КВАНТОВАЯ ПОЭЗИЯ МЕХАНИКА

Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс

Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность. 
— Вернер Гейзенберг


Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали

Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Джим Моррисон
ДАРЬЯ СУХОВЕЙ

Дарья Алексеевна Суховей (род. 25 марта 1977 года, Санкт-Петербург, СССР) — российский поэт, филолог и литературный критик. Живёт в С.-Петербурге. Окончила филологический факультет Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук (диссертация «Графика современной русской поэзии», научный руководитель Л. В. Зубова). По поводу своей научной работы Суховей заметила в одном из интервью: «мы пытаемся оправдать развитие поэтических техник как адекватное структуре современного мира движение». Сотрудник музея-квартиры Михаила Зощенко.

Растение растения в памяти поэта

  

молчат кустарники акации
поют себе радиостанции
цветут сплошные традесканции

 

скажу еще про традесканции
говорят что они здоровью неполезные
энергию пьют из человека ведрами

 

,
а у меня уже ни ведра энергии
ни стакана энергии
ни стакана чего-нибудь для энергии
,
только ложка чайная которой на час хватает
а надо на день
,

 

потому что если больше часа в день в общей
сложности
перемешивать стучать или облизывать
амортизация существенно превысит
плановую

 



да и традесканций сейчас уже нет
ни единой
они все засохли когда я еще в школе
училась

хотя на самом деле не так

они засохли когда я еще в школу ходила
через заснеженные пространства не
застроенные домами
:
пустыри
?

пусты'ни
?

пуст?ты
?

пусть так


да



п о л я


и поля-то остались только у этой странички

потому что мир настоящих вещей и предметов
был выдуман нами
еще до изобретения бумаги
,
тем более компьютера
с виртуальным листом бумаги на экране монитора

нынче нечто
оказывается в центре
проще чем прежде
:

вот так текст сдвинут к левому полю
вот так к правому

,
а как правильно
я не знаю

 

22фев06

 

 

 

 

 

 

 

Шестистишия

 

               

* * *

 

ковбои мальборо едут в кабриолете

красивая стерва пьёт молоко

поставьте мне отметку в билете

чтобы я не уехала далеко

 

кольцо семнадцатого велико

свёрнуто всё в рекламном плакате

 

  7ноя15 (4)

 

 

 

 

 

* * *

 

неогненные знаки

страдают от огня

внутри хромой собаки

застряла шестерня

всё провернётся так и

вдруг выскочит меня

 

  10ноя15 (11)

 

 

 

 

 

* * *

 

жетон метро теперь с татуировкой

год взятья крыма видите какой

когда не нужен бря?цает в кармане

а если ехать в очереди надо

как люди и случается на кассе

 

о разменяйте мне мой золотой

 

  13ноя15 (26)

 

 

 

 

 

* * *

 

прюгов и брисов выходят из дома

словно французские боги

пересчитывать прохожим ноги

рыбного кэгэ берут салату

с ними блин в натуре нету сладу

 

пирогов и ребусов возвращаются домой

 

  13ноя15 (33)

 

 

 

 

 

* * *

 

тепло в жилье но холодно в белье

что хоть засни

тогда приснятся сны

в них коля на коне и катя на броне

и все-все-все ещё в своей стране

в своём уме

 

  23ноя15 (52)

 

 

 

 

 

* * *

 

шли из клуба винчи в клуб бенуа

чау-чау с чихуахуа

 

малолапым длинен казённый мост

к ним невинен гаишный пост

 

накрахмалена скатерть ночных дорог

горизонт развинчен несобран бог

 

  23ноя15 (54)

 

 

 

 

 

* * *

 

когда играет наш квартет

сбегается подъезд

сидять старушки тет-а-тет

и дядька семки ест

 

когда играет наш октет

в глазах двоится свет

 

  28ноя15 (66)

 

 

 

 

 

* * *

 

никогда не учился на отл и хор

всё стоял у двери чего-то ждал

а из двери вышли оркестр и хор

и в другую вошёл весь зрительный зал

 

вот задача про ванну и две трубы

что под музыку не решалась бы

 

  1-2дек15 (69)

 

 

 

 

 

* * *

 

моя поклажа

и моя одёжа

 

седьмая стража

небо молодёжи

 

и это даже

и эти тоже

 

  17дек15, Москва (79)

 

 

 

 

 

* * *

 

произошло замятие

останови занятие

 

пространство заметелило

сообщество заметило

 

всё начинаем заново

как будто денег заняли

 

  28дек15 (94)

 

 

 

 

 

* * *

 

ёлки наладили свёртки свернули

спать не ложились и так не уснули

 

тихо гуляют народы страны

робко стреляют солдаты войны

 

она дробится в наших бокалах

и в лампочек наших накалах

 

  31дек15 (98)

 

 

 

 

 

* * *

 

пришлось проехаться метро?м

 

забыть прекрасное мгновенье

поможет боковое зренье

мол вышел весь красивый мальчик

 

в руце пластмассовый стаканчик

с раскачивающимся вином

 

  5янв16 (108)

 

 

 

 

 

* * *

 

на кафедре дизайна-дерезайна

учат работать с берёзой

фотографировать на фоне неба

резать по дереву жать по коре

разве не учат дать в погрызь козе

и дерриду не читали

 

  5янв16 (110)

 

 

 

 

 

* * *

 

человек запутался в пододеяльнике

снил о забытом в школе угольнике

об украденном кошельке

в кошельке всё равно было мало

угольник не влазил ни в какие пеналы

а тут они ему оба навстречу каждый в одном носке

 

  13янв16 (116)

 

 

 

 

 

* * *

 

на камне камень лежит в лесу

под камнем камень стоит в реке

за мной шпионящий шаолинь

который кроток накоротке

когда вернулась я к ужасу

забыла купить шампунь

 

  31янв16 (132)

 

 

 

 

 

* * *

 

падает занавеска

на человека

сидящего у окна

 

в окно заглядывает страна

пытается узнать человека

на которого упала занавеска

 

  1фев16 (139)

 

 

 

 

 

* * *

 

— вот вместе с кино завсегда есть кафе

милкшейк и чизкейк и попкорн

и ленты цветные на все времена

 

— на все ли? где солнца тепло и трава

январь февралю помолчит в тёмный снег

когда отгремев распустился трамвай

 

  2фев16 (146, посвящается П. Б.)

