КВАНТОВАЯ ПОЭЗИЯ МЕХАНИКА

Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс

Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность. 
— Вернер Гейзенберг


Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали

Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Джим Моррисон
АЛЕКСАНДР БАННИКОВ

Александр Банников (1961 – 1995). Родился в поселке Магинск Караидельского района Башкирии. В 1979 году поступил в Башкирский государственный педагогический институт, в котором учился до апреля 1983 года. С августа 1985 по октябрь 1986 года воевал в Афганистане. Инвалид войны. В 1987 году восстановился в институте. Участвовал во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Северной Корее (1989). Работал сантехником, плотником, кузнецом, газосварщиком, аккумуляторщиком, обрубщиком сучьев, журналистом, библиотекарем, учителем. Стихи публиковались в журналах «Знамя», «Урал», «Истоки», «Антологии современной русской поэзии Башкортостана», местной прессе и др. Выпустил книгу «Человек-перекрёсток» (Уфа: «Башкирское книжное издательство», 1992). Умер в Магинске. После смерти вышла подборка стихов в журнале «Волга» (1998, № 9), книги «Пятое измерение» (Уфа: «Китап», 2000) и «Афганская ночь: Очерки, стихи» (Уфа: «Уфимский полиграфкомбинат», 2003).

◪ ◪ ◪

 

Замедляется время, когда растрёпанный куст

рябины, всю ночь проспавшей за моей оградой

и позабывшей спросонья ветра железистый вкус

и непонятные дереву мёртвые формы грядок,

 

замедляется время, когда рябина в глаза

настойчиво взглянет — деревья становятся зрячими,

когда почуют знакомца. Но это нельзя доказать,

как мысль чужую увидеть. Взгляд умирает в прозрачном,

 

если только не выдумает цвет, объём и рельеф

Атлантиды подводной и строй небесных лесов.

А неприметное время — со второстепенных ролей —

в любом финале есть главное действующее лицо,

 

когда оно остановится. Невидимость — свойство движения

не только времени… Медленно рябиновый куст перекрестит меня.

А небо сегодня иное: будто на поле сражения

растёт голубая трава сквозь рёбра облака перистого.

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Очеловечатся камни — только смотри долго.

Окаменеет лицо — и хлынет в трещины облик.

Сам в себя я всегда — в нераскушенной ягоде вкус,

В теплом пламени плоти — сердечный трепещущий кус.

И в этом счастье мое — собою всегда обладать.

Волк — одиночество, волк человеческий — в этом беда.

Я без себя — камень мимо летящий — легок и пуст,

На деснах розовых ягода, от страха забывшая вкус.

И только лицо твое — щемящее, ставшее совестью —

Завершаясь во мне, живым и теплым становится.

Я - окончание чье? глаз твоих? запредельного?

Смерть в себе я ношу, как вкус чего-то запретного.

От "тени" падает "нет" — волком по следу слепым.

Тень — очертание страха, который во мне за мною следит.

В теле хворост хрустит — костру припасенные веточки.

С боку на бок повернулся волк —

  одиночество, волк человеческий.

 

 

 

 

 

РЕКА ДОРОГИ

 

...Иго мое — во мне. Имя мое — нем...

 

Набеги моих бед — иго твоих обид.

Река дороги моей обнажила межень.

 

И каблуками толпы в лицо мое вбит —

врос корнями морщин — щит усмешки.

 

Не разорву вервий самовосторженной черни.

В кругу смыкается круг — и взбесилась кровь.

 

Я — из темницы ножен. Лучше меч-отреченье,

чем курносая сила палаческих топоров.

 

Выбор - свойство цветов. Ноша ее легка.

Моей беспечной воде себя испарять не жаль...

 

На животе лежит ободрана кем-то — река.

В комках упругой воды живут ознобы жал.

 

...Иго мое - во мне. Имя мое — нем....

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Какая совесть после Первой мировой войны?

А. Толстой

 

Я возвращаюсь всегда. Я понял:

Память — родная сестра волны.

Против себя и любимых помню

Запах и вкус моей войны.

К черту совесть! Она неимущая.

Нет у нее даже курка.

Совесть — это прицельная мушка.

Тщетно ищет курок рука…

— Мне не верит никто, даже если заплачу!..

Говорил мой приятель, занюхивая корочкой…

Дурачок! Это ж здорово! Это же значит —

Наши люди не так, не настолько испорчены…

Но гранятся глаза в грани гробов.

В них — земля Герата, Кундуза.

И наметанный взор на шее врагов

Ищет хрящ толщиной в пол-прикуса…

Где же цель и земля? Где я, дошед,

Обрету и не стану терять?..

Цель спиной повернулась. В спину-мишень

Я уже не буду стрелять.

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Лягу вдоль, поперек — вот и черта.

Попытаюсь уснуть, но устану напрасно.

Мне всю жизнь вспоминать — что было вчера.

Мне до смерти гадать — что будет завтра.

Нет от друга вестей. Но в каждую полночь

Он идет впереди, чтоб указывать лаз —

Лаз в иное пространство — там братство и помощь…

Наша память не даст друг другу пропасть.

Нет от друга вестей… А когда Кандагар

От свинца стал тяжелым, как семь Кандагаров —

Он вернулся. К лицу приросла, как загар,

Неподвижная маска героя. Огарком

Тлели губы его — продолжался закал.

А в пустые глазницы влезали горы,

И над ними стоял семидневный закат,

Тени птиц заползали в змеиные норы…

Нет от друга вестей. В никуда отдалясь,

Знаю — вынет меня из затяга тоски…

Что-то в жизни менять — мешает боязнь,

Что для новых движений суставы тесны —

Замозжат, не взмахнув… Я черту провожу

Своим собственным телом — сегодня и завтра…

Словно струйка бежит — пульс — по ножу,

Когда прожитый день от себя отрезаю,

Чтоб в сторонку его — про запас — отложить,

Чую - время придет замуровывать лаз…

Нет от друга вестей, но знаю — он жив,

Наша память не даст друг другу пропасть.

 

 

 

 

 

ДЕРЖАВА-ТВЕРДЬ

 

"Мы живем, под собою не чуя страны".

О.Мандельштам

 

Чужая беззвучная боль — она ни мала, ни огромна,

безвкусна и неароматна, как яблоко желтого воска.

Когда человек умирает, то мы удивляемся робко,

не верим: наверно, неправда — мы боли не чуяли вовсе.

Но он напослед оставляет мозжащую тягу в груди,

как будто неведомый кто-то сердце мое отбирает...

Глухая державная твердь! — меня от себя отруби —

и боль испытай — и поверь, что люди твои умирают.

 

Любимый полуночный воздух — как будто болею — не сладок.

Завяз в вычислениях разум: таких не бывает объемов...

Слепая державная твердь! — тебя я несу, как надсаду.

Но тяжесть равна пустоте, если она неподъемна.

Я мал, а страна широка — друг друга нам не разглядеть.

А надо, чтоб телом своим я чуял ее целиком.

И только брусок темноты, откуда вынута твердь,

подогнан по росту — впритык... А кто-то стучит оселком.

 

Дорога лежит, как бревно. Шаги меж собою срослись,

повисли на мне, как цепа — но я не пытаюсь бежать.

А снег под ногами визжит (чужое страдание — слизь?)

как будто давлю каблуком незрячих голых мышат.

Надсада сгибает все ниже — я вовсе не чую державу.

Я снег разгребаю — земля! — в холодные губы целую.

Чужая державная твердь сама себя побеждает —

восстала дремотою всей — летящие камни уснули.

 

 

 

 

 

БЕДНЫЙ ДЕНЬ

 

Псы скулили всю ночь. Наконец, сатане

надоел этот блюз — наступил новый день.

Паутина в углах, как скелеты теней,

ибо вечером нету ее. Но есть тень.

 

Потолок облепили мухи., как будто

он из сахара — сахара серой известки.

А похож на букварь, усеянный буквами...

Было древним авгурам по птицам известным

 

много проще гадать, чем по мухам, их яйцам

мне сейчас... Что гадать? Будет день. Только гаже.

Жизнь — всего один день. Только он повторяется,

с каждым днем ветшая, старея. И с каждым

 

повторением новый противней становится,

потому что понятнее. Как аксиома:

Чем ты больше мечтал в своих детских бессонницах,

тем скучнее и зряшнее зрелость сегодня...

 

... Я - зерно, не попавшее в почву. А с облака

далеко все видать. Далеко до незрячести.

