КВАНТОВАЯ ПОЭЗИЯ МЕХАНИКА

Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс

Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность. 
— Вернер Гейзенберг


Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали

Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Джим Моррисон
ДЗИГА ВЕРТОВ

Дзига Вертов (1896–1954). Советский режиссер, сценарист, теоретик кино. Один из основателей советского и мирового документального кино.

Давид Абелович Кауфман родился 21 декабря 1895 (2 января 1896) года в Белостоке (Гродненская губерния, Российская империя; ныне Польша) в семье букиниста Абеля Кушелевича Кауфмана, владевшего книжным складом и двумя книжными магазинами, и Хаи-Эстер Рахмиелевны Гальперн, заключивших брак в Белостоке в 1894 году. Учился в музыкальной школе, в Петроградском психоневрологическом институте, в Московском университете. В 1915 году начал использовать псевдоним Дзига Вертов (от укр. дзиґа — волчок). В 1917 году работал в отделе кинохроники Московского кинокомитета. В 1918—1919 годах — составитель-монтажёр журнала «Кинонеделя». С 1920 года — режиссёр-документалист, инициатор выпуска киножурнала «Кино-Правда» (1922—1924 годы). Под его руководством был сделан первый советский мультфильм «Сегодня» (1923). Работал на студиях «Культкино», 3-й Госкинофабрике, Киевской кинофабрике ВУФКУ (1927—1930 гг.), «Межрабпомфильм», ЦСДФ. Автор сценариев нескольких своих документальных фильмов, игрового фильма «Тебе, фронт!» (1942), мультипликационного фильма «Юморески». Автор нескольких статей по теории кино. Фильм «Кино-глаз» в 1925 году получил серебряную медаль Всемирной выставки в Париже. С переездом Вертова на Украину распалась группа «Киноки», руководителем которой он был.

 

Вертов является режиссёром одного из первых звуковых документальных фильмов «Симфония Донбасса» («Энтузиазм», 1930). Снимает «Три песни о Ленине» (1934), фильм в жанре образной кинопублицистики, который газета «Правда» назвала «Песней всей страны». Фильм «Колыбельная» (1937) посвящён двадцатилетнему пути страны, пройденному после революции. Во время Великой Отечественной войны снял фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Клятва молодых» и «В горах Ала-Тау» (оба 1944), посвящённые борьбе советского народа с нацизмом и работе в тылу. Все дальнейшие кинопроекты Вертова отклонялись начальством.

 

C 1944 года и до самой смерти он работал режиссёром-монтажёром над киножурналом «Новости дня» (всего выпустил 55 номеров).

 

При съемке документальных фильмов Дзига Вертов использовал монтаж для целей пропаганды. Так, в фильме «Три песни о Ленине» воспевается как достижение советской власти снятие женщинами советского Востока паранджи уже в начале 1930-х годов. При этом режиссёр манипулирует документальным изображением для достижения идеологических целей. Образ «освобожденной женщины Востока» был создан Вертовым путем монтажа разрозненных кадров. В первых кадрах показана женщина из Хивы (судя по архитектуре) в узбекской парандже. Далее показано строительство железной дороги и туркменская женщина — у неё закрыта по традиции только нижняя часть лица. Последними в эпизоде появляются казахские женщины с открытыми лицами, которые никогда не носили паранджу. Таким образом, путем изображения женщин из разных мест с разными традициями, режиссёр с помощью монтажа показал эффект снятия паранджи.

 

Дзига Вертов умер 12 февраля 1954 года. Первоначально был похоронен на Миусском кладбище рядом с матерью, в 1967 году перезахоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

* * *

 

Здесь ни зги

  верите —

веки ига и

гробов вериги.

Просто ветров

  гибель

века на вертел.

Но — дзинь! — вертеть

  диски.

Гонг в дверь аорт.

И-о-го-го! — автовизги,

вертеп ртов —

Дзига Вертов.

 

 

 

* * *

 

Рассредоточен.

Калека,

Точно.

Устал

Очень.

Уходит

Почва.

Леченье

Заочно:

В мозг

Тормоз.

Стоп.

Точка.

 

 

 

* * *

 

Было все очень просто.

Было все очень мило.

Смыли фамилию

Мочалкой и мылом

Имя и отчество

Умерло от одиночества.

 

 

 

ТЕМПЕРАТУРА

 

Должно быть болен.

Ты — хор. Я — соло.

Промчались сёла.

И сон. И явь.

Быть может лучше,

Что мчатся тучки,

Грибы, старушки,

Леса, кукушки,

Пруды, опушки,

Бант на подушке,

Глаза и ушки —

Моей подружки.

И я.

 

 

 

НОВОБРАЧНЫЕ

 

Ну, как

Ваш брак?

Никак

Кинь в брак.

Но как?

Что как?

Ваш брак?

Наш брак?

Да, брак.

Наш брак

Никак

Кинь в брак.

Что так?

Да, так.

Как так?

Дур-рак.

Вот как?

Вот так.

А брак?

Что брак?

Ваш брак?

Никак.

 

 

 

ОПТИМИЗМ

 

Все хорошо.

В зубах ни пломбы,

Зубов уж нет.

Как хорошо!

 

В сосудах вы,

Малютки тромбы.

Все хорошо, все хорошо.

 

Пью валидол.

Стенокардия.

Общий склероз.

Все хорошо.

А в остальном...

Пишу стихи я.

Все хорошо. Все хорошо.

 

 

 

* * *

 

Спи, сыночек, спи, мой сказочный.

На экране — баю-бай.

Дядя Дзига в перевязочной

Выживет — не унывай.

Чудака забудем разве мы!

Упомянем невзначай —

Жил, мол, некий киноглазовый,

Подрывал наш баю-бай.

Звал нас в будни,

звал нас в праздники.

В «Кино-Правды» светлый рай.

Был он первым,

стал последненьким.

Просчитался, баю-бай.

 

 

 

СТАРТ

 

Не Патэ,

             Не Гомон.

Не то,

             Не о том.

Ньютоном

            Яблоко

                      Видеть

КИНО ли кино?

В з р ы в а е м кино,

Чтобы

          КИНО

                    увидеть.