 

 

 

 

 

* * *

 

бывает есть у человека кошка

бутылка пива баночка горошка

и облака за форточкой окна

 

а вот и нету никого у кошки

нет суповой тарелки чайной ложки

и туча наверху черным-черна

 

  4-10апр16 (149)

 

 

 

 

 

* * *

 

впадаем в зависимость от вещей

вот чашка моя и гаджет при ней

вот фотается принесённый десерт

под вечер на улице включится свет

и гаджеты спрячутся кофе допьётся

останутся только руки и лица

 

  5фев-3мая16 (153)

 

 

 

 

 

* * *

 

мы вчера у автоклава

хоронили тётю клаву

 

вышла на небо уборщица

а у неба край топорщится

 

тётя клава мечет-рвёт

мастера по обработке облаков зовёт

 

  5фев16 (154)

 

 

 

 

 

* * *

 

гулкий картофелепро?вод стоял в овощном магазине

грязный лоток и к нему подставлялась авоська

мелочь летит врассыпную по жирному катится полу

мимо брезента и тюля и прочных но вытертых ручек

сдача с бумажных рублей серебром называлась

20 копеек 15 и 10 а 50 очень редко

 

  мар-6апр16 (199)

 

 

 

 

 

* * *

 

(один катрен про мёд)

 

(второй катрен про лёд)

 

(терцет про йод)

 

когда закат саднит рассаженным локтём

фруктовое мороженое тает

поэт сложил сонет и ищет новых тем

 

  28-29апр16 (214, фрагмент сонета IV)

 

 

 

 

 

* * *

 

проговаривает истины

словно прогуливает новые туфли

 

вот-вот воздух сомкнётся

над следующей ступенью

познания

 

будет больно

 

  11мая16 (223)

 

 

 

 

 

* * *

 

смерть родины давно уже не шутки

чтоб посолонь слезить её глазами

конфетные мишутки и машутки

пиглявых песен выдувают гамми

словесных смыслов вздутые резины

вылазят из большого магазина

 

  23мая16 (233)

 

 

 

 

 

* * *

 

жил в квартире у конечной станции

из кашпо свисали традесканции

в ближнем магазине брал свинину

чтоб пожарить и себе и сыну

на ночь выключали свет в туннеле

словно летом воду две недели

 

  31мая-2июн16 (234)

 

 

 

 

 

* * *

 

таблетки принимаемые курсом

я запиваю квасом или морсом

из морса мерзко щерится латынь

а в квасе бродит качественно жизнь

культурная и прочая живая

буреет кровь венозная такая

 

  4июн16 (236)

 

 

 

 

 

* * *

 

ну активист лгбт

поехал в пгт

а там на въезде цвёл плакат

мол пониманья нет

ты будешь плакать мы стрелять

что прочь иди что вспять

 

  12июн16 (246)

 

 

 

 

 

* * *

 

зачем нам двойственное число

оно как двойное стекло квартир

когда попускает единый мир

и свет на ненадвое делит цветов

к иллюзии этой зрачок не готов

и всё за ресницы ума зашло

 

  4июл16 (264)

 

 

 

 

 

* * *

 

скрыл лицо замазал имя не подглядывай придурок

дядя с хоботом унылым тётя с хохотом умытым

я теперь обыкновенный человечек в балаклаве

я теперь обыкновенный человечек в балаклаве

дольше века длится вечность

стервецы где ваша чёрствость

 

  28июл16 (276)

 

 

 

 

 

* * *

 

«вот и мы эмигрировали навсегда

дом купили в рассрочку и кошку, назвали фонтанкой

приблудилась собака, назвали бореем

записались на курсы аккаунта и языка

по субботам лужайку у дома бреем

ну прощайте, нам не о чем больше писать»

 

  10авг16 (285, посвящается Александру Авербуху)

 

 

 

 

 

* * *

 

добро пожалуй из этих мест

где клон слона ничего не ест

и речка журчит фальшиво

когда на душе паршиво

 

назло пожаловать где всегда

становится так же как никогда

 

  02окт16 (310)

 

 

 

 

 

* * *

 

чтоб не кривить душой в душевной кривизне

на линзе небесов есть место для весне

 

выкручивает свет хрусталики солдат

когда они летят куда они летят

 

звенит седая рань которая как дым

рассеялась пока мы в молодости спим

 

  02окт16 (313)

 

 

 

 

 

* * *

 

и ещё раз про солдата что погибнул на войне

слово главное забыто шифр лежит на самом дне

в том пруду где всё зыбато и мостков приличных нет

и ударами побито сада нет и дома нет

ветер не и солнце не

в поле зрения солдата

 

  05окт16 (319)

 

 

 

 

 

* * *

 

ничто никогда не поделится нацело

и не перепишется начисто

бывает что вещи отменного качества

но тоже не нацело-начисто

хоть замуж хоть на? дом вперёд головой

тусите-несите да кто тут живой

 

  19-21окт16 (336)

 

 

____________________________________________________

 

 

 

последняя элегия

 

– такой расклад – четвёртые дожди – простые и пустые числа в небе – календаря – наверное седьмом – и не сказать иначе – некрасиво – не вывести на ровную дорогу – и не проверить – этому цена – наверно грош –

 

 

Раскалываю сны на мелкие кусочки.

 

Пальпация действительности.

 

Время

неощутимо, но необратимо.

 

В перекрёстке Гамлет,

надкусывая гамбургер, чихает:

жевать дробь не жевать, вот в чём вопрос.

 

Глотает всухомятку небо

нас.

 

Действительность похожа на глоток

шипучей колы,

тёплого портвейна,

холодного и чистого рейнвейна.

 

Зависит от того, какие выбрать времена.

 

И от того, куда ты спишь

не головой, а снами,

которые внутри,

которые восторглись в небо и расторглись с временами.

 

 

 

 

 

* * *

 

И вот я в полпервого ночи проснувшись и вот я иду я гуляю собаку налил мне стакан забулдыга у круглосуточной автостоянки и мы выпиваем и вот мы похожие люди.              

               

Последний прохожий с метро пусть спешит в телевизор воткнуться густыми глазами и смотрит на всякую муть засыпая и сон рассыпается искрами от сигареты последний прохожий идёт.              

               

Потом тормознула машина водитель шаверма словечки о том что бензина не хватит о дальней дороге холодные ветры и кажется летом зима как всегда чем-то очень далёким.

 

Вот я открываю квартиру

впускаю собаку на коврик у

двери ложится она и холодная

морда её сладко тычется в щель

входной двери.              

               

Потом я роняю ключи у порога сажусь на диван и читаю нетолстую книгу до первого зова звонка телефона ночного и друга утешу врага отошью я и буду спокойно взирать в телевизоре порно и спать не ложиться я помню как пьяница дал мне стакан с горячительным чем-то.              

               

Усталые феи ночные стоят у порога квартиры и гонят от дома пустые проблемы и злые идеи и двух идиотов минетом в подъезде заняться хотящим и курящим травку и всё-таки не настоящим.                             

 

Пишу по-немецки читаю по-фински но те

же обмолвки ошибки описки проклятые

виски по-русски не будет никак ночь

длиннее чем день и сегодня ещё холоднее

чем завтра и будет а может не будет.              

                                             

Уже не сказать.

 

06.03.98

 

 

 

 

песня-1

 

Полем плохо ехать по зиме.

Все дороги мира замело.

Не найдёшь — заблудишься — ко мне —

попадёшь не в то село.

 

Солнце село. Горизонт горит как зонт,

яркий как раскаленный утюг.

Время — ползимы, и каждый год

бьют часы посуду — тик-так-стук.

 

Для тебя ямщик поёт в санях,

замерзает конская сбруя.

Я на холоду стою в дверях —

дверь в мороз распахнута моя.

 

Вот, вернул себя теперь ко мне —

вечер, встреча, чай, баранки, блин.

Плохо полем ехал по зиме,

а нашёл, что хорошо - и сплин.

