КВАНТОВАЯ ПОЭЗИЯ МЕХАНИКА

Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс

Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность. 
— Вернер Гейзенберг


Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали

Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.

ЗАРУБЕЖНАЯ ПОЭЗИЯ

Джим Моррисон
KARL KRAUS

ДЕТЕРМИНИЗМ

 

Перевод В. Топорова

 

Нету масла, дороги овощи,

картошку — по многу часов ищи,

яйца — до желудка недоводимы.

Не хлебом единым — а что же едим мы?

Электричество надо беречь.

Печь без дров, зато в кране — течь.

Ввиду постоянных перебоев в снабжении

нужны запасы. Чего? Терпения.

Курение — запрещенный порок.

Мыла — на город один кусок;

есть подозрение, что Пилату

мыло везут во дворец по блату.

Есть ботинки, но без шнурков,

кофе без кофеина, котлеты — не из коров.

Бумаги в обрез, и она опечатана.

Ничто не может быть напечатано.

Государственный строй могуч.

Невыносимо воняет сургуч.

Идет победоносное наступление,

поэтому эмиграция — преступление.

Все это ясно без лишних слов.

Тем более что за слова сажают.

Тем более что нас уважают.

Мы вооружены до зубов.

 

 

_____________________________________

 

 

Эпиграммы

 

Перевод с немецкого Терджимана Кырымлы

 

 

 

Кино

 

Плетёмся еле:

прогрессу вслед бы маршем, но

тут за углом по нам кино,

где нас от(вос?)пели.

 

 

Kino

 

Noch laesst sich diese Menschheit nicht begraben,

noch kann's im Fortschritt weiter gehn.

Erst wenn sie sich ganz und gar im Film gesehn,

dann wird sie am Ende genug von sich haben.

 

Karl Kraus, 1925

 

 

Представление

 

На прочном поводке из-за кулис,

попутав право-лево, верх и низ,

на сцене безнебесно-всеземной,

дух новизны сиречь комедиант,

всех на виду (молчи, старик-талант)

пляши и пой.

 

 

Raumbuehne

 

Das Instrument, geschaffen, dass wir wissen,

wie's zugeht hinter den Kulissen,

Raumbuehne der Geist der Neuerung nennt's.

Der Komoediant stellt leicht sich darauf ein:

er muss von allen Seiten sichtbar sein,

nur nicht von der des Talents.

 

Karl Kraus, 1925

 

 

Два бегуна

 

Бежали двое кто куда:

один себе заданье дал,

искал себе его второй.

Погиб в пути один, герой.

Второй его похоронил,

фортуне тем одним уж мил:

труся и труся близ начал,

имей в виду себе причал.

 

 

Zwei Laeufer

 

Zwei Laeufer laufen zeitenlang,

der eine dreist, der andre bang:

Der von Nirgendher sein Ziel erwirbt;

der vom Ursprung kommt und am Wege stirbt.

Der von Nirgendher sein Ziel erwarb,

macht Platz dem, der am Wege starb.

Und dieser, den es ewig bangt,

ist stets am Ursprung angelangt.

 

 

 

 

Двулик и я

 

Прокруст велит где лечь природе

во лжи законном огороде–

революционер,

страдаю я без норм и мер.

 

Но где свобода ради фраз,

искусство рынком для украс,

реакционно я

тянусь к корням.

 

 

 

Свидание с днём

 

В гробу я новом старый пень

когда в последний видел день?

Всему где мера и пора

даётся в жизни только раз,

кольцом кружным путём не шёлк

я в задний словно было шёл

в чернуху-ночь– адьё, огни–

к родным, утраченным, своим.

Вещей в пути невпроворот,

витрины ярче, блед народ

без дум и чувств, почти без воли

киногазетном на приколе.

Всё прочь– не посох и сума,

нет встречных– поперечных тьма,

беря неумерших в расчёт,

я слышал «жив ли ты ещё?»,

махал им стынущей рукой,

влачась в заботах на покой.

Из гроба в гроб погостом йдя,

я видел солнце бела дня!

 

 

 

 

Шито-крыто

 

Дипломаты налгут журналистам

шито-крыто, узлы не видны —

мiръ же чует, что в мире нечисто

мира без от войны до войны.

 

 

 

_________________________________________

 

 

 

 

Избранные афоризмы

 

 

 

Дьявол — большой оптимист, раз верит, что людей можно еще испортить.