Только колос на облаке или же около

я не выращу, нет... Все земное — все грязное...

 

Войте, псы, на Луну! Я завидую знанию,

принудившему вас — против вашей же воли —

закрывая глаза от прозренья внезапного

(или просто с тоски?) достигать Луну воем.

 

 

 

 

 

ПОСЛЕДНИЕ СТИХИ

 

Этот проклятый день, наконец, вздохнув,

Напоминание оставил, как скверный запах.

Потому так давно никуда из дома

Я и шагу не сделал — крепко запер

 

Самого себя — там, снаружи ждет пусть

Сколько хочет меня кто хочет.

Только воздух в доме замер — пуст,

Сотый раз пройдя мои легкие — точно

 

Так же все предметы многажды

Сквозь глаза проходят, становясь мертвецами.

Труп цветов и запах самого. На донышке

Чуть живого зеркала пыли пыль мерцает.

 

Непригодно для жизни все. Так бывало —

В многодневных походах у легионеров

умирала вода... Заболеваю.

Умерщвленное время мстит так, наверное.

 

20.08.95

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Когда идут вперед — сгущают грудью, лбом

пространство. Позади — сплетня и гонец…

Но Боже упаси догнать свою любовь,

в пустых глазах прочесть не зрачки - конец.

 

Когда идут вперед — сшибают навзничь,

будто доброхота, решившего пресечь…

И падают ступени на головы сказавших,

что умный не пойдет вбочь следов предтеч.

 

Выходят из зрачков дороги все. И чьи

подслепые мозоли созреют на подошвах

и лопнут — то из них уставятся зрачки,

и съежится дорога — как под взглядом кожа.

 

Когда идут вперед — дорогу облегчают

дороге той, что вслед — как за водою жернов…

Проиграна в уме встреча до мельчайшего,

до родинки-дробинки, с рождения рощеной:

 

как грубо взять судьбу, на краю застигнув —

ей многое придется про себя сказать…

Но боже упаси свою увидеть спину,

и близких, отвернувшихся на больной закат.

 

 

 

 

 

АФГАНСКАЯ НОЧЬ

 

Ночь по закоулкам строит рожи,

Бродят тени — постненькие пасынки.

Звезды не мигают насторожено

на прицеле.

На прицеле у опасности.

 

Слит с плечом моим ремень Калашникова.

Я есть продолжение курка.

А в России дочь моя калачиком

У жены уснула на руках.

 

А в России ночь живет для любящих,

свежим ветром затыкает щелочки.

Лягушатами ныряют звезды в лужицы

на обочинах дорог проселочных…

 

Чернота оскалилась разрывами,

Дернулся суставом отсеченным месяц.

Как ты притворилась поразительно!

Стой!

Ни шагу, ночь!

На место!

 

Твои тени неспроста здесь околачиваются,

завернувшись в ветер, будто в рубище.

Слит с плечом моим ремень Калашникова,

чтоб в России ночь жила для любящих.

 

9 августа 1985

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Берега этих лет

круты и обрывисты.

Ты не можешь спуститься

ко мне

и испить.

Только ветер по травам

рыскает-рыскает.

Только ночь

на коленях полян синих

спит.

 

Коронованы мы

одною разлукою,

самодержцы всея любви и тоски.

Ты идешь вдоль теченья

по берегу хрупкому,

а в губах,

как в ракушке,

сон — светлый стих.

 

Родная моя,

тебе занедужилось?

Родная моя,

держися реки.

Ветра осталось

на две понюшки.

Разлуки осталось

на две руки.

 

22.06.86

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Исподтишка вначале, робко

потрогал небо дальний гром.

Но отозвались в срубах бревна,

как потянули их багром

 

со дна реки. А воздух тяжкий

вздохнул глубоко — и не дышит.

Но поперхнулся от затяжки —

ударил в шиферные крыши —

 

то ветер твердый — будто мускул —

хвастливо вздулся — на, потрогай…

Капкан сердечный отомкнулся,

едва замешкалась природа

 

и равновесье потеряла…

Как падок до жестоких зрелищ,

междоусобиц трус порядка —

так я слежу в глазные щели,

 

как будто в скважину дверную,

бойницу крепости забытой.

А сам завидую, ревную,

что мне не бить и быть небитым.

 

Что есть для этого стихия

и обезболенный солдат

с глазами злыми и сухими —

чтобы сгореть, но не солгать…

 

Но если тело мое помнит

как рыба судороги жрет

ночь напролет меня, а в полдень

я жду того, что ночью ждет…

 

Уют, взлелеянную боль —

свое домашнее растение —

сменить на поле боя, бой?..

И словно из груди прострелянной

 

идет дымок от почвы влажной.

И, раздразненное грозой,

схватилось тело в рукопашной

с самим собой.

 

 

 

 

 

ЛОЖЕ ЗВЕРЯ

 

Стоит ли знать то, что мир — только в мире животных.

А у людей — «Царство зверя» — да простит Мережковский.

 

Стоит ли знать, что у льва львица котят не отнимет,

покуда не женщина, то бишь лжица… А в слове «отныне» —

 

доветхозаветная ложь: не было в мире явленья,

которое бы началось с «отныне». Как будто похмелье

 

запою предшествует… Зверя на ложь уложу, как на ложе.

Узнаю в нем утром себя — открытым — как сабля без ножен.

 

Пророчество ветхозаветное: проклятьем воротится знание.

Я знаю: мое место в прошлом. И знаю, что занято.

 

 

 

 

 

ДОСАДА ВЕЧНОСТИ

 

Не благодарен никому за то, что я еще не спятил,

не находя в который раз на месте ничего.

Так, женская нога — всего лишь снятый

с нее чулок — и ничего нет под чулком,

 

что так мое воображенье расширяло-суживало-комкало…

Боюсь, в один из скудных зимних вечеров

я обнаружу в моей бывшей комнате

чужого старика — и больше ничего.

 

И мир не удивится этому. А самое смешное —

не удивлюсь и я, а стану стариком тем,

который чаще вспоминает о своей мошонке,

чем о прогрессе. А висящий по-стрекозьи

 

над ним предмет — бесплотный образ девы —

утешит лучше, чем успехи человечества.

Оставив птичье, общемировое «Где вы?»

исполнит воробей… Досада вечности

 

в упущенных минутах, в которые опять и

опять греху не предавался так, чтоб черти верещали…

И если после этого я все еще не спятил,

то что есть в мире, что могло бы опечалить?

 

 

 

 

 

НЕСБЫВАЮЩЕЕСЯ

 

И опять на рыбалке-неловле с крючка не срывается щука.

Но взамен ей — подводная мысль — мысль-неволя:

В это трудно поверить, но будущего не существует.

Все равно, что сказать: «У меня ни миллиона

 

ни рубля нет». Поэтому всем сокровищам будущим

равен будущий рубль… — Но не это суть важно.

В настоящем — считаю гроши… полной кружкой

нависает пенное небо, равносильное жажде.

 

Настоящее скудно, и впору уверовать в мелкое:

в то, что крест Иисуса в двухмерном пространстве вмещается.

И я требовать вправе… Но требовать не у кого —

лишь любить выраженье листвы — людское — печальное.

 

Потому я и верю всему, что со мной происходит во сне

для того, чтоб умножить прожитие — от преисподней до космоса…

Измеряется возраст количеством краткого «Не»,

возглавляющим все: предложения, действа, знакомства.

 

А всему остальному единая мера — бессмысленность.

Одинаковы наши слова, но отличен в них вложенный смысл.

Так однажды глубокая рыба всплывает, перышки выставив,

чтобы в небе увидеть косяк плавников — но не птиц…

 

А в уснувшей воде пятится дно и полощется

выражение неба — исконное — то есть закатное,

и на месте упавшей звезды — как от зуба молочного —

незажившая ранка — мое желанье загаданное.

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Когда друзья случились ложными,

и языки, как плетки, вьют,

и если сердце размером с лошадь —

его седлают или бьют.

 

Когда так близко до рожна — и

за кругом круг, за кругом круг —

пусть лошадь вспомнит жеребенка —

и убежит из цепких рук.

 

 

 

 

 

 

БРОДЯГАМ И ЗАБЛУДШИМ

 

Когда становится вокруг трехмерной лужей,

а дома — чай, тепло — ковчег,

о вас я думаю, бродяги и заблудшие,

и вам желаю обрести ночлег.

 

Вы бродите — от злости и до злости,

всех, кто в уюте и тепле, кляня.