 

Поиск шутки по карманам сна,

выход слева, чай давно простыл,

в пятистенке падает стена,

в семиструнке лопнула струна,

что теперь - кого ещё спаси?

 

 

 

 

 

элегия военная 1999 года

 

Снегири улетели на юг.

Крепко сплоченной стаей.

Ибо им недосуг

ждать, пока снег здесь стает.

 

Главнокомандующий — простой

парень с фляжкой полупустой:

"Ежели здесь ещё есть кто живой —

в бой!"

 

Тупо смотрю я в экран компью...:

бомба похожа на букву "ю".

Точка. Пора вырубать. Игра:

"F-116-A".

 

Радио - марш. Телевизор — парад.

Пора менять форму на содержа...:

ежели кто-то тому не рад —

вот они тут лежат.

 

Пой, флейта-пикколо, хоть надорвись -

это не наша высь.

 

 

 

 

 

из диария

 

  предположим, понедельник

 

Мне завтра познакомиться с поэтом,

его на редкость часто публикуют

под псевдонимом "Бутербродский". Это,

конечно, правда. Что уже-ещё

случится завтра? Кто сыграет в кости?..

У Всех Народа Праздник-Рождество. И Это - Вечно.

Грамматика - Служанка Королевы

Английской. Английская, конечно.

А русская - рабыня [подставить нужную аббревиатуру].

В пяти томах за сорок с лишним лет,

за с-лишком-сорок лет пути, считая от

начала грамматических учений.

 

  допустим, вторник

 

Сказали, что не знает языков.

Поэтому не взяли на работу.

 

  представим, что среда

 

Но вот язык, я точно помню, был,

не мог же показаться он кому-то,

и в будущем ещё он тоже будет.

 

Вот только говорить не научиться

по телефону, вежливо и чётко,

плюс чутко к просьбам тех, кто зв`онит мне,

нет, чутко к просьбам тех, кто мне звон`ит.

 

  возомним четверг

 

Просили прочитать: в каком-то фильме

название, мелькнувшее в начале.

Повторно видеокассету не крутили,

а в слове было слишком много букв,

но этого кина, нет, не припомнить;

подумалось, классическая шутка,

и ляпни наудачу: "ливерпуль" -

в том слове показалась буква "m".

 

  кажется, пятница

 

Брат Бутербродский, вспомнишь анекдот?

Ах, ты не вспомнил, - нет, не расскажу;

закончилось чем, спросишь - фильм: "Trainspotting",

а в букву "m" сложилось слово "in" -

полезно быть догадливым на деле,

и знать, чем завершается любая,

пускай и чуть жестокая, иг[?]а.

 

  значит, суббота

 

Но этих шуток он не понял; мне же

смешно и страшно, так как без работы,

"без гонорара на бескрайней ниве мовы",

остался Бутербродский прошлым летом, -

он сам (неинтересно) рассказал.

 

  и воскресенье

 

Потом, сказал он, хватит фикшен,

что у него на днях тут день рожденья,

потребовал он от меня подарок -

недавно вышел Ожегов-словарь,

последнее издание, мечта вот,

приобрести каким-нибудь путём,

а то, вот, в старом - нет ни с гэ, ни с жэ

ни слова; и в четырёхтомном

восьмидесятых лет изданья - то же;

а в очень старом, значит, словаре

Яз`ыка-пушкина (как всё, четырёхтомном)

нет утюга, компьютера, рефрижера-

тора, и дистрибьютера, и дилера,

и даже лидера. Но явно есть на ха, на пэ, на е...

Конец цитат. Купили канапэ. Зае-

ли, не задумываясь, водкою. Потом

он предложил четырёхстопным ямбом

писать о хулиганах. На фамилию "Есенин"

реакции не следует. Вот только:

в прошедшем времени не может это быть.

 

Так и не будет. Нет ни "лет", ни "ит", ни "би",

ни "ин", ни именин.

 

  опять понедельник

 

Есть только небо. Синее оно,

не голубое, как привыкли, если -

про солнышко: куда оно там село,

не вляпалось ли в небо? Небо - в море,

а море - чтоб из берегов не вышло,

не растворилось бы в глазах его,

когда они сощурены от солнца.

 

  снова вторник

 

Коллега Бутербродский, я ли не

тебя ищу, таща себя сквозь -звуки-звяки-,

сквозь -аки-бяки-враки-сентябряки-;

не -эники- - не -беники-, а -гоп-попрыг-попрыг-.

 

Чужих ключей на лестнице покорной

непрекращающийся -звон-позвон-:

по позвоночнику резиновой дубинкой,

с утрянки кухонным ножом по ночнику,

и грубым ножницем — в обойму проводов,

ползущих по стене, как маленькие чер[?]и.

 

Вишнёвый сок не наливайте, больше нету. Черри

закончился — как бренди, так и морс.

Особый спрос

предсказывали свыше

изделиям из вишен;

всё сталось так, как, собственно, рекли -

ни вишни не уберегли.

 

"Ну и темно же в это время года!",

Маккартни Пол дуэтом с Кортни Лав

п[?]ют из чёрных дыр магнитофона.

 

Ну ты, брат-Бутербродский, что, пропал?

Или сменил

псевдоним?..

 

 

 

 

 

нет как нет, или ПРИМЕРЫ

 

последовательность моностихов, постепенно разрастающихся в более крупные стихотворные строфы, с пропусками и перебивами, выстроенная в виде полилога (диалога с участием большого количества лиц, преимущественно полиглотов)

 

1.

Zum Beispiеl – с карандашём.

 

2.

С ошибкой, но не на том

 

3.

(тривиально, но) языке

 

4.

oh-ou-ou-yeah

 

5.

....

 

6.

ой-ёй-йо-йо-йо-йо

 

7.

слаб'о

 

8.

не так, не то.

 

9.

....

 

10.

Я пропускаю вас вперёд

и от-

 

11.

пускаю вас обратно.

 

12.

....

 

13.

"Время идёт"

 

14.

не туда, и это неприятно.

 

15.

Запятые становятся по местам,

аки часовые по постам,

каждое держит по ружью,

а я водку пью.

 

16.

....

 

17.

Хотелось бы welcome,

мол, omnia mea mecum,

con anima, animae –

в трамвае.

 

18.

....

 

19.

Лев Рубинштейн Был Прав,

прав рубинштейн был лев.

 

20.

Но что самое важное – моё

произведение

 

(есть пример)

 

не

лишает автора авторских на то прав

 

21.

авторских на что прав?

 

22.

вот и курсив

 

23.

....

 

24.

when your soul is dead

you can brush your head

 

25.

неточность: hair, то есть хайры

рифмы нет как нет игры

 

26.

....

 

27.

а игры действительно нет, это не игра,

нет как нет, короче говоря

 

28.

про лесного царя

 

29.

случайно приписанное на полях

к рекламе частной школы взмах

крылом за любые пределы книга

может лететь как птица

 

 

пояснения

 

1 – к примеру (нем.)

 

5, 9, 12, 16, 18, 23, 26 – .... обозначение паузы, которую нельзя путать с пропуском какого бы то ни было текстового фрагмента.

 

13 – цитата из Льва Рубинштейна, употреблённая мной в похожем контексте.

