и

 

прошло

 

 

 

* * *

 

мать твою так

подумаешь

 

а потом

устыдишься

 

покроешься

пятнами

 

раскаяние

то есть

 

фигу

спрячешь в карман

до послезавтра

 

 

 

* * *

 

тихая такая

выползла из-под куста

 

говорит

делай со мной

что хочешь

 

только

поверь

 

ну вот

верю

 

и что

 

 

 

* * *

 

сами-то сами

 

приходят произносят

несут

 

ну и мы

 

тоже в общем-то

не без того

 

 

 

* * *

 

ждут

когда же и я

что-то скажу

 

дожив до седых пяток

 

ждут

щелкают клювами

 

 

 

* * *

 

и не говори

друг мой

 

лучше

не говори

 

лучше

не скажешь

 

 

 

* * *

 

приговоренный

говорить

 

 

 

* * *

 

вот

  вот

  вот

  вот

вот

  вот

  вот

  вот

вот

  вот

вот

  вот

  вот

  вот

 

и вот

здесь

наследил

 

1996-2010

 

 

 

 

* * *

 

ну да

ну да

 

ну да нет же

 

 

 

* * *

 

(эскиз на тему Игоря Сида)

 

мадагаскар

страна моя

 

нет

не моя

 

да и

не мадагаскар

это

 

да

и я ли

тут

 

 

 

* * *

 

(экспромт, возникший на (в)

«Улице ОГИ»

во время вечера Насти Афанасьевой)

 

здравствуйте

мои милые

 

до свидания

боюсь

не успею

 

 

 

* * *

 

(утро в метро)

 

коленки круглые

коленки острые

 

выбирать не приходится

 

 

 

* * *

 

а потом

было ли не было

никто и не помнил

 

шли нахмурившись

неторопливо

 

кто-то

держал газету

 

кто-то

нес

околесицу

 

как всегда

 

 

 

* * *

 

всё не слава богу

 

раньше

слава кпсс

 

теперь

слава богу

 

Между тем

 

*

 

нет нет и еще раз

 

*

 

и в самом-то деле

 

*

 

ну

ты сам-то сам-то

вот и я

 

*

 

не пишут

ну

я бы тоже

 

*

 

не могу не

 

 

 

ЭПИТАФИЯ

 

свои лучшие стихи

он не стал

писать

 

 

 

* * *

 

Е.Пашанову

 

в больнице лица

вытянуты

как на портретах Модильяни

 

не в пропорциях дело

говорят мне

а в предвкушении воскрешения

 

1986

 

 

 

* * *

 

и что интересно

в своей стране

хотим себя иногда ощутить иностранцами

 

и что интересно

в чужой стране

тоже желаем себя ощутить иностранцами

 

хочется нам почему-то

чтобы и к нам — с уважением

 

эх россия ты моя евразия

 

1986

 

 

 

* * *

 

Петр Первый

рубил рубил

щепки летели

прорубил в Европу окно

а дверь — не успел

 

1986

 

 

 

* * *

 

двадцать лет

я приручал муравья

 

однажды он заметил:

а ты

уже делаешь успехи

 

1987

 

 

 

ДЕЗЕРТИР

 

1

 

мое нелепое я

прячется между строк

прикрывая ладонями голову

 

ждет наступления сумерек

чтобы сбежать окончательно

 

2

 

увидеть себя

с другой стороны окна

не испугаться

не удивиться

только тихо так покачать головой

отойди нельзя отойди

и приложить палец к губам

 

3

 

прочитав стихи

они говорят:

что-то не видно личности

 

они уходят

я возвращаюсь

 

1988

 

 

 

* * *

 

будильник будильник

сколько

мне еще жить?

 

1991

Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс

 

Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь,

Бог объяснит мне, что такое турбулентность. 
   — Вернер Гейзенберг


Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали