КВАНТОВАЯ ПОЭЗИЯ МЕХАНИКА

Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс

Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность. 
— Вернер Гейзенберг


Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали

Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Джим Моррисон
ЯКОВ БУНИМОВИЧ

Яков Бунимович (1962–1994) родился в Минске. Окончил Минский радиотехнический институт, работал программистом в проектной организации ЦНИИТУ. Переехав в Москву, пытался поступить в ГИТИС на режиссёрский курс Анатолия Васильева, но на экзамене поспорил с мэтром о путях современного театра, забрал документы и перешёл на театроведческий факультет. После окончания ГИТИСа работал корреспондентом в журнале «Театр» – ездил по СССР и писал статьи о спектаклях.

ЗВУКОВОЕ ПИСЬМО

 

Музыка возможности

Звонок

Слово полёт

Полёт слова

Пространство где ты слышишь свой голос

Не как тень но как музыку ветра

Шелестением листьев ветви движением

Встречает поток молчания

И это человек и его мир

И это имя которое можно произнести

И это человек и его миф

Который до времени – в неизвестности

А миф – это слово

А слово – это полёт и звук

это рука и буквы (которых не видишь ты)

А слово – это далёкий друг

Свет возникающий из темноты

Музыка возможности

 

 

 

 

* * *

 

Покачивает поезд

неровный почерк и стиль неровный

но те же взгляды в окошко

 

 

 

 

* * *

 

Имя этой девушки – девушка

подумал я и это хорошо

стоя под тёплым душем

можно продолжить думать об этом

но всё равно ничего лучше уже не придумаешь

 

 

 

 

* * *

 

И вот я остаюсь один в комнате

с открытым окном

на белом листе бумаги отпечатывается

белый стих

незаметный отпечаток грусти

опасение опечаток

делает меня внимательным элегичным

добавляю пробел опасаясь неразборчивости

лишний пробел

Печальная судьба этого стихотворения

похожа на нашу сегодняшнюю встречу

которая не состоялась

потому что ты мне не позвонила

и не звонишь даже сейчас

когда ожидание

наполняется

неровным стуком машинки

в закрытую дверь тишины

Судьба этого стихотворения печальна

Изначально

 

 

 

 

* * *

 

пишущая машинка на завтрак

за неимением телефона

доброе утро говорит АВТОР

доброе утро говорит ворона

ищущий пишущую машинку

находит пишущую машинку

окно телевизор чужую комнату

но это лишь повод

а может быть всё может быть ещё проще

утренний рисунок твоих движений

и может быть даже сама невнятность

как часть чистовика однако

без единого препинания знака

паузы однако вздохи пробелы

доброе утро говорит лист белый

доброе утро говорит рифма

доброе утро РИФМА

По графику графика осени поздней

по первому снегу уже не впервые

однако как прежде поэзия в прозе

на завтрак на чай принимай чаевые

 

 

 

 

* * *

 

Уснул листок на дереве

уснул листок бумаги

и я на самом деле

наверное уснул

И снится ветер дереву

а листьям снятся флаги

спят мальчики и девочки

и деревянный стул

 

 

 

 

* * *

 

Во сне я запускал буквы в небо.

Буквально. Как воздушных змеев.

Буква «А» напоминала на просвет

тонкую льдинку дневной луны.

Появление рядом буквы «Б» напоминало эпос,

встречу Одиссея и Пенелопы.

Что-то правильное складывалось

из покачивания пяти воздушных шариков

«С», «Л», «О», «В», «О».

Как название магазина «СВЕТ».

 

 

 

 

* * *

 

Но кто же проснётся

и кто же займётся

снопами лучей поутру

как солнце пораньше поднявшись

Если не я и не ты

Я и Ты

Кто поднимется с солнцем

Сегодня соединяя

истоки лучей

Если не ты и не я

Ты и Я

 

 

 

 

* * *

 

Сидел у памятника. Каркали вороны.

Сквозило. Поднимал от ветра воротник.

Курили девушки вокруг нецелеустремлённо.

«Я памятник себе, – он говорил, – воздвиг!»