 

17 – добро пожаловать (англ.); всё своё с собой (пропущено: porto – ношу) – (лат.); с душой, души (род.п.) –объединение крылатики (con anima) и грамматики (anima, -ae - стандартное представление в словаре). К тому же ловушка подстерегает при прочтении вслух: [анимэ] рядом с [трамвае] – (всё-таки лат.).

поэт хотел сказать что всё что есть его душа

 

20 – не могу объяснить происхождение скобок и их содержимого (гипертекст?) в центре фрагмента.

 

24 – могу предложить несколько вариантов перевода (англ.) на выбор, знаки препинания не расставлялись сознательно:

 

– сухой и скучный –

раз Её больше нет

можно и привести себя в порядок;

 

– с сохранением рифмы –

Психея больше не вернётся

надо бы причесаться;

 

– развернутый, с богатой нюансировкой –

когда душа сгорела навсегда

надо побриться наголо

под котовского

чтоб никогда

также как она

не воспламениться от газовой горелки

на собственной кухне

и не

погибнуть;

 

– наиболее адекватным ритмически и уместным стилистически можно считать этот -

когда душа твоя угасла

чеши репу.

 

 

__________________________________________

 

 

 

 

 

Восьмистишья

 

полный хронологический каталог восьмистиший, написанных поздней осенью – ранней зимой 2005 года, с небольшими авторскими комментариями

48 текстов, 15 страниц версия от 16 декабря 2005

 

 

№1  самое первое восьмистишие

 

лицо без гражданства небесное воинство

мы будем монеты другого достоинства

нам снова падать куда-то в щели

но в результате достигнуть цели

 

лицо без гражданства как без мэйк-апа

в зеркало смотрит на дверце шкапа

точно такого как это слово

луна провернётся гражданство готово

 

26окт05

 

 

 

 

№2

 

весна в стихотворении пиши про

мужских людей с запахом пота и шипра

женских людей с запахами лаванды

пачулей роз и что ещё давали

 

на двадцать третье и восьмое но

всего того хватало лишь по первое

число мая когда в окно

с обеих сторон билось пение

 

27окт05

 

 

 

 

№3

 

мне swatch

показывает ночь

и сумерки гудят

голодный ропот холодильника

мотора монитора лад

 

ночь делают часы в мобильниках

там многокнопочная ночь

ещё виброзвоноч

 

28окт05

 

 

 

 

№4

 

нет отчётливее признака

принимания лекарств

чем сковыриванье прыщика

чем звонок издалека

 

имена неважно помнятся

и забыты дни рождения

только сердце захолонится

или нет как в отчуждении

 

29окт05

 

 

 

 

№5

 

лилось знамя было время

танцевать с пером в зубах

но меня об то же время

ожидали в небесах

 

как по ветру так из крана

оставлял след самолёт

устаревшие понятья

составляют алфавит

 

30окт05

 

 

 

 

№6  полуверлибр

 

никак не закипает молоко

белее снега и круглее солнца

оно кок зо окном не шелохнётся

таким вот зимним солнечным деньком

 

забыла

зажечь газ

хорошо что не

выключить

 

31окт05

 

 

 

 

№7

 

искусству не быть

быть понятным народу

 

оно должно быть чем-то сродни эзотерической практике переживания времени в =>

  => регионе неблагополучном геоклиматически но спокойном политически

там где происходит война искусству не место

весь народ отвлечён на военное действо

 

может искусство закрыть

оптически

невзгоду и свободу

 

01ноя05

 

= =

=> таким знаком здесь и далее обозначается неконец строки, если его невозможно иначе выразить.

 

 

 

 

№8

 

раз слова легки

два стихи неловки

 

кнопкожатием руки

заполняя дневники

путевые зарисовки

 

спазм кишки

уставшей от столовки

 

новые обновки

 

02ноя05

 

 

 

 

№9

 

тыскать в себе умение

писать стихотворение

 

чтоб его удобно было по

вер

стать

 

рифме туда не достать

например

о

 

02ноя05

 

= =

восьмистишие имеет циклическую структуру.

 

 

 

 

№10

 

моменты щастья как моменты сна

чтоб достоверно ничего не помнить

и перещитывать за щиколотки строчки

слова смеются пальцами ноги

расходятся мечты поодиночке

в заклеенном окне текут огни

на переплёте рам лежит луна

и достоверно ничего не вспомнить

 

03 ноя05

 

 

 

 

№11  восьмистишие в прозе, с оборванным сюжетом

 

восьмистишия вместо

написался рассказ

вот примерно такой

 

в непонятные времена

жил в некоем месте

этого рассказа герой

однажды вышел он из дома и пошёл в булочную а там свердловских слоек не было и =>

=> бублики оказались чёрствые и хлеб чёрный только в нарезке и в кассовом аппарате =>

=> лента запуталась и в калькуляторе аккумулятор сел а пока они ходили за счётами в =>

=> подсобку в подвальное помещение на булочную напали грабители и всех =>

=> покупателей связали и утащили из кассы все деньги и коньяк хенесси и четыре =>

=> бутылки арауканского вина =>

 

так и лежит он связанным сейчас

 

03ноя05

 

 

 

 

№ 12

 

только дома надевать

продырявленные джинсы

сброшенные на кровать

день и ночь меняют маски

до закрытия метро

засиделась в кафемаксе

 

пой-гуляй моё пальтро

пей-танцуй мои ботинксы

 

05ноя05

 

= =

кафемакс – известная сеть интернет-кафе в москве и петербурге.

 

 

 

 

№13

 

я помню рифмуется с помню

закрыла глаза на проспект

трамваи цветут как шиповник

об них рассыпается свет

под лепест и скрежет из парка

спрячь ночь в телефон-автомат

и в ветере лёгком гражданка

поводит ветвями как сад

 

06ноя05

 

= =

гражданка – [ещё и] район петербурга.

 

 

 

 

№14  восьмистишие-комментарий

 

восьмистишия не публикуются в живом журнале, а временно размещаются на одни =>

=> сутки рабочих дней недели. накапливающиеся за выходные восьмистишия я =>

=> убираю в понедельник.

 

так как я не вполне понимаю, что мне делать с восьмистишиями, я не хотела бы =>

=> предлагать их для публикации. до какого-то момента, когда я пойму, что мне =>

=> делать с восьмистишиями.

 

я считаю восьмистишие замкнутой поэтической формой, не требующей =>

=> продолжения или развития. на вопросы по смыслу восьмистиший =>

=> отвечаю добро и трепетно. или недобро и бестрепетно, какая, впрочем, разница.

 

я намереваюсь читать вслух восьмистишия на ближайшем поэтическом вечере, =>

=> совместном со светланой бодруновой 28 ноября 2005 года, в понедельник в =>

=> центре современной литературы и книги по адресу наб. адм. макарова, 10. санкт-=>

=> петербург, ближайшая станция метро "василеостровская". этим мероприятием =>

=> открывается новый цикл вечеров "две стороны".

 

также я полагаю, что их можно будет почитать ещё где-нибудь, и паче такое желание =>

=> позитивно совпадёт с географией моего пребывания и наличием восьмистиший в =>

=> кармане, будет сделано.