И если я зевну — воткнется костью

проклятье ваше в горле у меня.

 

Но мне страшнее вас — заблудшему,

когда себя я утром обнаруживаю

между женой, собою и подушкою —

Вор в доме! Все к оружию!..

 

Я говорю свое, а думаю про ваше.

(Неотмываемо пилатово — умыться…)

Когда в вас в рост встает бродяжье —

вы вырастаете до звезд, до смысла.

 

Когда во мне бродяжье, неутешное

однажды встанет, сердце злобой выжжет, —

вы вспомяните душу мою нежно,

если окажетесь в тепле, под крышей.

 

 

 

 

 

 

ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

 

мысли мужчины за порогом зрелости

 

 

 

 

МЫСЛИ МУЖЧИНЫ ЗА ПОРОГОМ ЗРЕЛОСТИ

ИЛИ ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

 

1.

 

Смеяться, выдумав повод, хотя б от мышиной щекотки.

А чтобы вспомнить хорошее — уснуть, и проснуться в детстве…

Я был — будто цифра «9» — ожиданьем чего-то.

Как выяснилось потом, это что-то — «10».

 

«Десять» — так неособенно, так посредственно.

Десяток — один из многих, первый только…

Тридцать прожитых лет — как подследственные —

ждут оправдания. Но я сам в них не вижу толка.

 

А если он все-таки есть, то вслух прискорбно назвать…

Недостижимая цель: учиться-учиться-учиться

тому — тому самому — что несколько лет назад

само собой получалось. Пример: хохотать без причины.

 

 

2.

 

Из чьей-то жизни чужой мне напомнил лучинную

копоть вкрадчивый вечер, закрашивающий углы.

Жизнь и жестокость: не важно, что из чего получилось.

Гораздо важнее, что жизнь учит жестокости и

 

умению ей подчиняться — как наступлению сумерек,

и находить красоту в скелете теней. Красота

к тому же совсем не нуждается в объясненьях рассудка,

к которому мы прибегает, если тема пуста…

 

…Измена себе самому — возраст как знак указательный:

равное право имеют считать себя ближе к небу

и Богу иезуиты и атеисты — Создатель

слепил их без помощи рук… А кто в этом качестве не был…

 

 

3.

 

Утром, прежде чем скрыться, пауки закруглили

углы пространства трехмерного паутиной вчерашнею.

Я и мое отражение в зеркале — закурили,

отметили про себя, что упреждающие

 

меры четвертого измерения — времени — не напрасные:

можно прочесть это время с лица моего — ежедневно.

И потому, что не видел я настоящего паруса —

парус напомнил мне собственное движение,

 

когда я прошел от окна вглубь комнаты и забылся.

Так, горизонт поглощает ушедшее. Но научилось

пятое измерение — память — хранить события

случившиеся и те, которые не случились.

 

 

 

 

 

ВЕЧНАЯ ПОЭЗИЯ

 

1.

 

Отсутствие перспективы дает ощущенье покоя —

это нечто такое… — состоянье без горизонта.

Вот, к примеру, поэзия — выжила после такого!..

Следует, смерть для нее — это предел, нарисованный

 

мелком берцовой кости — очертание мета —

физической вечности, состоящей из лет.

А это уже не Вечность. Она — состоянье предмета,

которое продолжается, когда и предмета-то нет…

 

 

2.

 

Мы — в перестрелке страстей — будто в тире,

Наукой Любви величаем — как просвещенный Овидий —

отсутствие оной… А Вечность — истина мертвого мира.

Неправильные глаза живущих ее не увидят.

 

Стремится в Вечность строка. А жизнь без рифмы печальна

была бы — но с утром рифмуется наступающий вечер;

на землю падает снег уже мертвым, чернея лучами.

Но видим в полете — живой, и кажется нам, что он вечен.

 

 

 

 

 

УРАВНЕНИЕ С ОДНИМ НЕИЗВЕСТНЫМ

 

Бесконечная пропасть неба, пока не появится птица

или с поверхности океана тихое облако не воспарит…

А мир — если судить по мне — вовсе не изменился:

не добр и не зол — но отзывчив. До той поры,

 

пока не утрачена связь. А все, что потеряно - не потеряно,

оно скрывается от меня в противоположном:

друг — в недруге, в Боге — боль… И я не стучу по дереву,

говоря о возможном конце, ибо и он возможен.

 

Знакомая смерть, повторяясь, стала числом. И если

служит распятье Христа деревянным плюсом,

то значит, что этот мир — уравненье с одним неизвестным:

Действительно ли искупила грехи наша смерть Иисуса?

 

…А мир остается прежним — неотвратим. Оказалось,

что зло и расплата за зло уравновешены. Незачем

пенять небесам, что невинные несут за него наказание.

Бог не лепил человека — Бог лепил человечество.

 

Но разуверился в нем — и скомкал глину животную.

Когда человек недолепленный Создателя вновь повстречает?

За что — за какие заслуги — приходит весна ежегодно? —

будто веселый палач без топора… Все сначала:

 

можно принять в темноте голову за булыжник,

и убедиться — об стену — в прочности этакой унии…

Наверное, появилось нечто — нечто, что больше жизни,

и просто люди ему имя еще не придумали.

 

 

 

 

 

ГЛУБИНА-ВЫСОТА

 

Река в осенних узелках и желваках

перемогает бег воды устало.

Ей хочется тихонько полежать

на ложе дна — дождаться ледостава.

 

Ей дела нет до глубины, до темным створ,

которые закрыли доступ зренью.

И застывает усыпительный раствор -

вода затвердевает, будто зреет.

 

Но как затвор — отлажен и притерт —

изгиб: направо-вниз

и по камням…

Все так знакомо, будто я — приток,

или река стремится сквозь меня.

 

И ей отягощаться сном не внове,

и лед нести, взвалив его, как горб…

А впрочем — нет, во мне иное:

два левых берега скрепили уговор

 

 

по центру русла — там, где потемнее:

чтоб ни случилось — правыми не станут.

Меж них течет незамутненное сомненье —

бери стакан — и можно пить стаканом —

 

оно лишь вздрогнет и умножится кругами…

На глубину — как на глазное дно —

тень птицы упадет, как острый камень, —

и сразу станет, как от зависти, — темно.

 

Так глубина следит за высотой,

морщиня время, будто бы моргнула.

И нет ей льда… И только ледяной

взгляд высоты навис округло.

 

О вечные враги! — Им мира нет.

И глубина кипит от зла на дне.

И если б это было не во мне…

И если не сомненье, что во мне…

 

Все то, кем я не смог, кем я не стал,

где не был я и где не рос —

в небудущих — небывших небесах,

где отрицательные числа звезд

 

не стали звездами — но как пиявки

высасывают кровь дурную — птичью.

Там — в глубине несбывшести, неяви

меня уже не ищут…

 

Там — в глубине густеющей материи —

свершенные движения застыли —

кунсткамера побоев. А потери

расплющились — как лица о затылки.

 

Разрыв растет — оказываюсь вне

разомкнутых пространств — своих двух половинок.

и если б это было не во мне,

я б знал: к кому пойти с повинной.

 

Или распить чекушку, накрайняк,

чтоб — как пятнашки — треп был глуп…

Но будто лодка — круто накреняясь —

зачерпываю небо — погружаюсь вглубь.

 

 

 

 

 

ЖИЗНЬ МИНУС ВРЕМЯ

 

1.

 

Замерла ночь полпервого, будто что-то хотела

сказать — и забыла. Окно черпает черною горстью

снег, которому можно придумать оттенок:

лазоревый, розовый, нежный, пепельный, горестный —

 

зависимо от настроения и дальнейших намерений…

Снег — бессмысленно белый — лежит на тропе, под деревьями —

и значит встали часы — механизм вычитания времени

из жизни — ничтожной величины по сравнению с временем.

 

Поэтому в формуле жизни результат отрицательный.

И если б не розовый, нежный, горестный, пепельный -

какой угодно оттенок, нераздельный с бряцанием

крылышек доспехов — то проще бы в петлю…

 

 

2.

 

То, что быть может только целым - по частям

я узнаю, не приближаясь к целому ни чуточки.

Быть может, человек с того и начался,

когда придумал имена несуществующему.

 

К примеру: небо, алгоритм, душа и совесть.

Вначале было имя — а потом дела и немощь…

И совесть стала небом — бесконечностью бессонниц,

в сравнении с которой Вечность — мелочь.

 

И совесть стала больше веры, потому что

не ждет вознагражденья и ответа

на этом свете и на том… А мучить

не перестанет ни на том и ни на этом.

