КВАНТОВАЯ ПОЭЗИЯ МЕХАНИКА

Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс

Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность. 
— Вернер Гейзенберг


Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали

Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Джим Моррисон
КИРИЛЛ МЕДВЕДЕВ

Кирилл Феликсович Медведев (род. 19 июня 1975, Москва) — российский поэт, переводчик, издатель, основатель «Свободного марксистского издательства», политический активист, вокалист и гитарист группы «Аркадий Коц».

 

Родился 19 июня 1975 года в Москве. В 1992—1995 гг. учился на истфаке МГУ. В 2000 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Публиковал статьи и рецензии в «Русском журнале», «Независимой газете», бюллетене «Литературная жизнь Москвы» и др. Опубликовал ряд переводов современной англоязычной литературы (среди них две книги Чарлза Буковски: роман «Женщины» и сборник стихов «Блюющая дама»). В 2002 году стихи Медведева были включены в Шорт-лист Премии Андрея Белого (номинация «Поэзия»).

Отойдя от поэзии, Медведев сосредоточил свои усилия на работе созданного им «Свободного марксистского издательства». Сотрудничает с платформой «Что делать?», входит в консультативный совет альманаха «Транслит».

 

В 2004 году написал несколько песен на стихи Александра Бренера из книги «Апельсины для Палестины». С 2010 года выступает с революционными песнями в качестве солиста и гитариста группы «Аркадий Коц» (Николай Олейников, Анна Петрович, Олег Журавлев, Михаил Грибоедов), названной в честь марксиста начала XX века, переводчика «Интернационала» на русский.

Был удостоен второго приза Альтернативной премии «Российское активистское искусство» в номинации «Акции, реализованные в городском пространстве» (церемония награждения лауреатов прошла в рамках Ассамблеи «МедиаУдар» в Зверевском центре современного искусства 4 декабря 2012 года).

В 2014 году стал лауреатом Премии Андрея Белого за книгу "Поход на мэрию" (номинация "Поэзия").

— — —

 

когда я отношу пустые бутылки старой консьержке,

она, растроганная, предлагает мне взять

бесплатную газету с телепрограммой,

а я ей говорю, что мне не нужна такая газета,

потому что у меня

нет телевизора.

 

 

— — —

 

я видел призрак дерева;

он получался из-за того,

что одно из деревьев, стоявших чуть-чуть поодаль,

отбрасывало тень на столб пара,

поднимавшегося из-под земли;

миражи в пустыне

происходят по тому же принципу.

 

 

— — —

 

прабабушка сварила себе лапшу, поела её,

потом пошла к себе в комнату

и умерла;

когда её обнаружили примерно через час,

то лапша, соответственно, ещё не остыла;

это была

моя двоюродная прабабушка.

 

 

— — —

 

приятно поговорить с людьми,

верящими в науку.

а есть ли люди, стопроцентно осознающие,

что они умрут целиком и от них ничего не останется?

такие есть, но их очень мало.

в основном, даже те, кто считают себя материалистами,

надеются, что куда-то полетят

после смерти.

 

 

— — —

 

когда я вышел из больницы с гепатитом,

мне готовили котлеты на пару;

я помню, как в детстве мама готовила творог:

на кран вешался такой марлевый узел

с белой рыхлой массой внутри;

прошлым летом я был в Стамбуле,

и мне там больше всего понравился

оливковый хлеб.

 

 

— — —

 

помню разговор с приятелем Митей,

когда я ему говорил, что люди и всё остальное – это говно,

в котором иногда, очень редко, встречаются крошечные островки

чего-то чистого и подлинного;

на самом деле я тогда ещё не понимал этого,

так что это было чем-то вроде прозрения для меня,

а теперь уже понимаю,

это значит, любое прозрение подтверждается

годами упорного труда.

 

 

— — —

 

когда я вчера готовил кашу,

то, чтобы всё точно рассчитать,

сначала налил воды в стакан,

потом перелил её из стакана в кастрюлю,

потом вытер стакан изнутри –

чтобы хлопья не прилипли,

и только потом уже насыпал хлопья в стакан

и высыпал их в кастрюлю.

 

 

— — —

 

я мыл стакан, совершенно правильной, ровной формы,

и на его дне

нащупал пальцем какую-то выпуклость –

как бы стекло набухло.

 

 

— — —

 

на углу Пречистенки и Денежного переулка

есть круглый двухэтажный дом

и мне почему-то всегда становится очень хорошо

когда я вспоминаю его;

в Москве существует ещё несколько мест,

о которых мне всегда очень приятно вспоминать;

впрочем, совершенно о любом месте

может быть приятно вспомнить.