 

восьмистишия являются нетипичной для моей поэтики формой. для тех, кто =>

=> принципиально не читает длинных текстов, поясню, что я воспринимаю русское =>

=> восьмистишие как аналог японского хайку по привязанности к поэтической традиции.

 

седьмая строка.

 

к сожалению, не всегда получается соблюдать правила сочинения восьмистиший. это, =>

=> например, написалось со знаками препинания и без рифм.

 

 

06ноя05

 

= =

живой журнал – livejournal.com

светлана бодрунова – невымышленный персонаж текста, поэт, р. 1981, санкт-петербург, россия.

поняла ли я, что мне делать с восьмистишиями? – нет, до сих пор не поняла.

 

 

 

 

№15

 

мне рифмами пора кормить стихи

ищу по книгам новые рецепты

в молоховец в о вкусной и здоровой

и в монографии про русские апчхи

 

моя причуда обернулась правдой

 

я занимаю в долг и под проценты

 

я нарезаю жарю и перчу

чего хочу

 

06ноя05

 

 

 

 

№16

 

текст читайся сверху вниз

вне других законов

осьминоги лучше крыс

правильней тритонов

чтобы им построить дом

я куплю кальмаров

будут жить в пакете том

вместе все в кармане

 

06ноя05

 

 

 

 

№17

 

распадаются державы

разлагаются октавы

 

распространены облавы

 

расстилаются ковры

 

разлетаются кудавы

расползаются удавы

 

щас распялют рукавы

разболяют головы

 

06ноя05

 

= =

слово кудавы посвящается александру левину.

слово разболяют ещё не придумала кому посвятить. а надо бы.

 

 

 

 

№18

 

люди!

пишите заголовки к стихам!!!

а то у меня лента льётся

зерноврицродионов одним текстом...

будьте благоразумны!!!

а то у меня вокруг компьютера юлька вьётся

щас чего-нибудь попортит

лю-уди!

 

07ноя05

 

= =

зернов, дмитрий – поэт, р. 1975, нижний новгород, россия, философская лирика

риц, евгения – поэт, р. 1977, нижний новгород, россия, лирическая лирика

родионов, андрей – поэт, р. 1971, мытищи; москва, россия, радикальная эпика

юлька – невымышленный персонаж текста, дочь автора, р. 2003.

 

 

 

 

 

№19  восьмистишие про поиск в интернете

 

ищу человек превращается в воду

нашла человек превращает воду в вино

ещё человек вино превращает в воду

 

нашла отключили горячую воду

человек превращается в хама

ещё человек превращается в зверя а если быстро вращается в рыбу он превращается

человек превращается в камень в лежачий камень

 

ещё там человеки общаются о том как человек превращается в воду в кино

 

07ноя05

 

 

 

 

№20

 

и хлебникова хлеб и молоко коровина

любого из

сливаю в унитаз

выбрасываю в раковину

ушами полными души

удерживаю макаронины

топлю мороз

и жгу свои стиши

 

07ноя05

 

 

 

 

№21

 

в дворах на улице хрустицкого

растут задумчивые яблони

цветут мохнатые акации

течёт без имени река

 

забудем яблони акации

реке название пробьём

чтоб больше улица хрустицкого

не вспоминалась ни-ког-да

 

08ноя05

 

= =

улица танкиста хрустицкого находится неподалёку от конечной станции «проспект ветеранов» ордена ленина ленинградского метрополитена имени ленина.

 

 

 

 

№22

 

лида юсупова пишет

вычитала в сухарики кладут мышек

я ей отвечу

делать неча

то у нас в детское питание злые конкуренты

не досыпают нужные витамины и компоненты

то в молоке кишечные брёвна кишмя кишат

теперь вот в сухариках нашли приготовленного мыша

 

09ноя05

 

= =

лида юсупова – невымышленный персонаж текста, поэт, р. 1964, белиз, центральная америка; читает новостные ленты.

 

 

 

 

№23

 

зимы заря буксует в холоду

собой являя исчезанье вида

куратор спблитгида

спит на ходу

глядит на всё сквозь воду

летит в трубу по новую свободу

 

чудит туннель мелькают провода

над головой качается вода

 

10ноя05

 

= =

спблитгид – литературный анонсник для 4,5 миллионного города. распространяется в электронных сетях. зачем его куратору спать, ходить, глядеть сквозь воду и лететь в трубу, представляется не вполне объяснимым.

 

 

 

 

№24

 

поэт как двоешник и выдумщик

и перепищик

откроет душу или вытащит

бомбардировщик

стихотворенье second hand

как перепищик

его зачислят в круг побед

и не отыщут

 

11ноя05

 

= =

стихотворенье second hand – поэтический образ поэтического перевода.

 

 

 

 

№25

 

двойных листков невидимый агент

посередине сгиба маргинал

уже давно рифмуется воспет

ещё древней глаголется сказал

глаголется как колется зимой

на улице

 

домой

 

снег кружится

 

11ноя05

 

 

 

 

№26

 

ежедневная карта местности

меняется как амёба

проспавшая ночь в сугробе и

глядящая из сугроба

 

я ей включу телевизора

насыплю налью постелю

чтоб не спала география

не ложилася на краю

 

11ноя05

 

 

 

 

№27

 

говорят что яндекс

не выносит пьяниц

если в кнопку палец

вжать неосторожно

будет невозможно

ничего увидеть

никуда запомнить

все поля заполнить

 

12ноя05

 

 

 

 

№28  анализ одного стихотворения

 

вот текст

смотрю стихотворение создато

вот авторство и дата

смотрю теперь по слову в словарях

увы и ах

не получается тогда смотрю контекст

 

волной неувязок и связок

рябит поэтический язык

 

13ноя05

 

= =

ударение в последнем слове восьмистишия по авторскому замыслу стоит на первом слоге

 

 

 

 

№29

 

я по утрам почти нормальный

человек

в кювету сыплю я стиральный

порошок

чтоб прокрутить в машине

вместе

неделю нашей жизни

вместе

 

14ноя05

 

 

 

 

№30

 

тым-бым-бым недоумение

жизнь зависла на мгновение

 

ксероксы ломаются

черствеют пирожки

в компьютерной игре не

набираются

очки

 

тым-бым-бым стихотворение

 

16ноя05

 

 

 

 

№31

 

сейчас мы с юлькой пойдём гулять

следы на снегу оставлять

не оставляя тени

потому что день и

фонари отдыхают

набежавшая вода вздыхает

 

чёрная зима превратилась в белую зиму

 

наши следы контрастны и зримы

 

17ноя05

 

 

 

 

№32

 

нет ничего бесценнее

позиции наблюдателя

с которой к сожалению

за всё недорасплатимся

 

гражданская позиция

гаражное конституирование

поле для конструирования

 

амбиции

 

21ноя05

 

 

 

 

№33

 

я приукрашиваю улицу словами

пейзаж короче говоря карябаю

привыкла ориентироваться только на слабое

например еле качающийся столб светофора

с огневатым лицом затенённым ветвями

только на слабое сама себе говорю

на слабое и неочевидное как рифма

светофора говорю или светофора рифма

 

23ноя05

 

 

 

 

№34

 