 

 

3.

 

Ты любишь — тебе хвала и

все, что захочешь… Но слышишь:

если чего-то целого не хватает —

оно становится лишним,

 

его становится слишком много —

не удержать и не выдюжить…

Вот так и с любовью, так и с Богом —

лишь усомниться стоит единожды.

 

Так значит мера всему — сомненье…

…У каждого ночь своя. А я открываю счет,

ибо мечта о целом есть стремленье

к собственному ничто.

 

 

 

 

 

ЗАКРЫВАЮ ГЛАЗА И…

 

Мухи — прищуры аур, предчувствие плена.

Тужится жилистый глаз в пальцах конвульсий,

чтобы незримое видеть — обыкновенно,

будто к рассыпчатой почве низко нагнуться,

 

или же сплюнуть в ладонь косточку вишни…

Мухи — летит в никуда плоть по частичкам.

Как в дырочку от зуба молочного — льется и свищет

мертвый двусмысленный свет звезд и чистилищ.

 

В твердых наростах Луна — удар булавы,

чтобы в сетчатку вживить очертания светоча.

Через ущелие боли моей головы

дует сквозняк прегрешений всего человечества.

 

Должен ж кто-то не спать, когда спят собаки,

косточку с мозгом-загадкой засунув под ухо.

И нелюдимые запахи молча запахли —

никто их не выкурит и не унюхает.

 

И тишина… Как молчание после острастки,

рот, провалившийся в мякоть безвольную, черную.

Не забывают предметы тени отбрасывать —

так отмирают конечности у обреченных,

 

так пустота вытесняет породы и нравы,

шероховатую тяжесть — бесплотная правда…

Сон вытесняет сознанье — глаза закрываю —

под веками возятся мухи — мухи распада.

 

 

 

 

 

АЗИМУТ КОНЦА ВСЕМУ

 

Небо — как бывшее небо — без черных предчувствий-ворон.

Возраст есть геометрия — измерение пройденного расстояния.

Часть прямой, ограниченной в пространстве с обеих сторон —

это отрезок — губы мои, неумеющие растягиваться

 

в приветливой глупой улыбке, хотя бы усмешке — векторе,

направленном к левому уху… Конец всему исповедуя,

слежу за собой посторонним — миру этому, веку ли —

гадаю: который рассвет меня поведет в преисподнюю,

 

меня — человеческую точку — без массы, возраста, индекса,

имеющую только имя, настолько материальную,

насколько мыльное пиво, выпитое с проходимцами,

материальнее водки, выпитой в одиночку.

 

Я так научился искать: что раньше казалось щелью

между ночью и днем, сейчас — вход в преисподнюю.

Смертельно серьезные люди (неведенье — грех-и-прощенье)

входят туда, по ошибке днем называя дно.

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

…Иго мое — во мне. Имя мое — нем.

 

Набеги моих бед — иго твоих обид.

Река дороги моей обнажает межень.

 

И каблуками толпы в лицо мое вбит,

врос корнями морщин щит усмешки.

 

Не разорву вервий самовосторженной черни.

В кругу смыкается круг — и взбесилась кровь.

 

Я — из темницы ножен. Лучше меч-отреченье,

чем курносая сила палаческих топоров.

 

Выбор — свобода цветов. Ноша ее легка.

Моей беспечной воде себя испарять не жаль.

 

На животе лежит — ободрана кем-то — река.

В комках упругой воды живут ознобы жал…

 

Иго мое — во мне. Имя мое — нем.

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Ребенок кричит, родившись, чтобы Вечность аукнулась.

Ему откликается мир, перемирие, недоверие…

Из летописи человечества: человечеством движет глупость,

ибо в него сбиваться — это есть глупость первая.

 

И вот ее псевдонимы: религия, рада, империя —

все, что держится силой множественного числа…

Из летописи человечества: единоличник первым

тонет — в его ладье нету второго весла…

 

Странник — стило пространства. Встречающее: «Ко мне

спешит удивленный гость!» Но он — в измерении «мимо».

Еще не успели мозоли дорожных камней —

а путник уже убит в умах, единенных обидой…

 

Из летописи человечества: под надзором режим созвездий,

смена среди сред и эпох, инстинкты зверей — это мы же, но…

Старик, приходящий в Вечность, находит ее известной:

в ней бывшее человечество новой глупостью движимо.

 

 

 

 

 

ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ — ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

 

1.

 

Только Бог может сказать: Я — Время,

ибо Я равен Времени, Время — мне.

Мы — друг в друге.

 

Только человек может нарубить Время,

как кирпичи: 24, 365, 512640…

ибо он верит, что так оно есть, так и будет.

 

И только время, смеясь, начинает все снова,

ибо оно существует само в себе,

не уделяя себя для пониманья чужого.

 

 

2.

 

Однажды речные камешки подумали одновременно…

И человек их сделал многоточием…

Так они исчезли и вновь возникли в мире ином…

 

А человек, когда у него болит голова,

думает, что обрушилась Вселенная,

остановилось Время, пространство замкнулось в точку.

 

А это просто упали камешки, камешки, камешки…

Камешки впервые стали камушками в усталом уме,

не изменившись при этом.

 

Ребенок смеется, бросая гальку, считая круги:

один камешек стал много.

А как превратить много в один?

 

Став взрослым, он не поймет:

Так же не говорят.

И значит, так не бывает.

 

Но он забыл, что мир престал быть понимаемым,

когда о мире подумали,

этим его удвоив…

 

А это всего лишь Время

вернулось к точке отсчета

и вновь начало свой круг:

 

камешки подумали одновременно…

 

 

3.

 

Ребенок — это Время, чистое Время.

Становясь человеком, он прекращает Время в себе,

пока Времени не надоест это терпеть.

 

 

 

 

 

время-ноль

 

 

ВРЕМЯ-НОЛЬ

 

Ночь. Монолог Луны. Скулеж собак.

Сверну цигарку способом забытым.

Табак, завернутый в скелет событий,

изолганных газетчиком — и есть табак.

 

Нет, в наше время папироса значит больше,

чем насыщенье этой папиросой —

материальный мор. Но есть ответы на вопросы.

Да не хватает на улыбку кожи

 

примерно столько, сколько нужно на перчатку.

К тому ж улыбка — щель, расход тепла…

И память пересечь глаза пустились вплавь —

сор времени плывет навстречу частый.

 

Укрой, ладонь! — Телодвиженье ставня,

иль лапкой сломанною машет «игрек».

Я, принявший условье диких игрищ, —

жить общей жизнью, ни во что свою не ставя,

 

имею право.. влево… пополудни…

И, выпрямляясь по чужой подсказке,

как будто в бой — а череп вместо каски —

заранее забуду, что подумать.

 

Все потому: настало время-ноль,

когда любая мысль-поступок,

неверной будет. Но по дереву постукать

не забываю, выходя домой…

 

Испуганные люди. Ночь разбойничья.

А кто ответит на мое приветствие,

я третье «здравствуйте» — как будто новый месяц —

преподнесу — живи в нем, если хочется.

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Ветвей не видно вовсе — в инее таком,

и сад — не сад, а сновиденье сладкоежки.

Кто это чудо дарит — тот кивком

карниза сбросил на голову снежный

 

холодный ком. Быть может, для того,

чтоб доказать: и красота законно

холодной может быть. Ответный мой кивок —

есть завершение приветствия знакомцев,

 

как говорится, шапочных. Полого,

рельефу подчиняясь, проистекает мысль, и вряд ли

случайно это: быть холодным

я не умею — снег простой, как все разгадки,

 

едва меня коснувшись, тает тут же.

И Смысл, и Бог, и Красота — все беззащитны

уж потому, что рядом — человек. А стужа

убежищем была им… Разгадал я — не взыщите.

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Ветвей не видно вовсе — в инее таком,

и сад — не сад, а сновиденье сладкоежки.

Кто это чудо дарит — тот кивком

карниза сбросил на голову снежный

 

холодный ком. Быть может, для того,

чтоб доказать: и красота законно

холодной может быть. Ответный мой кивок

есть завершенье приветствия знакомцев,

 

как говорится, шапочных. Полого,

рельефу подчиняясь, проистекает мысль, и вряд ли

случайно это: быть холодным

я не умею — снег простой, как все разгадки,

 

едва меня коснувшись, тает тут же.

И Смысл, и Бог, и Красота — все беззащитны

уж потому, что рядом человек. А стужа

убежищем была им… Разгадал я — не взыщите.