Не таял снег, весною и не пахло,

но в сердце подо льдом уже журчал родник…

Встречались возле Пушкина, как возле телеграфа,

и ахали все женщины, и хохотал шутник.

 

 

 

 

* * *

 

Ужас шастает во мне

Заблудившийся, ужасный

Слышит что-то в глубине –

Затаится, дышит часто.

Устаёт, шатается,

Всё же дожидается

Перевёртыша:

Пелся ужас, ясен уже и ежу

Неся сажу, я слеп.

 

 

 

 

* * *

 

Парус

или комната

или хлопает дверь машины

пиши на листке

или на хлопке

одной ладонью

Поэт всегда поэт со своей паутиной

или с чашкой

как мастер чая в Японии

 

 

 

 

* * *

 

Не грусти, как негр среди расистов,

как кирпич в руках у каратистов,

и даже, каждым суставом устав,

как после тяжёлой охоты удав,

или же – в цирке эквилибристы,

опустошённая, как состав

без пассажиров и машиниста,

всё же, как можешь,

теперь держись ты,

с левой ноги поутру встав.

 

 

 

 

* * *

 

В духоте продышка

Воздуха пустышка

капелька от жажды

тающая льдинка.

Будет счастлив каждый

повстречав однажды

на своей дорожке

грустную малышку.

Крошка – понарошке,

у тебя лукошко,

в нём давно хранится

всем нам понемножку.

Узнику – окошко,

мыслям – звук, чтоб литься,

валерьянки ложка,

сон, чтобы забыться,

шок при сильной боли,

снег, любовь и воля.

 

 

 

 

* * *

 

Прозрачная речка

Как свечка чиста –

стихия воды и огня

И рыбы в реке

Отворяют уста

но песня их не слышна

Они не знают меня

не знают того

что я здесь

Они не знают огня

не знают того

что он есть

Рыбы в реке

 

 

 

 

ПЧЁЛКА

 

Жужжит, кружится по оконному стеклу

как фигуристка, в ледяном загоне.

Закончив обязательную часть,

счастливая, находит мягкий воздух.

 

 

 

 

* * *

 

В конце концов так было всегда

несколько чистых листов ожидание вдохновения

и нежелание пользоваться знаками препинания

В конце-то концов так было всегда

ожидание особого языка

любви праздника понимания работы

Быть самим собой

обнаруживать друзей рифмы поэзию жизни

разные формы любви

 

 

 

 

* * *

 

А кто скажет – Поэзия

нарисует –

скажет Рисунок

если пение птиц

гудок машины и шум

детские голоса

 

 

 

 

* * *

 

И все-таки это каждый раз кажется темой

особенно когда ветер прогоняет темень

и синее небо проглянет и Освещение

особое кажется имеет значение

Улыбка на лице дома напротив

и мне не сидится дома напротив

я выглядываю в окошко там ветер свежий

серую снимает обложку и небеса те же

Синяя тетрадь, белое облако-промокашка

а если иначе сказать - разных оттенков рубашка

а если просто сказать - на улице ветер

то облако-скатерть,

то по-небу тучи летят,

то солнышко светит.

 

 

 

 

* * *

 

Подъезжая к Витебску

посмотришь на звездное небо

достанешь чистый лист бумаги

Напишешь: Витебск - родина Шагала

и родина моего друга

 

 

 

 

* * *

 

Когда запускаешь, как бумеранг,

в неведомое строку

С надеждой на неведомое как

даруемое и дураку

божественное вдохновение

не выражай нетерпения

 

Время придет собирать урожай -

нужно посеять чувство

мертвого дерева не украшай -

это не есть искусство.

 

Лучше на солнечные лучи,

коих давно мы не замечали,

выскочи и, не зная печали,

замечательно замолчи.

 

 

 

 

* * *

 

С яркого света – в темноту коридоров

В конторе – тоска и скука,

Головой о стенку было бы здорово,

Но нельзя - заболит от стука

Голова у соседа за перегородкой…

И сижу я спокойный, кроткий крот

Кий нацельте в лоб мне –

Покачусь, как бильярдный шар,

Захотите – Алле оп! – и

Испытаю любовный жар.