люблю премного длинными словами я

рассматривать поэзию как первооткрывание

впервые раз впервые два впервые три четыре

впервые здесь впервые там вообще впервые в мире

впервые письменный мой стол тетрадь или кровать

сто руб штоб рифмы покупать

да пара рук

плюс мощный ноутбук

 

23ноя05

 

= =

восьмистишие посвятилось лиде юсуповой

 

 

 

 

№35

 

рыву время по кусокам

мту по полокам скребу

по сусечкам

 

после йду

по соседкам то ль за солью

то ль за яблыковым соком

то не то чтобы под болью

под высокым паталоком

 

26ноя05

 

 

 

 

№36

 

возможность ошибиться это праздник

такой же всклянь как именины сердца

шибанье шибко сердцевого стука

 

давайте выпьем за песочные часы

 

за каждый перешиб поднимем праздник

 

сердца

стука

часы

 

28ноя05

 

 

 

 

№37

 

каждый вторник посещая косметолога

в счёт живу без подоходного налога

ради бога только не эклога

а опять восьмистишие

пишется

раскалывается как заколка

долго

ищется

 

30ноя05

 

 

 

 

№38

 

когда нам закрывается макдональдс

мы небольшими группами выходим на мороз

в облаках слов наших ртов проезжают пустые маршрутки

мы таем в темноте читаем в метро

в туннелях не ловится даже мегафон

давай разговаривать мысленно пока едем десять минут

про то что связаны рельсами разные части мира

чтоб совпали наши мечты

 

01дек05

 

 

 

 

№39

 

во избежание

образования

вариантов

стихотворения

 

завязываю банто

 

  M >

  v

  < _| W <

v

  > новение

 

03дек05

 

= =

при чтении восьмистишия необходимо провернуть читателем по стрелкам.

 

 

 

 

№40

 

типа это как мне жить психоаналитик расскажи

растянулось не срастётся

  вновь не отрастёт

 

эта песня тем поётся

кто её поёт

 

кто такого дела мастер

доктор тренер парикмахер

 

03-04дек05

 

 

 

 

№41

 

выбрасывая очи из макдоналдса

шурша и хлюпая внутри обед с биг-маком

считаю на дороге полосы

 

раз два три четыре

пять шесть

 

и думаю о всяком

что в мире есть

и что бывает в мире

 

03-04дек05

 

 

 

 

№42

 

утвердился в лужах лёд

застеклило воду

по прогнозу снег пойдёт

чтобы украсить воздух

 

лгут часы на старой башне

во запущенном саду

 

спать мы ляжем во вчерашнем

году

 

07дек05

 

 

 

 

№43  рифмованный акро-месо-теле-стих

 

а если не отпустит

когда становятся у`же

р е л ь с ы т е л

общаются х у ж е

помнишь был интерес

мне казалось что нет

 

коснуться л и н и и

просунуться в в е рх

 

07дек05

 

 

 

 

№44 колыбельная

 

спи моя радость угни

себя в сон

со всех возможных сторон

 

в доме погасли осн и

маленький свет

 

для глаз больше ни

чего нет

 

у-усни

 

08дек05

 

= =

берегите детей от этого восьмистишия.

 

 

 

 

№45

 

я придумала цикл литературных вечеров "май зимой" -

по итогам моих майских фестивалей

 

и вот нашла себе

по ссылке с литафиши

http://teplo-zimoy.ru/last_year.html

 

переименовываться что ль?

(это не вполне восьмистиши-

е)

 

08дек05

 

= =

одна из рифм звучит так: аштиэмэль-штоль.

при написании стихотворения гиперссылка работала и вела на фестиваль бардовской песни.

 

 

 

 

№46 абонентская карточка

 

суховей дарья алексеевна

на счёте доллар или два

немного рассеянна

 

укладывает в телефон слова

когда гуляет

и дома тоже их в него кладёт

когда придёт

 

регулярно телефон подзаряжает

 

08дек05

 

 

 

 

№47

 

я с утра вам

названиваю

цветам и травам

названия

ужо бысть раздаты

 

мы солдаты

у нас телефонов штыки

и слов никаких

 

10дек05

 

 

 

 

№48

 

и эта подпись чит

с угла торчит

 

такая мятая бумамамамашка

между страниц лежала промокашка

 

двадцатый век свернулся как в огне

и ничего не остаётся в мне

 

здесь пара строк про компьютер ла-ла

я их ещё не придумала

 

13дек05

Олег Демидов

 

Когда поэзия превращается в «смертельное ору»

 

В издательстве «Новое литературное обозрение» в знаменитой серии «Новая поэзия» вышла книга Дарьи Суховей. Если до этого были «48 восьмистиший», то на этот раз — 127 шестистиший. Написано текстов значительно больше — в книгу «По существу» попали избранные.

Такой эксперимент с формой, растянувшийся во времени, — явление неординарное. На 3 мая 2018 года Суховей написала 817 шестистиший. Это легко отследить по её фейсбуку, где тексты публикуются под хештегом #шестисти.

Начать хочется с одного простого, но любопытного стихотворения, в котором важно не только содержание, но и авторская ремарка, выводящая исходный текст из абсурдистской бессмыслицы в поле (пост)концептуализма:

 

шурх шурх
шурх шурх
шурх шурх шурх
шурх шурх
шурх шурх
шурх


7мар18 (794, стихотворение про дворника, написанное с использованием одного слова, повторённого 12 раз)

 

При этом хорошо бы помнить, что любой «изм» — это фикция, а то и прикрытие собственной беспомощности неким коллективным опытом. Иногда возникают новые «языки» для лирического высказывания, но рано или поздно они становятся общеупотребительными. В той или иной степени. Так произошло и с концептуализмом, который не только проник в массовую культуру, но и породил постконцептуализм.

Противопоставляя их, Михаил Эпштейн пишет : «Если в концептуализме господствует абсурдистская, то в постконцептуализме — ностальгическая обстановка: лирическое задание восстанавливается на антилирическом материале — отбросах идеологической кухни, блуждающих разговорных клише, элементах иностранной лексики». Если, проясним мы, концептуализм имеет дело с советской идеологией, то постконцептуализм — вне идеологии.

 

 

Идеология и ностальгия

 

Дарью Суховей обычно причисляют к постконцептуалистам. При этом возникает серьёзная проблема. Постконцептуализм давно состоялся и по сей день многие авторы к нему обращаются, однако сам термин вызывает разногласия. У каждого поэта — своё видение. Поэтому необходимо разобраться, как с постконцептуализмом (и с ним ли вообще?) работает Суховей.

Начнём с «отбросов идеологической кухни» и «ностальгической обстановки». Трудно представить себе человека более далёкого от политики, кухонных споров и уж тем более идеологии (которой сегодня попросту нет). У Суховей если что-то и возникает в стихах, то функционирует даже не фоном, а его частью — сволочной приметой времени. Поэт дистанцируется от всего этого. Его интересуют более существенные вопросы.