 

Если человек поступает по-свински, он говорит: «Помилуйте, я всего лишь человек!» Но если с ним поступают по-свински, он восклицает: «Позвольте, я ведь тоже человек!»

 

Воздержание не проходит бесследно: у одних появляются прыщи, у других законы об охране нравственности…

 

Одна из самых распространённых болезней — ставить диагноз.

 

Невинность — идеал тех, кто любит лишать невинности.

 

Боже, прости им, ибо ведают, что творят.

 

Влюбившийся сердцеед подобен заразившемуся врачу. Профессиональный риск.

 

Да, естественно, собака — идеал верности. Но почему люди должны брать с собаки пример? Ведь она соблюдает верность человеку, а не другой собаке?

 

Если уж верить в то, чего увидеть нельзя, то по мне лучше верить в чудеса, чем в бактерии.

 

Наши поступки менее добры и менее порочны, чем наши желания.

 

Женщина должна умудряться выглядеть настолько мудрой, чтобы ее «случайная» глупость оказалась для мужчины настоящим подарком.

 

Слабый человек сомневается перед тем, как принять решение; сильный — после.

 

Самые лучшие женщины те, с которыми меньше всего говоришь.

 

Раньше декорации были картонные, а актеры настоящие. Теперь декорации совсем как живые, но актеры картонные.

 

Не доверяй женщине, которую удалось уличить в верности. Сегодня она верна тебе, завтра — другому.

 

Что нас мучит — это упущенные возможности. Быть уверенным в невозможности чего-либо — уже облегчение.

 

Женщина — математическое уравнение, мужчина — ответ… из которого извлечен корень.

 

Образование — это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют.

 

Поэт, который читает, выглядит как повар, который ест.

 

Женское вожделение и мужское — всё равно что эпос и эпиграмма.

 

Ложь во спасение извинительна. Нельзя прощать лишь того, кто говорит правду, когда его об этом не просят.

 

Он много бы дал ей за то, чтобы она любила его не за то, что он ей дает.

 

Хороший художник способен нарисовать бегуна без ног.

 

Маленькие станции очень гордятся тем, что скорые поезда должны проходить мимо них…

 

Война — это сначала надежда, что нам будет хорошо; потом — ожидание, что им будет хуже; затем удовлетворение, что им — не лучше, чем нам; и, наконец, неожиданное открытие — что плохо и нам, и им.

 

Спрашивай ближнего только о том, что сам знаешь лучше. Тогда от его совета может быть польза.

 

Женщина, которая не может подурнеть, не может считаться красивой.

 

Труднее всего пробраться назад — через границу возраста…

 

Эрудиты, должно быть, живут в убеждении, что в работе столяра главное — количество стружки…

 

Наука — спектральный анализ… искусство — синтез света…

 

Не иметь ни одной мысли и суметь ее выразить — вот что создает журналиста…

 

Фантазия не строит воздушных замков, она перестраивает в воздушные замки бараки.

 

До чего же чудесно, когда девушка забывает, что она хорошо воспитана!

 

В женщине духовного столько же, сколько телесного в зеркале.

 

Нужно всякий раз писать так, будто пишешь в первый и последний раз. Сказать так много, словно это твое прощание, и так хорошо, словно это дебют.

 

Per essere perfetta le mancava solo un difetto.

Ей не хватило одного лишь недостатка, чтобы быть идеальной.

 

Тоскует по женской туфельке, а вынужден иметь дело со всей женщиной…

 

Сентиментальная ирония — это собака, которая воет на луну, одновременно писая на могилы.

 

Соблазнитель, гордящийся тем, что открывает женщине тайны любви, подобен иностранцу, который является на вокзал и берется показать местному экскурсоводу все городские достопримечательности.

 

Я не люблю вмешиваться в свои личные дела!

 

Женщина принимает одного мужчину за всех, мужчина — всех женщин за одну.

 

Плохо подавленная сексуальность привела в расстройство не один домашний бюджет, а хорошо подавленная — мировой порядок.

 

Как управляется мир и разгораются войны? Дипломаты лгут журналистам и верят своей же лжи, читая ее в газетах.

 

Дети играют в солдат. Это понятно. Но почему солдаты играют в детей?

 

Где мне взять столько времени, чтобы читать поменьше?

 

Она сказала себе: переспать с ним — пожалуй, но без фамильярности.

 

В пустую голову входит больше знаний.

 

Сверхчеловек — идеал преждевременный, поскольку предполагает существование человека.