 

 

 

 

 

СМОТРИТ ДОЖДЬ

 

Как взгляд прозрачен, отчего

не озеро — а зоркая слеза:

дождь крупный — с глаз величиной —

на землю падают глаза.

 

Мне холодно от этих серых глаз —

в меня стекают, будто в лужу.

Я чувствую каплю: напряглась,

пробить стараясь кожу — капля в душу.

 

И потому, наверное, мне вверх —

как ни хотел бы — а смотреть нельзя.

Стекает дождь с холодных век.

А я боюсь: глаза — в глаза.

 

Стекает дождь в мутный ручеек,

остался на земле формою подошв.

А человек навечно обречен

смотреть под ноги, если смотрит дождь.

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Жалоба — форма глупости, поэтому вся — наруже.

И столько скопилось прошлого — не видно будущей жизни…

Школьный курс геометрии исчерпан вот этой кружкой —

формой ее, но главное — содержимым:

 

сколько и что налито… а продолженье следует…

Мой изломанный путь совсем не таков — он кружен…

Потусторонний свет (свечку поставил слева,

чтобы письму помогала) пред сквозняком безоружен.

 

Ночи — без меня и без свечки — все, что остаться без слуг…

Можно позвать соседа — да угостить его нечем.

и невеликая радость: незачем жалобы вслух

произносить — у каждого есть их перечень.

 

И сердце опять такое… — как эпицентр восстанья.

Победа (читайте — смерть) на волоске капилляра.

И ежеминутная жизнь надо мной нависает,

чтобы напомнить мне: я — это очень мало.

 

Но я равняюсь себе — единственное постоянство,

которое утешает, будто в два пальца свистнуть…

Вот утро — не просто свет, но освещенье пространства,

в которую за долгую ночь смысл превратился в сфинкса.

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Изнасилованный бессонницей зубрит Бальзака.

прибегает к крайней мере — разучивает идиш.

А ты — если хочешь жить долго — не ищи бальзама —

делай лишь ту работу, которую ненавидишь

 

И она продлит твою жизнь до бесконечности,

до того, что жить тебе станет невмоготу…

И уйдешь — но не лавром увенчанный,

свою тьму унося в еще большую тьму.

 

И последнее: подлость свою не уменьшишь

чьей-то подлостью большей — сдайся на милость…

Чему учит нас жизнь? — Содроганию шеи

под мечом палача, блестящим, как минус.

 

Было б скучно, когда этот меч понарошку:

как секира Луны, тетива без стрелы — горизонт…

Но так близок позор. А свет непорочный

только светлое скроет. Но не позор.

 

 

 

 

 

ЛЕТО ПОСЛЕДНЕГО ЧЕЛОВЕКА

 

Единственный — значит один — одинокий — однажды

знание — будто грех первородный — познавший,

 

что в мире подлунном, подземной вселенной

подобного нет — ему равного нет. И бесследно

 

исчезли сомненья во всем и во всех, потому как

исчезли и сами предметы сомнений и муки.

 

А грех первородный — в предощущении сладкий —

последнею каплею стал — одиночество в свалке.

 

И выхватив руку из мыслей своих - будто из пасти -

другою рукою острым кремнем — и по запястью,

 

чтоб боль испытать как испросить желанного тождества

с тем, кто второй — «мир минус я»… Только что

 

собственной боли могу уподобить чужое и дикое?

Шрам, будто веки, глядящего внутрь плоти инока.

 

Не будет сомнений. И боли не будет. Не будет столетья.

Раз не было лета. Или прошло так незаметно.

 

 

 

 

 

ЧУЖИЕ ПОВЕСТИ

 

Вчерашний день. Координаты: где-то, кто-то…

Глубокомысленный рассказ о чьей-то жизни,

по меньшей мере, не смешнее анекдота.

А что касается глубоких мыслей…

 

Будь это исповедь святой или гетеры —

сюжет сужается в ушном отверстии

в банальную прямую. — В геометрии

нет толщины у линии — невестина

 

загадка: ведь должна же быть тонюсенькая —

как паутина — плева, и не только мысленная.

Ан нет… А впрочем, это тоже исповедь —

как и другая — вдрызг. Но искр не высекла.

 

Лишь аксиома спальни: есть порок

всегда, где дева есть. И так же

учитывая, что в ней нет вины порой. —

И камень не виновен в том, что тяжесть

 

его порой убийственною стала для чьего-то лба…

И в воздухе повисли повести

о том, как обретают, потеряв. И, обретя,

теряют. По закону подлости,

 

который с постоянством гравитации

бесчинствует в пространстве нашем — как не наш:

где тверже — падаем, и пьем по пятницам,

чтобы увидеть воскресенье, но оно — мираж.

 

Мы у подлейших на крючках, будто подлещики.

Блаженных ловим сами на крючки и перлы…

И это тоже повесть, анекдот… И женщины

вообще-то нет. Исчез мужчина первым.

 

 

 

 

 

ИСТИНА БЫТОВОЙ ТРАВМЫ

 

Что из того, что все известно обо всем?

О будущем? — А ну, крутните шарик —

и сразу прошлое наверх вползет,

в минувшем будущее станет шарить,

 

отыскивая путь на вершинный полюс.

Его указывает логика ослепшая

и здравый смысл — труп смысла то есть…

Жизнь, вообще-то суть задержка

 

чего-то большего, что не понадобится вскорости.

Чем продолжительнее — тем это очевидней.

 

 

А перелом ноги — не чьей-то — собственной —

мне дал сюжет всего на четвертинку —

 

четверостишье то бишь… И сего-дня-истина

в том, что есть я и сломанная голень,

как два субъекта — перешеек гипсовый

тому порукой. И не здравый — голый

 

зад планетарный… Обо всем известно:

О будущем? — Крутнул я шар — … распластанным

нашел себя на нем. Из гипса

была нога. Я превращаюсь в статую?

 

Се неизвестно.

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Обрюзгшая Луна глядит, ровно гуру.

Всегдашний вечер. — Будет через год

такой же точно, если не умру.

Вот мои ноги — каждая ведет

 

прямую линию — и каждая отдельно —

доказывая в духе Лобачевского,

что могут и прямые параллельные

там где-то вдалеке вилять и скрещиваться.

 

Но стоит мне напиться — и доказывать

перестают они — и я себя качу…

Геометр-гений не вот этою оказией

открыл закон сей?.. Все! Молчу.

 

И так вокруг игра теней, теней театр,

должно б веселый — потому не до веселья…

Назавтра, может быть, исправник-психиатр

задаст вопрос: «А вам не хочется спохмелья

 

поправить голову?» — С намеком на синдром…

Отвечу честно: А еще спохмелья что

желать потребно существу? …Эх бы в седло —

и в степь! — А там не страшен лобачевский-черт.

 

 

 

 

 

текущий момент

 

 

 

ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ

 

С. Х.

 

Остались ли силы еще на жалость и на пощаду?

А сколько ножей затупившихся в своем огороде посеял?

Если б меня битьем периодически не отягощали —

я легким бы стал, как ложь во свое спасенье.

 

После того, что случилось с людьми — не надо о совести.

Сама, обнаглев, придет, как юная нищенка.

Продержат ее до седин в местном отстойнике,

и в тридевятом царстве потом отыщется.

 

После того, что случилось с людьми — не надо о жалости,

при них говорить — сами опомнятся скоро,

когда прикоснувшись к себе — собою ужалятся,

а тело рассыплется и — расползется по норам.

 

Я этим проклятьем уже до кости обглодан,

и меж коренных хрущу — разгрызаюсь тяжко.

Для ссоры — как для любви — надо еще кого-то.

Вершит одиночеством мудрость. Блуд так же.

 

Я сам не вижу себя в веществе этом мутном.

Жить в обществе, быть одиноким — такое счастье,

которого больше, разве необходимость кому-то

в качестве друга, вернее — запасной части.

 

Пусть все, что творится сейчас — пройдет и застынет,

короче, сделает все, чтобы стать прошлым.

Сомненья гоню к винопою, будто гусей — хворостиной:

не надо спасать Рима, если Рим прожит.

 

Спасаю свое (куркуль) — что надо и что не надо:

в том жалость спрячу свою, а в этом — любовь.

Пожизненный срок — ерунда: находят же клады

через столетья, базальт вулканических лбов.