 

Жаль, Вы – мечта, мне не чета,

Не читаете стихов, душа не здесь от меня маня

Манил величие – увлечение Вами.

Судите сами – необходимо лечение

( Маги – и те бессольны)

Помогите! Взгляните глазами синими!

(Радиоактивное излучение)

Я в стрелах амура, как дикобраз

А в сердце – ваш образ!

 

 

 

Поэма

 

Ноябрь, б-р-р, продрог...

Часть первая — нет счастья...

Часть вторая, повторяя отчасти предыдущую, —

Нет счастья и в грядущем

Несчастья

Части...

Части...

Части...

 

 

 

* * *

 

Когда запускаешь, как бумеранг,

в неведомое строку

С надеждой на неведомое как

даруемое и дураку

божественное вдохновение

не выражай нетерпения

 

Время придет собирать урожай -

нужно посеять чувство

мертвого дерева не украшай -

это не есть искусство.

 

Лучше на солнечные лучи,

коих давно мы не замечали,

выскочи и, не зная печали,

замечательно замолчи.

 

 

 

 

За плату без блата не достать Платона

 

За плату без блата не достать Платона,

а макулатуры - тонны.

Но не о том я,

что не все у меня дома тома,-

Есть истома ума -

тяга к простому и гениальному...

Ладно, вернемся к миру реальному.

 

Гениальность - от слова "гены"

но и мы ведь не манекены,

где поставлены не стоим

( на манер крокодила Гены,

демонстрируя свою наследственность).

В жизни важна непосредственность.

 

Вот гуляю я холостым -

не по средствам "святые узы"

но кидаюсь я в ноги Музы,

как Дасаев и Дон-Гуан,

как Есенин к осенней Дункан

Иногда ног (да!) коснусь богини,

проснусь - покинут,

Пока!..

 

 

 

 

В зале ожидания

 

(специально для газеты «МЫ»)

 

На самом деле — в зале ожидания.

На самом деле — специально для газеты «Мы».

Непридуманность. Вот что драгоценно.

Возможность не измышлять. Метафора и документ,

точка совпадения искусства и жизни.

Ночной зал ожидания в небольшом белорусском

городке Орша. В ожидании поезда на Петербург.

В ожидании вдохновения. Что такое вдохновение?

Какой-то особый вдох и необходимость выдоха, высказывания,

Сообщения. Или просто, затаив дыхание,

наблюдать.Эта страна — страна Вдохновения.

По крайней мере, это — Большой Зал Ожидания Вдохновения.

Потому что иначе тут шага не сделаешь — без Поэзии,

без Любви, без Интуиции Художника…Иначе -

тоска.»Умом Россию не понять»- это точно.

Умом тут с места не сдвинешься — или сдвинешься

вместе с умом. Или, взявшись за ум, двинешься куда подальше,

прихватив барахлишко,- другие решать проблемы,

другие загадки разгадывать, оставив

в покое бородатого сфинкса на площади Революции.

( Он действительно похож на сфинкса,

с его загадкой о человеке и претензией на вечность -

этот памятник основоположнику марксизма.

Только недавно заметил, насколько он «египетский»,

особенно в профиль — голова, постепенно переходящая

в каменную глыбу. И столь же

внезапно архаичен в окружении мальчишек на

роликах… Пирамиды Хеопса с танцующим

Майклом Джексоном. Экзотика.)

( Так что купил я кофейку в буфете, чтобы взбодриться.)

 

 

 

 

* * *

 

Уж лучше смотреть на зеленую воду

На утку летящую по небосводу

На желтое солнышко и на ромашки

Уж лучше расстегнутый ворот рубашки

Уж лучше, чем эти мои заморочки:

Ни дня без любви и ни ночи без строчки!

 

 

 

 

ПЕСНЯ О КОРАБЛЕ ПУСТЫНИ

И О ТРЕТЬЕМ ГОРБЕ ЕГО — БЕДУИНЕ

ДА НА БЕДУ И НЫНЕ

ОПАСНЫ ПУТИ ПУСТЫНИ

 

Верблюдом бреду по песочнику.

Путь долог восточный к источнику.

Истошный погонщика крик: "Вода!"