 

жетон метро теперь с татуировкой
год взятья крыма видите какой
когда не нужен бряцает в кармане
а если ехать в очереди надо
как люди и случается на кассе

о разменяйте мне мой золотой

 

Санкт-Петербург — по крайней мере, его исторический центр — пешеходный город. Залезать в метро (пользоваться общественным транспортом в принципе) — значит, лишать себя удовольствия от неожиданных встреч и от прогулки по набережным и центральным проспектам. Поэтому «жетон метро» в случае Суховей — редкая вещица. На него волей-неволей обращаешь внимание. При этом в тексте центральным местом становится не «год взятья крыма» — не Крым как таковой: если б поэта волновала именно эта проблема, мы увидели бы совсем другой текст — здесь скорее роковой год, сильно усложнивший простые человеческие отношения. Центральным место является последняя строчка — не зря она стоит отдельно — прямиком из стихотворения «Золотой» (1912) Мандельштама, но с лёгким брюсовским оттенком. У классика, напомним, было:

 

И, дрожа от желтого тумана,
Я спустился в маленький подвал.
Я нигде такого ресторана
И такого сброда не видал!

Мелкие чиновники, японцы,
Теоретики чужой казны...
За прилавком щупает червонцы
Человек, — и все они пьяны.

<...>
Что мне делать с пьяною оравой?
Как попал сюда я, Боже мой?
Если я на то имею право, —
Разменяйте мне мой золотой!

 

Вот это ощущение, что вокруг «сброд» и «пьяная орава», — ключевое. Но не стоит думать, что поэт настроен как-то антикрымски, непатриотично, замайдановски. Повторимся: Суховей вне этого. Как возникает приметой времени «год взятья крыма», точно также появляется «майдан»:

 

всего-то лишь экскурсия/экспансия была
и вот мы убираем со стола
и вот пакуем чемоданы
и презираем/выбираем автостоп
за перевод через майданы
не групп но толп

 

В этом стихотворении особенно показателен слеш, не только привносящий толику иронии, но и помогающий ещё больше абстрагироваться от политической повестки дня.

Ностальгическая обстановка тоже уходит от идеологических клише — советских, постсоветских, путинских — и приходит к идиллическим клише:

 

тепло в жилье но холодно в белье
что хоть засни
тогда приснятся сны
в них коля на коне и катя на броне
и все-все-все ещё в своей стране
в своём уме

 

Только вот какая возникает здесь особенность: время у Суховей — непоследовательно, оно условно и в одном тексте могут соседствовать сразу несколько примечательных деталей разных эпох, ещё точней — дискурсов, а пространство не то чтобы исчезает, но уходит в абстракцию:

 

они выходят где-то на кольцевой
всадник без головы
евгений онегин герой
нашего времени
оцеола вождь своего племени
волхвы

 

 

 

Ещё несколько «измов»

 

Мы не зря начали с утверждения: любой «изм» — явление временное, поэт — если он действительно поэт, а не иллюстрация к «изму» — всегда будет шире тех рамок, в которые его загоняют.

Эпштейн в своём «Каталоге новых поэзий» выделяет ещё два направления, во многом схожих с постконцептуализмом, — это неопримитив и континуализм.

Первое предполагает «... наивно-детский или агрессивно-обывательский тип сознания для игры с самыми устойчивыми, близкими, поверхностными, физиологически достоверными слоями реальности, поскольку все остальные метафизически неизвестны и поддаются идеологической подмене». Вот пример чистого неопримитива из шестистиший Суховей:

 

хлеб съел муж
выпило вино жено

ау жено
принеси ещё вино

ну же но
пережму

 

Агрессивно-обывательский тип сознания работает с двумя приземлёнными вещами — «жено» и «вино». В классической культурной ситуации сами по себе «жена» и «вино»— скорее относятся к метафизическим реалиями или, как минимум, к проводникам в метафизические дебри. И здесь в качестве иллюстрации можно брать хоть гусарские стихи Дениса Давыдова, хоть лирику Александра Блока.

Во втором направлении «слово ставится в такой контекст, чтобы его значение стало максимально неопределённым <...> вытянулось в непрерывный, континуальный ряд со значениями всех других слов...». И вот шестистишие Суховей, близкое к континуализму:

 

глаз и нога завтракают разными видами снега
:
вчерашний снег
белая манка
шуга
кофейный ликёр

запивают растаявшим

«Снег» при его каталогизации делается максимально неопределённым — вот и весь континуализм. Близость всех этих направлений выглядит убедительней, чем какое-то принципиальное их различие. Поэтому необходимо оговорить, как мы понимаем постконцептуализм — это в первую очередь, выражаясь языком Бродского, «величие замысла», то есть оригинальность и высокое качество задумки, а уже потом — проблемы языка, эстетики и восприятия.

 

 

«Профессиональный» читатель

 

По своей сути постконцептуализм предполагает элитарного читателя, однако «доступная» поэтика концептуалистов породила большое количество «профессиональных» читателей и, как следствие, поэтов. Как не испытать себя и не написать пару строк?

 

я бы перечёл надсона но боюсь писать как он
я бы перечёл асадова но боюсь писать как он
я бы перечёл бориса рыжего но боюсь писать как он
я пишу то чем пушкин и пригов
закашливаются вот так кюхельбекер
моя поэзия смертельное ору

 

Дарья Суховей — кандидат филологических наук, то есть ещё один «профессиональный» читатель. И если в выше приведённом тексте она уходит от авторов массовой культуры (дореволюционной, позднесоветской и постсоветской), то за пределами текста легко угадывается её круг чтения: обэриуты, «лианозовцы», Вс. Некрасов, Пригов, Сатуновский и прочая неподцензурная литература.

На это обращает внимание и Валерий Леденёв в предисловии : «Суховей „набрасывает“ текст несколькими „штрихами“, так что бытовые или просто незначительные жизненные обстоятельства переходят на уровень экзистенциального обобщения („женщина спит на спине.../ мир нарисован на карте мира“ — эта карта мира, возможно, из Яна Сатуновского: „Завернувши в карту мира/ жена мужа хоронила“)». Сатуновский в данном случае, конечно, сомнителен, но самый принцип указан верно. Проиллюстрируем его ещё одним примером:

 

а вы ловили белого кролика?
а вы пили белое вино?
а вы ели белый снег?
а вы получали белую зарплату?
если нет
вы ничего не знаете о белом цвете

 

Дмитрий Кузьмин видит главной особенностью постконцептуализма — прямое лирическое высказывание, которое «производится на фоне признания невозможности такого высказывания» . Он предлагает «реиндивидуализировать» его с помощью «новой искренности». У Суховей это проскакивает, но не является определяющим.

 

в шумах трепещется морзянка
в трусах резинка
я мог бы стать звездою панка
я не мурзилка
на жёлтом фото возле танка
стою верзилка

 

Благодаря «реиндивидуализации» постконцептуализм может пониматься максимально широко: от Дмитрия Воденникова до Константэна Григорьева, от Кирилла Медведева до Дмитрия Данилова. Всё бы хорошо, только вот в чём проблема: «реиндивидуализация» лирического высказывания — если доводить эту идею до предела — чистая шизофрения. С «новой искренностью» или без неё. Да и больше походит всё это на старинные маски (Пригов сказал бы: имиджи), использовавшиеся испокон веков, только новые и абстрактные. Цель одна — высказаться за некоего субъекта, который сам это сделать не способен. К счастью, всегда найдётся «профессиональный» читатель: он-то и сотворит заново субъекта, и создаст его лирическое высказывание.