 

А лучшему другу — он стерпит — это ему ничего —

кого бережем — сомневаемся в тех… — лучшему другу

оставлю побои — ребро в форме лука разбойничьего,

свое одиночество за спиною скрещенные руки…

 

Бессонный мой друг, небожитель, скиталец площадный,

в страдании — Бог, а я и страдаю-то лживо.

Остались ли силы еще на жалость и на пощаду? —

Спрошу у тебя, как с перепою: «А жив я?»

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Когда человек хочет умереть —

просто, взять и не жить —

то хуже всего, если кто-то

начнет его убеждать,

 

и станет ему растолковывать ради

чего надо жить и зачем,

и станет его успокаивать будущим…

И слушающий если внемлет ему —

он точно покончит с собой.

 

Я вру, что с собою согласен.

 

 

 

 

 

СУМЕРКИ

 

Ночь бледная. И тьмою день насыщен.

Прах оживает. А мечта набита прахом

Во всем одно и тоже: так язычник

не отделяет жизнь от выдумки — и прав он.

 

Христианин не отделяет жизнь от смерти:

все, что взлетело — упадет. И тьму

очерчивает солнце — тень — снимает мерку

со всех, кто, напрягаясь, тянется к нему.

 

Успеть на вздохе — в сумерках божественных —

увидеть одеяния вещей — округлых, выпуклых —

что делает их женственнее женщины,

ведь на три четверти она — мужская выдумка;

 

как одевает липа древнеримский пеплум[1],

как тень отбрасывает тень, неперемешиваясь.

И пусть потом — ничто. И даже пепла

нет от одежды. Нет и женщины

 

в осеннем трупе липы утром — как проржавеет

восток. — Я не увижу — взгляд мой мне не послушен.

Я думаю — я мыслю — я воображаю.

А существую ли? — об этом сучно.

 

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Наполнили — выпили — кружка — как чурбачок — эта кружка…

Потом я их долго искал, на звезды глядел в водосток.

Друзья, меня обокравшие, между собою не дружат —

им крепче родства и братания стало то воровство.

 

Ну надо же! Я зарекался хорошего больше не делать.

А имя мое стало клятвой для двух одиноких мерзавцев…

Ко мне наклоняется низко облака женское тело —

слезы обид моих к его белизне примерзают.

 

А правда, моя простота хуже их воровства?

Я их сейчас возлюблю — мы с ними враги о несчастью.

И долго из формочки страха заказано нам вырастать —

мы носим тяжелую воду в губах, будто лодка, щелястых…

 

Мой сон носит воду обиды. Мой день, будто холм, невысок.

И бьются, как рыбы сухие, глаза на песчаной мели.

Но облака женское тело тычет мне в рот свой сосок —

я пью незнакомые слезы — по вкусу они не мои.

 

 

 

 

 

ФЕДЕ

 

Мы пили спирт. Когда настало утро,

вдруг застыдились, будто с ж… целовались…

Потом… потом художник умер:

надел на голову мешочек целлофановый,

 

как будто нимб терпимости примерил —

и задохнулся в собственном пространстве.

Или все это сделал для примера:

когда нам станет тесно, станет странно?..

 

Когда — забыл! — художник нас покинул.

А масляная краска на рубашке,

в которой я залез в его картину —

потусторонним персонажем —

 

а масляная краска не стирается

ни мылом, ни старанием, ни дождичком.

Чем больше память позабыть старается —

тем крепче помнит — стертого — художника

 

с его картины — будто лишний персонаж…

С тех пор боюсь стихов — самих чернил —

которым я противен, будто фальшь,

что кто-то их когда-то сочинил.

 

Они меня в себе не уличили:

в них правда все — а я бываю лжив…

А логика несобственной кончины

понятнее, чем собственная жизнь.

 

Тот остается честным, кто обманут.

Художники — всегдашние врали…

А краска высыхает — и капканом

мне жжет плечо до боли, до крови…

 

Искусство — ремесло посмертных масок.

Их лепим, чтобы всех запутать…

В двадцать четыре гибнет мастер.

А красота спасается, паскуда.

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Пока не замечаю, что сошел с пути —

есть небеса и есть свобода.

Но, прикоснусь к тяжелым сводам —

они — неволя, выемка стопы.

 

Пока я не люблю — не занят долг, —

я — блюдо, испеченное томленьем…

В губах чужие губы каменеют —

я вспомнил, что любовь — глагол.

 

Во что я верю — на то я не надеюсь…

Измена — будто присказка — забылась.

Но сипло в мире тишина забилась,

как задохнувшийся младенец.

 

Прозрение — утрата гладких камешков,

пустые коконы упущенных капустниц,

как вычитание — прозрачных… Без напутствий

уходит друг, согбенный, будто жалобщик.

 

Я смысл сломал и время не наладил.

Осечкой истины все тайны спасены.

И сумасшествие — как ветка бузины —

цветет от скуки и подземной влаги.

 

Огромной пустотой отважно пуст,

я в паз послушно соглашаюсь лечь,

чтобы расти не выше ваших плеч.

Но я не помню небо наизусть.

 

 

 

 

 

ЗВАНЫЙ УЖИН

 

Сальери и Моцарт — акво тофана[2] — злодейство и гений…

В стаканах вино — пустые стаканы — как взгляд в небеса…

Запой как экскурсия в музыку. Я приближаюсь — и этой

ненастною полночью должен все наверстать:

 

и Вену, спешащую в век позапрошлый, как из тенистой

на светлую сторону, где увертюрою «Флейты Волшебной» —

увертки травы; и морскую волну, которая любит заимствовать

девических прелестей формы в час утешенья;

 

и многое-многое: страны, эпохи, события, даже

тела. Но вживе достичь не стремлюсь, ибо глупо

мечтать и мечту воплощать — все равно, будто дважды

делать одно и то же… А я этой полночью гулкой

 

стану свидетелем таинств, сродни появленью сонаты:

как вдохновенные пальцы Сальери колдуют над колбами — завтра

быть званому ужину… Но на него я не зван — и в стаканы

вино на троих разливаю. Вот гости вошли и назвались

 

Сальери и Моцарт

 

 

 

 

 

возвращение в лес

 

 

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЛЕС

 

Как возвращенье из дола неладного,

дальнего странствия в отчее, истое —

лесная елань траву перелистывает,

и разгораясь — как птичьими лапками —

 

перебирает в пламени хворост…

Я по-другому чувствовал раньше.

Мир изменился, но это не страшно,

страшнее узнать в себе хворь, то есть хронос,

 

тобою живущий, твоим самым лучшим.

и вот я уже не умею быть жадным

голодным огнем — в перспективе пожаром.

Костер разгрызает сосновые сучья.

 

Но я и костер существуем отдельно.

Лес за спиной не читает в затылок

немую угрозу. И если застыла

мысль почему-то — то лишь совпаденье.

 

Так, совпадая в мире и в мыслях,

становится лес придуманным лесом…

Лес: я ему перестал интересным

быть — и поэтому выселен… Выселен

 

или ушло нечто… Лишь воронье —

усмешкою неба, да небо слепое…

И все-таки лес остается собою:

в нем время рифмуется со враньем.

 

 

 

 

 

ЛЕСНОЕ

 

Гляжу в огонь. Трещат зрачки.

Горят сосновые столетья…

Зверь лижет снег. Кровоточит

его суровое наследье.

 

Из горла истина инстинкта —

как перепелка — рвется вон.

Кто зло чужое смог постигнуть —

тому не страшен этот огнь.

 

Зверь лижет рану. Аромат

своей крови с чужой сличает.

месть неразборчива в кормах —

себя собою насыщает.

 

А на зубах хрустит Луна,

течет желток, как нежный спазм.

И снова смерть удалена —

себя чужою смертью спас.

 

Но защемил глаза капкан

квадратных окон освещенных.

Что там внутри? Проникнуть как?

Мелькает нож — стальная щелка…

 

Гляжу в огонь. Текут зрачки

по разгоревшимся дровам.

И слышно, как скулит в ночи

Луна, прикованная к нам.

 

 

 

 

 

ТРОЕ И КОРШУН

 

И. Г. и С. Х.

 

Он вдруг парить стал без усилий —

его поддерживают снизу —

три взгляда в коршуна вонзились,

пространство в пирамиду втиснув.

 

Конец ее остер, как гвоздь.

Наткнувшись, коршун замер.

Решили трое: это гость

больного подсознанья,

 

и кто-то попадет в беду

или наложит руки…

Боялся коршун: отведут

с меня глаза — я рухну…

 

Но рябь подернула глаза их,

но иступилась мысль. —

И коршун больно исчезает,

как судорога мышц,

 

как будто сглаз подвергся сглазу…

Но он до смерти в их сетчатках.