 

 

— — —

 

однажды меня с одной девушкой

за деньги провели в закрытый слоновник

и мы за какие-то десять минут

так пропахли слонами,

что пахли ими после этого два дня;

я не преувеличиваю.

 

 

— — —

 

между рамами долго сидел какой-то

противный полумотылёк,

как видно, спал,

но при этом его довольно длинные усы шевелились –

скорее всего, от ветра,

проникавшего между рамами.

 

 

— — —

 

бывает, ни с того ни с сего

остановишься посреди переулка

в мучительную для тебя жару,

как после дождя, и замрёшь,

и такое ощущение,

что ты как-то связан с миллионом душ,

и кроме этого ещё ощущение,

что кто-то молится за тебя

в этот момент.

 

 

— — —

 

свёкла отдала

часть своего насыщенного цвета воде

и стала какого-то совершенно небывалого уже

жемчужного цвета.

 

 

— — —

 

из нашего окна виден дом,

точь-в-точь как тот,

в котором я жил один

около восьми лет назад;

я тогда продавал книги на метро "Бауманская"

и питался картофельным пюре;

а когда приходил мой приятель со своей девушкой,

то я как бы "выходил в магазин".

 

 

— — —

 

манго проросло, тонкий стебелёк

пробил изнутри

огромную мохнатую кость

и вылез наружу;

это было что-то,

что заслонило на время собой

все остальные радости.

 

 

 

 

 

* * *

 

история врёт,

как будто фашисты, проснувшись в земле, сказали:

это они хотели сделать из нас рабов,

а не наоборот,

и мы спасали

родину от врагов.

 

история врёт,

как если бы французский солдат под Москвой сказал:

я не ходил тогда на войну,

я вообще не знал ни о какой войне,

меня привлекали только русские женщины и русский мороз,

и я успел подцепить одну,

я женился бы на ней,

если бы не замёрз.

 

история врёт так, как советские солдаты говорят:

это неправда, что мы хотели кого-то завоевать,

хотя теперь нам будет сложно это доказать;

не поклоняйтесь особенно, но и не отвергайте нас —

вспоминайте без сожаления.

мы освободили всех, но мы умерли не за вас,

а просто так, за хорошее настроение.

 

вьетнамский солдат просыпается и поёт:

нам был нужен их скот,

гранаты и дыни,

их небоскребы,

пустыни

и огромная смерзшаяся земля —

поля и сугробы.

мы хотели сделать из них рабов

но вышло наоборот,

и в результате многие из нас похоронены без гробов —

а история врёт.

 

история врёт,

и никто не может ничего изменить —

пока не умрёт —

никто не может ничего сказать.

только солдаты могут очнуться в земле и произнести такие слова —

как будто земля поёт,

потому что история жива;

история врёт.

 

 

 

 

* * *

 

сверкала рябина

было очень много собак

все чего-то искали,

может быть, они искали жёлуди или каштаны,

но главное все были живые —

собаки,

бабки с детьми,

жёлуди и каштаны,

если бы здесь были лошади,

лошади бы тоже были живые

но, тёти и дяди,

через несколько дней здесь будет холод и лёд,

холод и лёд,

солёный снежный туман

залепит глаза,

завянут и опадут

рыжики,

из дорогих нам вещей

останется одна рябина

и уже сейчас, где-то здесь —

в мандаринных рощах,

в горячих проходных дворах —

на зараженных высотах —

где на качелях раскачивается мрак —

по утрам белый хлеб превращается в колючую ледянистую муку —

происходит —

репетиция;

я пошёл на огни;

их сияние стояло передо мной, будто стена;

это были не жаркие огни, а холодные —

огонь холода, который мгновенно превращает воду в лёд;

стоит только промелькнуть мысли про лёд,

как тут же кругом всё заледеневает;

именно так возникла Сибирь, а полярное сияние —

это последние всполохи мысли;

другого объяснения нет;

об этом же говорят некоторые шумы радио,

особенно в перерывах между передач;

об этом же свидетельствует экран телевизора

когда отключается канал

и на экране мерцают черточки и точки;

впрочем, поставим пепельницы на место и сядем как надо.

мужчины разговаривают об охоте;

официантка протирает столовые приборы;

на тарелке нарисована церковь...

в 1974 году режиссёр В. Херцог пришел пешком из Берлина

в Париж.

его знакомая выздоровела.

(он пришёл пешком для того чтобы знакомая выздоровела)

а незадолго до этого я был зачат

у меня в это время уже были —

как пишет агитационная брошюра против абортов —

у человека в это время уже есть —

скелет, нервы, идёт кровообращение, дыхание,

ребёнок хватает рукой, сосёт пальчик,

а если предмет колется, он быстро отдёргивает руку, что показывает,

что он чувствует боль...