 

проговаривает истины
словно прогуливает новые туфли

вот-вот воздух сомкнётся
над следующей ступенью
познания

будет больно

 

 

 

«Падшие» языки

 

Из всех определений постконцептуализма убедительней всего кажется то, что дал Михаил Эпштейн, — «опыт использования „падших“, омертвелых языков с любовью к ним, с чистым воодушевлением, как бы преодолевающим полосу отчуждения». Под «языками» надо понимать и поэтику отдельных авторов, и их интонации. Суховей работает со всем возможным инструментарием концептуализма и выводит оный на качественно новый уровень.

 

говорят поэзия пленяет
способ есть как это проверяют
привязали к спинке стула
и давай читать катулла
рот заткнули картой мира
и давай читать сапгира

 

«Падшие» языки в нашем случае — легко считываемые клише и интонации, позаимствованные из отечественной культуры. Приведённое выше стихотворение строится на утверждении, что «поэзия пленяет». Оно в свою очередь восходит к растиражированному и взятому во всевозможные учебники, решебники, задачники, каталоги «золотых» сочинений, книги по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ — к сборнику заметок «Золотая роза» Паустовского, где, напомним, были такие строчки: «... поэзия берет в плен, пленяет и незаметным образом, но с непреодолимой силой возвышает человека и приближает его к тому состоянию, когда он действительно становится украшением земли, или, как простодушно, но искренне говорили наши предки, „венцом творения“».

При этом текст Суховей — поликодовый (работающий на вербальном и невербальном уровнях): он имеет два измерения, в каждом из которых поэты Катулл и Сапгир играют свою роль. В первом (вербальном) — это античный и современный авторы. Привязывание к стулу и затыкание рта становятся просто гиперболизированным принуждением к чтению. Однако во втором (невербальном) измерении мы уже имеем дело с Катуллом как с символом подцензурной литературы , ушедшей либо в переводы, либо черпающей вдохновение в античности, и с Сапгиром как символом неподцензурной литературы. И тогда привязывание к стулу и затыкание рта становятся не гиперболой, а метафорой.

Ещё один удивительный пример работы с «падшими» языками — вот такое стихотворение:

 

поэт пишет
у меня нет сердца

поэтесса пишет
у меня нет груди

художник пытается
но чистый лист получается

 

Здесь «падший» язык представлен штампами и клише. Что может быть банальней стихов о несчастной любви и разбитом сердце или его отсутствии? При желании реально найти большое количество текстов с подобными сентенциями. Приведём парочку примеров: «Твоё бессердечное сердце / Как об асфальт сигарету / Тушит моё» (Акулова); «Закрыть бы сердце на замок, / а ключ забросить в море, / пусть только лишь тот ключ найдёт, / кто видел в жизни горе...» (Юрий Колчак) и т.д. С этим и работает Суховей.

Её стихотворение строится на трёх дистихах. Идёт градация по степени абсурда: «нет сердца», «нет груди», «чистый лист». Ирония в том, что «поэт» и «поэтесса», заявляющие о своих проблемах, не имеют никакого отношения к искусству и являются обыкновенными графоманами, в то время как «художник» является «профессиональным» читателем и как «живописец», и как «мастер» — второе значение как раз-таки и показывает: если отсутствует сердце/душа/"величие замысла«, отсутствует искусство.

 

 

Шестистишия

 

Мы уже говорили, что Суховей — верный читатель неподцензурной советской литературы. Более того — «профессиональный» читатель. Именно в этом контексте мы можем отыскать примеры, когда поэты, уставшие от катренов, являющихся синонимом подцензурной советской литературы, ищут иные формы для лирического высказывания, потому что поиск иной формы — это уже признак свободы и своемыслия.

Сегодня, конечно, всего этого — достаточно. Однако большая часть литературного пространства занимают всё те же катрены. Поэтому многие литераторы до сих пор заняты либо поисками иных форм (и здесь можно вспомнить «акустические фотографии» Алика Якубовича, «Надписи на прялках» Леты Югай, «блекауты» Андрея Черкасова), либо расшатыванием старых (тут — «Анафоры» Амарсаны Улзытуева, «гротескные баллады из жизни криминализированных пригородов» Андрея Родионова, восьмистишия Льва Оборина).

Суховей — на грани. Нельзя сказать, что шестистишия принадлежат к «твёрдым» формам, однако нельзя утверждать и обратное — что это нечто принципиально новое. Мы же говорим не про секстину и не про шестистишие как одну из строф большого текста — мы говорим про законченный текст.

Поиски Суховей — строго в рамках шестистиший. При этом мы имеем дело с экспериментами в форме и поэтике. По поводу первого пункта Александр Житенёв в послесловии замечает : «Эта форма [шестистиший] допускает возможность разного упорядочения, и едва ли не все варианты в книге опробованы: шесть строк разбиваются на четыре и две, три и три, три по две, три по одной и три и т.д.» Более того — возникает даже своеобразный сонет:

 

(один катрен про мёд)

(второй катрен про лёд)

(терцет про йод)

когда закат саднит рассаженным локтём
фруктовое мороженое тает
поэт сложил сонет и ищет новых тем

 

Для Суховей как для постконцептуалиста не существует чужого: в работу идёт всё, что подвернётся под руку. На уровне поэтики она экспериментирует не только с неопримитивом и континуализмом, но и примеряет несколько масок. Вот, например, чистый Хармс:

 

прюгов и брисов выходят из дома
словно французские боги
пересчитывать прохожим ноги
рыбного кэгэ берут салату
с ними блин в натуре нету сладу

пирогов и ребусов возвращаются домой

 

 

Другой пример. Здесь Суховей работает не с отдельными словами или сентенциями, а уже с клишированной интонацией:

 

весною первые поцелуи
а летом зрелые поцелуи
а ночью синие поцелуи

а если у одного и другого
разны времена суток и года
тогда воздушные поцелуи

 

Возникающая градация («первые» — «зрелые») перерастает в каталог (прибавляются «синие» и «воздушные»). Суховей описывает все виды поцелуев — с одной стороны, как это и положено поэту в его «обывательском» восприятии, с другой стороны, как это положено поэту-постконцептуалисту (хотя это трудно считывается) — с обязательным смещением оптики (почему вдруг ночью поцелуи — синие?). Вот она маска — поэта-традиционалиста.

Эксперименты с формой и масками, за которыми скрываются различные поэтики, и подвигают шестистишия Суховей к закреплению их в «твёрдую» форму. Книга же, вышедшая в «Новом литературном обозрении», — это промежуточный итог. Так думается, ибо текстов написано гораздо больше, чем уместилось в этот сборник. Должен бы быть следующий шаг. Пока же видно, что Суховей — шире тех рамок, в которые её пытаются уместить. Её поэзия — «смертельное ору».

А для «закрепления» — ещё один текст:

 

в шкафу висело нечегонадеть
в стакане стыло некогдаболеть
в колонках пело незачемстрадать
в карманах было нечеготерять
и неккомусходить и неукоговзять
и невчемпринести и некудапоставить