 

Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться.

 

Когда та или иная культура чувствует, что приходит ее конец, она посылает за священником.

 

Некоторые женщины вовсе не красивы, а только так выглядят.

 

Если человек поступает по-свински, он говорит: "Помилуйте, я всего лишь человек!" А если с ним поступают по-свински, он восклицает: "Позвольте, я ведь тоже человек!"

 

От своего города я требую: асфальта, канализации и горячей воды. Что касается культуры, то культурен я сам.

 

Хороший психолог легко введет тебя в свое положение.

 

Психоанализ — болезнь эмансипированных евреев; религиозные евреи довольствуются диабетом.

 

Современная музыка похожа на женщину, которая свои природные изъяны восполняет безупречным знанием санскрита.

 

Есть люди, которые никогда не простят нищему, что не дали ему ничего.

 

Скромность — право художника, тщеславие составляет его обязанность.

 

Женщина должна выглядеть настолько умной, чтобы ее глупость оказалась приятным сюрпризом.

 

Медицина: кошелек и жизнь.

 

Психоанализ и есть тот самый недуг, от которого он берется нас излечить.

 

Секрет агитатора: поглупеть настолько, чтобы слушатели поверили, что они так же умны, как и он.

 

Нет более несчастного существа, чем фетишист, который тоскует по женской туфельке, а вынужден иметь дело со всей женщиной.

 

Через своих подражателей многие доказали, что они не оригинальны.

 

Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования.

 

Мой язык — уличная девка, которой я возвращаю девственность.

 

Аморальность мужчины берет верх над безнравственностью женщины.

 

Проститутки на улицах ведут себя так бесстыдно, что отсюда можно заключить, как ведут себя почтенные граждане у себя дома.

 

Сексуальное просвещение оправдано хотя бы потому, что девушки могут недостаточно рано узнать, как дети не приходят на свет.

 

Женщина может иногда заменить мастурбацию. Но, разумеется, это требует большого усилия воображения.

 

Журналисты пишут, потому что им нечего сказать; и им есть что сказать, потому что они пишут.

 

У зевающего животного человеческое лицо.

 

Афоризм никогда не совпадает с правдой: он либо полуправда, либо полторы.

 

Существуют писатели, способные воплотить на двадцати страницах то, для чего мне иногда требуется целых две строки.

КАРЛ КРАУС

 

Карл Краус (нем. Karl Kraus) (1874–1936). — Поэт и прозаик, один из наиболее значительных австрийских сатириков. Автор девяти поэтических сборников, имеющих общее название «Слово в стихах» (первый издан в 1916 г., последний — в 1930 г.). Яростный противник экспрессионизма. Один из первых австрийских писателей-антифашистов.

 

Карл Краус родился в Богемии в богатой еврейской семье, в 1877 году переехавшей в Вену. В 1892 году поступил на юридический факультет, в этот же период выступил как литературный критик, пробовал свои силы на сцене. В 1894 году перешёл на факультет философии и литературы, в 1896 году оставил университет, не получив диплома.

 

В этот период подружился с Петером Альтенбергом, вошёл в кружок «Молодая Вена» (Герман Бар, Гофмансталь, Шницлер, Феликс Зальтен и др.). Через год порвал с ним, опубликовав памфлет Die demolierte Literatur. Выступил с резкой критикой сионизма Теодора Герцля. В 1899 году начал издавать собственный журнал «Факел», который выпускал вплоть до смерти, сделал его влиятельнейшим изданием эпохи.

 

На его страницах публиковались крупнейшие писатели и художники: Альтенберг, Демель, Кокошка, Ласкер-Шюлер, Генрих Манн, Шёнберг, Стриндберг, Тракль, Верфель, Оскар Уайльд и др. С 1911 года Краус стал в журнале единственным автором. В том же году он принял католицизм. Параллельно Краус выступал с публичными лекциями и чтениями — к 1936 году он провел их около 1700 не только в Вене, но и в Берлине и Праге. В 1923 году он покинул католическую церковь.

 

Крупнейшим произведением Крауса стала сатирическая драма в жанре «мирового обозрения» «Последние дни человечества» (1915—1919), во многом построенная на актуальных материалах европейских газет. Кроме того, Краус известен своими афоризмами (собраны в книге «Обращенное в слово», нем. Beim Wort genommen, 1955).

 

Изображен на австрийской почтовой марке 1974 года.