Быть может, потому ни разу

те трое больше не встречались.

 

 

 

 

 

ПОЛЕТ ШМЕЛЯ

 

«Лето — тело глагола лететь».

 

Продолжу эту мысль: все лето, что летит

попутно запахам, ветрам тропами стародавними.

Литой налитый бок жука кружащего — латынь,

латынь летящих лапок, крыльев, стрекотания. —

 

Язык полета нами позабыт: слепень,

и непрочитанная птица — буква первая…

Я верю Ветхому Завету, что на пятый день

вода родила пресмыкающихся — верую

 

уже затем, что знаю: небо и рождение —

для птиц одно. И птица — птица только в небесах.

Но с середины августа — время приземления —

земля становится тяжелой… Скучно объяснять,

 

как делается то, что сам я не умею… Ужас

уж пишет на песке — к воде. Вода родила гадов…

И лучше обо всем на свете представлять. Но хуже

об этом говорить… Вот шмель летит. И музыки не надо

 

писать к его полету.

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Сквозь мутный воздух — водяные знаки

грядущей осени — и времени неможется…

вот капюшон с мясистою изнанкой

откусывает голову прохожего,

 

попавшего навстречу мне. А сумерки

сгущают власть предметов над

воображеньем: тень трясущейся

осины мной наделена

 

моею же тревогой. На ущербе

бессильно зренье: чья рука безвестная

сжимает рукоять? — Но ощущение

опережает — сердце чует лезвие.

 

И тень, дрожа, бежит, как диаграмма ужаса.

Но знаю: ночью, днем, во сне иль вживе

страшней всего — вдруг обернувшись,

свои следы не различить — принять их за чужие.

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Замедляется время, когда растрепанный куст

рябины, всю ночь проспавшей за моей оградой

и позабывшей спросонья ветра железистый вкус

и непонятные дереву мертвые формы грядок,

 

замедляется время, когда рябина в глаза

настойчиво взглянет — деревья становятся зрячими,

когда почуют знакомца. Но это нельзя доказать,

как мысль чужую увидеть. Взгляд умирает в прозрачном,

 

если только не выдумает цвет, объем и рельеф

Атлантиды подводной и строй небесных лесов.

А неприметное время — со второстепенных ролей —

в любом финале есть главное действующее лицо,

 

когда оно остановится. Невидимость — свойство движения

не только времени… Медленно рябиновый куст перекрестит меня.

А небо сегодня иное: будто на поле сражения

растет голубая трава сквозь ребра облака перистого.

 

 

 

 

 

заблудившиеся в уме

 

 

 

ЗАБЛУДИВШИЕСЯ В УМЕ

 

Тени вещей тяжелее вещей. На мне коченеет

тень потолка — и кожа моя превращается в наст.

Смешно объясняться словами — как с человеком —

с собою самим, ибо точно: кто-то из нас

 

не человек, а некто, родственный тени,

игра моего очертанья, забава светил…

Насколько ничтожно в пространстве ума мое тело,

настолько я сам бесконечен — не уследить,

 

и страшно не вернуться, меж звезд заплутавшись,

остаться в истории древнего мира, прогулку продлив,

увлекшись беседой о мире и людях с Плутархом,

слова чередуя с вином. Вино образует пролив

 

меж двух океанов, судеб и эпох, пространств и наречий…

Заблудшее в мыслях идут сквозь людей — и нет им оград…

Смешно объясняться словами — как с человеком —

с собою, достигшим края Вселенной, нащупавшим край.

 

 

 

 

 

 

ТАК ВЕК МЕНЯТ ВЕК

 

Воображение — обочина ума, и не в чести,

а в лучшем случае — мишень увесистых зрачков зевак.

Но мир распался бы на то количество частей,

которое в себе он никогда и не подозревал,

 

когда б ослабла сеть — силок воображенья.

Не разум правит миром, если правит

им что-нибудь… Застынет летом пруд — и обнаженье

льда Китеж явит. Но свидетель не поверит.

 

И твердь земная с ревом в небеса уткнется,

дождь щебня хлынет, и песчаная щекотка

погонит к северу барханы. А спасутся

те, кто не верит ни во что. Немного — в черта.

 

Так век меняет век — слепой крови поверь,

она не младше жизни. А среди идей

овеществленных места нет. Есть дверь:

чтобы бояться — надо жизнь любить.

 

Так лучше не бояться.

 

 

 

 

 

АНТИЧНАЯ ВАЗА. ПОЗНАНИЕ БЕСКОНЕЧНОСТИ

 

Золоченая позевота узкого горлышка вазы,

не издающей звука вот уже тысячу зим.

А тонкий узор на вазе вовсе не зря вызывает

щемящее чувство Конечности всего и всея. Вблизи —

 

только продли эту мысль, вытяни руку — здесь —

вот и Она… А стоит ли античную вазу раскалывать,

чтобы познать Бесконечность? — Ту, которая есть

только у ничего — только ту… А раскаянье

 

может быть после греха — и то необязательно.

А все, что греху предшествует — это воображение…

Я вазу не разбивал — но будто прибит гвоздями,

и сам от себя терплю совершенное поражение —

 

ибо в уме я разбил… Но дальше ушли в этом поиске

начала начал Бесконечности и Ее содержимого

нация самоубийц — им Бог не прощает нисколечко,

за то, что Христос в их числе… Беженцы-небожители.[3]

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Вместо неба — черная вмятина.

Запер дверь под залог на открытье.

Время кормится тиканьем маятника,

разбегающимся, как акриды —

 

не поймать… А мышечный тик —

механизм исчезновенья

неизвестно чего — вдруг затих…

Сон созрел — становится зреньем

 

предыдущих событий и жителей.

(У истории свойство — все в кучу… —

вес не вычесть из телосложения…)

Наши сны старше нас. Но не лучше.

 

Верим в то, что можем потрогать…

Сам прошел, где хотел — всюду, вроде…

Исчезает куда-то дорога,

будто мысль об этой дороге;

 

И молчание в полости рта

презирает словесную утварь…

Только верить во что до утра,

чтоб легко разувериться утром?

 

 

 

 

 

 

НОЧНОЙ КУМАР

 

…В захолустном захолустье захолустного захолустья

живу я — захолустный-захолустный…

 

Ставень оконный мотнулся — как пушка в откате.

Ветер ветвь не согнул — слишком уж тощая.

Капля воду целует, стоящую в кадке,

до синевы — за целую вечность — затекшую.

 

Давно отжужжали слова, в паутине запутавшись.

Паук их высосал — и от тоски да бескормицы помер.

И тишина, как после выстрела пушечного.

Кого расстреляли — я толком не помню.

 

От скуки делю судьбу на труд, попойки, политику

(если прибавить нечего — займусь дележкой) —

на долю любви осталось с полбанного листика,

и то не любовь, а так… — физическая зубрежка.

 

Тут пятый — темный — угол по-вороньему каркнул,

а валенок спрыгнул с печи — да плясать давай…

Тогда я любовь поделил на труд, политику, карты —

осталось еще с лихвою — куда девать?

 

Но вакуум-ум как-то пуст по-греховному —

наверное, пайку души за ночь многолетнюю высосал…

Мне пулею, нешто, проситься к какому охотнику,

который он выпалит в небо после удачного выстрела,

 

прикончив грустного зверя — овдовевшую самку,

или самца без подруги, побитого в поединке?..

Но вот побежала — едва половицы касаясь,

на цырлах — латинскою речью и невидимой,

 

совсем непонятной — я где-то слышал однажды:

был стол и друзья, и незнакомая женщина… —

закваска вина и любви, убийства и похоти — жажда.

Я впился в нее исподнизу голодною трещиной,

 

и будто бы кровью чужою губы испачкал,

потом превратился в сплошные жадные губы…

А ночь, перейдя за третью — последнюю — пачку

сухих сигарет, пошла внезапно на убыль.

 

Но мерзкий язык — к потолку, а не к небу — подвешенный,

не может не вслух говорить о политике, Боге, любви.

Вот так — открываясь — душа становится внешностью.

И названо все — и движется день — как ледник.

 

 

 

 

 

ПОСЛЕ ДУРНОГО СНА

 

Через соломинку высасывает свет

остатки сна в зрачках. И вновь

настало утро. А вчерашняя постель

покалывает тело сеном снов.