(но кое-чего он всё же пока не знает!)

в 1980 году музыкант Ян Кертис повесился,

посмотрев фильм Херцога "Строшек";

существует белая завязь головы

и жемчужный плевок хвоста

и то и другое как плевочки —

я заметил это в куриных яйцах,

в слюнявых сгустках, в тельцах

неоформившихся цыплят;

выворачивая их утром на сковородку;

некому было рассказать об этом;

для этого нужно было обращаться в холод —

говорить помимо вещей —

обращаться в пространство,

максимально свободное от ртов и ушей;

обратиться к богу или я не знаю к кому —

поедая этот булькающий ад по утрам.

я могу написать брошюру против абортов.

я могу написать такую брошюру,

что мои читатели

охуеют.

борцы

за размножение нации

охуеют;

Бог охуеет —

автор многих брошюр о вреде абортов

останется без работы

его бесконечные дети

начнут умирать от голода

может быть -

они начнут умирать от холода —

они не узнают,

как сверкала рябина,

они не увидят рыжиков —

так же как я —

хотел быть музыкантом,

а превратился в камень,

я превращаюсь

в знамя,

в бомбу,

в молву;

кто-то найдёт кого-то весёлым,

кто-то станет

тяжелым или слезливым, злым —

я стану музыкантом;

мой ребёнок увидит меня утром

выходящего из кафе.

 

 

 

 

* * *

 

поел, послушал радио и лёг спать,

но почти не сплю —

мешает заснуть

конкурс красоты среди овощей,

который мне снится;

я болею за баклажан.

...и я вижу, что происходит странный угар —

всё сходит со своих мест.

не всё сходит со своих мест,

но всё превращается в какой-то прелый травяной шар —

всему приходит конец.

ему приходит что-то взамен.

речь как смерть

поджидает любую вещь,

невероятная слабость как страсть

поражает мир,

густоту и душистый утренний крем

сторожит зола.

пустота начинает течь.

каждая полость

оказывается по-своему заполнена,

на месте пустоты

оказывается удивительная насыщенность,

и все новости

превращаются в свои противоположности —

каждая новость

превращается в свою противоположность.

например, новость:

эксперт по межрелигиозной розни

не нашедший состава преступления в работах художников

был убит из обреза через дверь

в собственной квартире —

и мне снится, что он был убит не из обреза и не через дверь,

а в какой-то другой,

и не в своей собственной квартире,

снится, что он нашёл состав преступления,

и что он будто бы не был убит вообще —

любые варианты

любая новость

превращается в свою противоположность

В СОРЕВНОВАНИИ НА ЗВАНИЕ ЛУЧШЕГО ОВОЩА

ПОБЕДИЛА СВЁКЛА

...мне снится человек, идущий по грани сна,

вернее, по грани, разделяющей два сна —

буддистский и христианский.

человек, идущий по грани снов,

по некой кайме,

разделяющей горы слов —

все окаянские.

ему говорят: "вернись",

а он кричит: "отъебись".

он находится между пустынью и пустыней,

он говорит: "нахожусь между пропастью и пустыней"

он идёт по льду,

а говорит, что идёт во льду.

потом говорит, что идёт ко дну,

ему говорят "забей",

но для него уже не стоит вопрос "забить или не забить",

для него уже стоит только вопрос

"убить или возлюбить".

 

 

 

 

***

 

11-ое число,

два года назад

начинался самый страшный для меня месяц

мне начало казаться,

что меня уже нет — приехали;

вот, приехали,

а меня уже нет,

мою душу вытащили и унесли,

она просто мне уже не принадлежит,

настоящие демоны тогда одолевали меня,

это были

самые настоящие демоны,

это было нечто недоказуемое и никому не видное,

не видное глазу, но реальное,

нечто такое после чего, кажется,

можно очень многое пережить

и самая простая радость

воспринимается после этого как огромный подарок,

самый простой подарок

после этого воспринимается

как отмерянный дар судьбы

я был в двух шагах от того,

чтоб

прославиться,

я был в двух шагах

от того, чтобы пойти и креститься в православие

или обратиться

в какую-нибудь, в любую,

из монотеистических

религий,

в совершенно любую,

и так ещё пол осени отходил,

но потом моя душа ко мне вернулась,

хотя и постепенно —

я думаю,

что души никогда не возвращаются сразу —

потому что душа это состояние.

состояния никогда не возвращаются сразу

 

 

 

 

ПАМЯТИ ХВОСТЕНКО

 

 

---

 

у меня была встреча на метро "Автозаводская",

(вы не путаете "Автозаводскую" с "Электрозаводской"?

я путаю)

и вот по дороге я думал,

может быть, встреча на "Электрозаводской"?