Палкою тыкает, вот беда,

пяткой толкает в бок,

и опять уклоняться приходится в бок.

 

Сад и река.

Издалека

много у верб люда.

Ноги болят верблюда,

словно у старика.

( Знает он: миражи - лишь новые виражи)

Снова идти по кругу...

 

Обидно за умного друга!

Сколько все-таки суток

меня уводил рассудок

от цели?

 

Но если так,

то кто я? Горбатый дурак?

Никак не возьму что-то в толк я:

в чем же чувство долга?

долго нести его скарб скорбей?

 

( Ох, мне этот араб голубых кровей -

мой третий искусственный горб.)

Как он,однако, горд!

Недавно узнал я правду:

Есть у нашего брата,

оказывается, интуиция.

рассудку она и не снится, а?

 

 

 

 

По мотивам А.Соколовой

 

Ничего никто не поет сразу

Поиск голоса – писк

Пускай от быта мутится разум

Кому мы предъявим иск?

 

Этот ребенок (подумай, как странно!) –

Это ведь мы с тобой.

Капнет на кухне вода из крана –

Так суждено судьбой:

 

Падать звукам, людям рождаться,

В небе звезде дрожать

Век о несбывшемся сокрушаться,

Жизнь мечтой украшать.

 

Новые проявляются мачты

На горизонте во мгле.

Кричит человек, путешествие начато

К обетованной земле.

 

 

 

 

* * *

 

Я засыпаю и засыпан

самим собой наполовину,

откашливаюсь громко, с хрипом

и сплевываю все в корзину.

Вот так же, значит, рифмоплетство -

мой монолог еще не начат

еще ищу я только сходство

с самим собою. Не иначе,

еще я толком не проснулся

и не прочистил кашлем глотки,

и в океан не окунулся,

уснувши у причала в лодке

 

 

 

* * *

 

Много слов, но улов

небогатый смысла

Ведь пока ты хотел в духоте

свои мысли

Зафиксировать как-то,

в небе звезды светили -

прекрасные факты

доказательством верным

тому,

что не все безусловно

доступно

уму твоему.

 

 

 

 

Дед Мороз играл на кларнете

 

Дед Мороз играл на кларнете.

Редкие прохожие бросали рубли.

Шаги звучали самонадеянно как стук пишущей машинки.

Младенец говорил более внятно. Открывалась форточка.

Иногда…

 

Иногда многоточие или шаги за окном Лай собаки

Он не мог бы Объяснить почему Он

Почему не Я

 

Подъемные краны держали нос по ветру

Отражение разноцветных окон в лужах

Движение занавески можно было назвать балетом.

Лист пританцовывал

как девочка на галерке. Ее усаживают говорят Тихо

 

Это должно было иметь название отражение эхо

Без этого все теряло смысл

 

Он хотел бы слушать красиво как тот кого любят

щедро и бескорыстно

ничего не понимая в рифмах и интервалах

Но это…

 

Но это не имело названия как всякое подлинное движение

Ему не хватало другого других

Он выключил машинку и сидел в тишине. Иногда испытывал

что-то похожее на чувство голода

Это могло быть рассказом прикосновением звонком телефона

 

Движение к людям

 

Это не имело названия…

 

 

 

* * *

 

В конце концов так было всегда

несколько чистых листов ожидание вдохновения

и нежелание пользоваться знаками препинания

 

В конце-то концов так было всегда

ожидание особого языка

любви праздника понимания работы

 

Быть самим собой

обнаруживать друзей рифмы поэзию жизни

разные формы любви

 

 

 

* * *

 

Имя этой девушки — девушка

подумал я и это хорошо

стоя под теплым душем

можно продолжать думать об этом

но все равно ничего лучше уже не придумать

 

 

 

 

Волшебники

 

Волшебники

узнают друг друга по лицам

они путешествуют по столицам

спешат по улицам там и тут

они торопятся и бегут

туда откуда их позовут: — Волшебники!

 

И это радость, и это Труд — Волшебники

 

И их движения как в балете

они улыбаются словно дети

людям вокруг и вдруг

 

Словно светлее на белом свете

это, должно быть, волшебники эти

 

И — как спасательный круг —

появляется Друг