Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс
Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность.
— Вернер Гейзенберг
Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали
Леонид Аркадьевич Виноградов (27 июня 1936, Москва — 1 апреля 2004, там же) — русский поэт, драматург.
В советское время выступал в официальной печати как автор пьес для детей и взрослых (в соавторстве с Михаилом Ерёминым, в том числе инсценировки «Слова о полку Игореве» и повести А. Н. Толстого «Аэлита»). Входил в одну из самых ранних (с 1957 г.) ленинградских групп неподцензурной поэзии, впоследствии получившей название «филологическая школа», или УВЕК (по первым буквам фамилий участников: Владимира Уфлянда, Виноградова, Ерёмина и Сергея Кулле).
Первая публикация стихов в России — в 1997 г.
По складу поэтического дарования Виноградов — миниатюрист, большинство его стихотворений не превышает четырёх строк. Его миниатюры, в которых преобладает мягкий юмор, своей опорой на речевую стихию близки московскому минимализму (в лице, например, Ивана Ахметьева), однако метод поэтической обработки материала у Виноградова более традиционен, и полные самородной поэзии фрагменты речи он, как правило, облекает в строго метрическую форму, стремясь к особой отточенности рифмы:
На мой медный грошик
человечности
отпусти мне, Божик,
кило вечности.
Не чужды были Виноградову и формальные эксперименты: ещё на рубеже 1950-60-х гг. он начал сочинять моностихи, в конце 1990-х разложил некоторые свои тексты в так называемые «горизонтальные стихи» (каждая строка на отдельной странице), прибегал и к другим приёмам визуализации стиха: так, моностих
Тропинкаприлиплакботинку
— записан Виноградовым без пробелов между словами, то есть мотив «прилипания» дан не только словесно, но и иконически.
_________________________________
Леня Виноградов говорит про себя: «Я самый короткий поэт». И это святая истина. За свою творческую жизнь он написал книгу одностиший, двустиший, в общем, коротких стихов, многие из которых я потом встречал в виде эпиграфов у разных прозаиков. Они были изначально эпиграфы, так и задумывались. Виноградов, по моему мнению, является родоначальником сегодняшних поэтов-минималистов. Его стихи похожи на современный фольклор, и некоторые становились им — нашим (питерским) фольклором.
Я его знал как добрейшего и теплого человека, но не подозревал, что он — основатель еще одной школы: «стенаизма», я так понимаю, от слова «стена». Профессор Лев Лосев пишет: «Перебравшись в Москву, он (Л.Виноградов) в один прекрасный день стал основателем самой многочисленной последователями философской школы — стенаизма. Первый постулат стенаизма гласит: два стенаиста не могут смотреть друг на друга в одну подзорную трубу с двух разных концов. Стать стенаистом может каждый, а перестать им быть не может никто и т.п.» В общем, как видите, обэриутское движение продолжается и в следующих поколениях ленинградцев.
«Книга эпиграфов» до сих пор не издана. Недавно поэт сочинил еще одну книгу: книгу-стихотворение, а само стихотворение состоит из семи строк. По слухам, пишет большой роман. И это завершает его гармоничный портрет.
Г.Сапгир
* * *
Мы — фанатики. Мы — фонетики.
Не боимся мы кибернетики.
1958
* * *
Марусь!
Ты любишь Русь?
* * *
Я — паучок. Я паутинку тку
от этого цветка к тому цветку.
* * *
Самое святое —
своему сынишке,
у горшочка стоя,
застегнуть штанишки.
И дарить игрушку,
змея вместе ладить.
Милую макушку
мимоходом гладить.
* * *
Вербует верба воробьев —
помочь ей вылезть из оврага,
но вдруг взлетает вся ватага.
Шумят березы у краев:
«Осталось-то всего полшага!»
И пенится вода, как брага,
в ручье, поднявшем страшный рев.
И плачет пьяный Огарев,
в овраг, гремя, скатилась фляга,
других спугнувши воробьев.
* * *
Вороны как хлопья
бумаги сгоревшей.
В поклоне холопьем
трепещет орешник.
* * *
Я смело вышел на арену.
Качнулся цирк. И кончен бой.
Мелькнули лица. Как мгновенно
я был туширован судьбой!
Ей мало. Стала гнуть салазки.
Я на ковер покорно лег.
Лежу, не сняв борцовской маски,
спокойно глядя в потолок.
1 апреля 1976
* * *
Как посмотришь на Россию
с птичьего полета,
так и сбросишь на Россию
птичьего помета.
* * *
Вздыхает жук,
присев на розу:
«Бывало, друг,
здесь тьма навозу».
* * *
Кто-то пашет землю,
косит впрок траву.
Я сему не внемлю.
Я другим живу.
Кто-то на заводе
делает жратву.
Или что-то вроде.
Я другим живу.
Есть еще Создатель.
Он другим живет.
Это мой приятель.
Он меня поймет.
* * *
Красит краской одной хлорофилл
и вьюнок и ползучий лишайник.
Я тебя, мое время, любил.
Ты прошло и теперь не мешай мне.
* * *
Будущее не наступает —
оно отступает.
Прошлое не отступает —
оно наступает.
* * *
Свернулось время трубкой,
края его сошлись.
Товарищ сталин с трубкой —
трубящий в рог улисс.
* * *
Выдает себя желе за
усталое железо.
* * *
Будь доволен флагом алым!
Будь доволен желтым салом!
Будь доволен черным калом!
Оставайся добрым малым!
* * *
И громко закричала Муза:
«Служу Советскому Союзу!»
* * *
Былины и блины.
Долины, что ровны.
Калины, что красны.
Дубины, что длинны.
Перины, что пышны.
Былины и блины.
* * *
Льву Лосеву
Прищурившись из-под очков
на стрелки часиков карманных,
спешит от сыновей дьячков
профессор к радостям гурмана.
И слушатель его спешит
в свою сырую комнатушку.
Он там, перекусив, решит,
какую порешит старушку.
* * *
Есть конверт у письма.
Есть объем у ведра.
Есть границы ума.
Есть пределы добра.
Дотянуться до бра...
та... ракана убить...
До утра без добра
быть собой. И не быть.
* * *
Несу с базара сельдерей.
Орут из-за ворот, дверей,
из окон,
с крыш,
через порог:
«Почем творог? Почем творог?»
* * *
Сергею Кулле
На мой медный грошик
человечности
отпусти мне, Божик,
кило вечности.
* * *
Я с фотопортрета
волчьего билета —
хитрый, как змея.
Нет, не я был это,
это был не я.
Или я был это,
а теперь не я?
* * *
У кого ключи от рая?
У еврея, мать честная!
* * *
Когда туда войдешь, то там легко.
А вот войти туда ужасно трудно —
контора невозможно далеко,
и очередь в контору многолюдна.
* * *
Картофель уходит в подполье.
Швыряет листовки дубок.
Побег совершает на волю
сквозь сада решетку дымок.
Природа скрипит под диктовку.
Лишь ветра священный порыв
спасает от тленья листовку,
меж книжных листов уложив.