...

встретился с кем хотел, пришёл куда собирался,

и мне там понравилось,

но всё же я несколько раз ловил себя на мысли,

не перепутал ли в очередной раз

"Электрозаводскую" с "Автозаводской".

 

 

 

---

 

ем банан.

я знаю, что я почти святой.

а то, что я знаю об этом,

это делает меня менее святым?

думаю, нет.

...

съел банан, и у меня теперь в руках банановая шкурка.

когда я буду действительно святым,

меня можно будет называть

"святой-банановая-шкурка",

а пока меня можно называть просто "почти" или "почти-святой":

"святой-почти" или "просто-святой-почти".

 

 

 

---

 

шел по некой заледенелой дороге и увидел,

что вороны впереди меня что-то терзают.

уж не то ли что от меня осталось?!

...

когда подошёл ближе, то вороны разлетелись,

утащив с собой и добычу,

так что я не смог рассмотреть.

и так дальше пошёл,

и так —

если метафорически представить себя самого в виде дороги -

оставалось долго идти.

 

 

 

* * *

 

я видел во сне, что в огромном амбаре-храме,

где тушки птиц подвешены вверх ногами,

где мыши водятся и стоят потёртые мешки зерна,

находятся мёртвые, чья участь не реш…

 

какая лживая, мутная и напыщенная,

псевдометафизическая хуйня.

 

посмотреть в окно,

сварить овощи,

поиграть с ребёнком.

что угодно,

всё, что угодно,

только чтобы нельзя было про себя сказать

словами героя Буковски:

 

Я был талантлив, и сейчас талантлив. Иногда я смотрел на свои руки и видел,

что мог стать великим пианистом или еще кем-нибудь. И чем же занимались

мои руки? Чесали яйца, выписывали чеки, завязывали шнурки, спускали воду в

унитазе и т.д. Прошляпил я свои руки.

И мозги.

...

 

 

* * *

 

  вы помните того индейца,

  который ни на что не надеется?

 

  Э.Л.

 

в воскресенье,

человек трех лет

бьет друг о друга

двух индейцев

которых сам же долго делал из глины

и раскрашивал,

ждал,

пока они засохнут.

он делает это просто так,

для минутного удовольствия,

от индейцев отлетают

кусочки глины и цветная пыль

и они становятся похожи на двух оплывших божков

каждый понимает,

что придет ребенок и будет бить

друг о друга двух индейцев,

или одного – чем-нибудь другим,

главное, чтобы просто без цели,

непонятно зачем,

ради минутного удовольствия —

придет ребенок,

и тот, кто просто поставил камень на камень

будет горевать не меньше,

чем тот, кто построил огромную стену или дом.

 

*

 

воскресенье,

человек трех лет

бьет друг о друга

двух индейцев

которых сам

долго делал из глины

и раскрашивал,

просто так, ради минутного удовольствия,

а я кричу ему: ты что, идиот?!

как будто бы я сам

делал этих индейцев

и я вырываю у него фигурки,

а он сидит на полу

и смотрит на меня с ненавистью.

я возвращаю ему их,

и он отстраненно смотрит на меня

наша семья распалась;

мы одиноки;

не имеем друг к другу

никакого отношения.

 

*

 

в воскресенье

человек бьет друг о друга индейцев,

которых сам же делал до этого,

я кричу ему: ты что, идиот?! —

а он смотрит на меня с ненавистью,

наша семья распалась, мы одиноки;

придет человек,

и если кто-то, например,

поставил ростки лука на подоконник,

то он обрадуется не меньше,

чем тот, кто устроил себе

нормальную клумбу или лес.

 

 

 

* * *

 

вчера вечером,

возвращаясь из гостей домой,

я заснул, проехал свою

станцию метро проспект вернадского

и доехал до конечной станции;

там

меня разбудила женщина в синей форме:

я вышел из вагона

и поехал обратно;

когда я приехал на свою станцию

и вышел из вагона

я подумал о том

что было бы интересно узнать

как часто

этой женщине

и таким как она

приходится

будить мертвых

на конечных станциях

и в пустых вагонах метро;

я вспомнил что

в одном стихотворении

из тех

что я писал раньше

(между прочим,

раньше я писал

совсем другие

стихи –

некоторые их наверное еще помнят;

среди них по-моему было

несколько неплохих;

теперь я пишу

совсем по-другому;

кстати, эта новая форма

мне открылась в результате одной болезни)

так вот,

в одном старом стихотворении

вернее в двух последних строчках

того стихотворения

я написал о мертвых

которых будят эти женщины в форме

на конечных станциях

и в пустых вагонах метро:

"сколько пьяных ворочаются задыхаясь

в сетях ночного метро"