 

День, ты смешон: уж скоро полдень,

а ты завяз в тенях, тенетах грязных.

Я не играю. Я — мешок, наполненный

гвоздями снов со шляпками боязни.

 

Здороваюсь с людьми. Я отгадал:

людей сближает изначальная неправильность

и жажда близости, когда

себя словами выправить пытаемся.

 

А глину лиц людских измяли пальцы

теней предметов — близких и далеких.

Ночь на осколки зрения распалась.

Углы усмешек встречных колют локти,

 

затылок, спину рвут на полосы.

Я ощущаю липкое и гадостное:

как встречный обернувшимся становится,

и влазит взгляд в меня — как градусник…

 

Пытаюсь быть приветливым и лживым,

посмеиваюсь тихо над собой.

Но чувствую как в теле моем жилы

вдруг застывают проволокой стальной,

 

и клонит в сон…

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

Мы с тобою — пастух и пастушка,

нам не надо крова и пищи.

Нету крепче связей преступных,

и любви, здравый смысл преступившей.

 

Мы с тобою, конечно — преступники,

обобрали людей так безбожно,

не прельстились только рассудком —

но умом полюбить невозможно.

 

Мы с тобою малостью сытые —

очень глупо, имея бесценное,

ему цену и меру отыскивать

и крошить себе под ноги целое.

 

Но зачем иногда — ненарочно —

замираем в оцепененье,

когда куры, клюющие крошки,

нам кудахчут: они, мол, ценнее.

 

 

 

 

 

ВМЕСТО ПРОЩАНИЯ

 

Смиренье — место опоздавших. Вновь безраздельное вино

в моем стакане — я второго уж не держу который год.

Как из пращи — твое «прощай» — и даже не само оно,

а представление о нем — мы не прощались. И глагол

 

теперь так редко в речь мою приходит. И к тому же как

глагол несбывшегося времени — как призрак корабля во мгле

пространства мертвых. Но явил немой закон из-под замка:

«Кто мертвым призрак — тот вдвойне живой. Вдвойне».

 

Я вспомнил это потому, что есть ушедшие совсем.

Их дальний путь не осветить тычинкой поминальной свечки.

А я придумал для себя: умерший мне теперь — сосед,

и нас уже не разделяют ни пол, ни возраст, ни застенчивость.

 

А непомерное «совсем» — как все слова смешит и мучит

своей придуманностью полой — как вылет птицы из норы.

И все религии бесплодны — в них веры нету — потому что

Бог говорит не словом с нами — самими нами говорит,

 

а мы друг другу — знаки Божьи. Но знаку знака не понять…

И память — угольная строчка — «Чтоб тьму увидеть — глаз не нужно».

Атеистическая жалость к ушедшим — будто исполать

самим себе: как сострадать тому, чего не знаешь… Ужас

 

в том, что меж мертвых и живых нет никакого расстоянья…

А расстоянье между нами растет убыточным растеньем,

из ничего оно — как слух — цветок родило розоватый —

ожог крапивный… И «прощай» — как из пращи — раздельно

 

ночь выговаривает вслух дождем, спешащим по стеклу…

О, если вдруг заговорят предметы все — они утратят

предназначение свое: переживать хозяев — слуг

кого-то высшего, кто им дает смиренье, как отраву.

 

 

 

 

 

 

 

незагаданные загадки

 

 

 

НЕЗАГАДАННЫЕ ЗАГАДКИ

 

К простому нет доступа пониманию — все равно, что

лить воду в дырявую емкость и ждать, когда

заткнет отверстье вода сама собою прочно,

как незагаданную загадку пробовать отгадать.

 

И тогда желание быть непонятным становится больше,

чем сама непонятность мира и тайна немых камней,

из которых растут города, ушибы, дни и обочины,

и которым из них не выпасть — не околеть.

 

Как свое тепло забывает — подымаясь к небу — дым,

так и я маскирую свой опыт в обмолвки-флюиды,

ибо если есть в мире нечто, что знаешь ты один —

то неправда это иль хитрость. Так говорят люди.

 

Но мне кажется, дело в ином: нету в мире вещи,

о которой двое ни разу бы не повздорили.

И никто никогда не оспорит меня в том, что вечер

потому наступает, что жду я его и подзорные

 

звезды- звезды- звезды… — Сколько раз повторить,

чтоб назвать мне их имя и умение увеличивать

то, что людям нельзя разглядеть и понять?.. Объяснить

не берусь, потому что все просто — все лишнее…

 

 

 

 

 

ЧЕРНЫЙ СВЕТ

 

Все выносимо, потому что преходяще.

И упаси нас лишь от одного:

чтоб свет не стал себе обратным, то есть черным.

Свет, движущийся вспять, есть тьма.

 

И упаси додумать эту мысль до края.

И лишь бы мозг — смозоленной ладонью —

успел б разжаться уронив мысль наземь.

Предел той мысли — тот же черный свет.

 

...

 

Под одеяло спрячусь — и мне страшно

наружу высунуть ладонь, как будто

сейчас же, в тот же миг в рукопожатье заключит

тот, кто всегда вне одеяла и меня, —

 

и соглашенье будет скреплено. Какое?

Его условьем станет каждый день

и ночь, как время, отдавать долги…

О, Боже, как не хочется идти.

 

...

 

Но надо-надо-надо… Лучше

не вылезая из-под одеяла.

Есть вещь, вернее, мысль, которую, познав,

Тебе становится ничтожной и ненужной жизнь.

 

...

 

Не знаю, не хочу, не научусь.

 

 

 

 

 

БОГ — НИКТО

 

Эта жалкая жадность: пытаться сказать больше,

чем могут выслушать… И — уже никому — «О, Боже!»

 

Этот смешной наив, что жизнь всамделишная

там — в тридевятом царстве, где камни, как женщины —

 

мягкие и угадывающие, где все бесценно, как милостыня…

В своем оставаясь уделе, жить тою жизнью мысленно,

 

верой в нее, а верующие — все человечество.

Кто бог всемирной религии? — Никто-Никогда-Нечего.

 

И он навещает во сне, без сна, тела и умы…

Кто верит, того заблужденье выводит из страха и тьмы.

 

А звездами ложно зовутся отражения в небе и свет

истовых глаз, потухающих единожды в жизни — совсем.

 

И пусть заоконная слякоть — чем слякотнее, тем пригоже

в том тридевятом царстве… Уже никому — «О, Боже!»

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

«А закон простой — закон сохранения насилия».

В. Гросман

 

Страницы режут руки, будто куст осоки —

на всякий случай, мало что случится…

Уметь не нравиться — талант особый,

его признают дети очевидцев —

 

отцов суровых и вприсядку присягнувших

шершаво-оспенным щекам гранитов грозных.

Уметь не нравиться — сегодня это кукиш,

а завтра Мандельштам, Платонов, Гросман.

 

Насколько совестно дерзить их именами —

как будто всуе матерью божиться —

легко настолько шьют себе менялы

одежи новые, вытягивая жилы

 

из горьких повестей, стихов тоски.

А впрочем, им услышать не удастся —

стихи живут — как за зубами языки.

Их можно вырвать как куски немые мяса.

 

А все, что я узнал — не потерять.

Что будет дальше — не узнаем мы.

Плоды детей таятся в матерях,

как от битья и домотканой тьмы.

 

И скажет в свой черед веселый малый,

порезав руку о страницы жесть:

— Легко одежу шьют себе менялы,

вытягивая жилы из божеств.

 

 

 

 

 

◪ ◪ ◪

 

1.

 

Непонимание: темно, как будто бы со дна

глубокой впадины ума вдруг всплыл вопрос ко мне

(договоримся сразу же, что истина одна,

иначе ночь до сей поры лежала бы на дне —

 

вчерашнем дне, или на дне той самой впадины) —

что предпочтительней: бессмертье или малость

односторонних скудных суток, числом запятнанных?

Бессмертье было до рожденья. Там и осталось.

 

И нету истины. Но есть сосуд иль амфора —

пузырь, по-нашему сказать. Его отыскивают

с ушами сросшиеся губы — ложь, вся тварь непарная,

чтоб одиночество познать как место истины.

 

 

 

2.

 

Суть доблести в симметрии позору.

Раз человек неодномерен, то двусмыслен.

Когда пространство есть притворство горизонта,

а по ту сторону ума нет истин —

 

то что есть счастье? В этом мире щедром

достаточно того, что кто-то есть несчастней

тебя — стыд уравнял позор с блаженством.

А, впрочем, вне ума им повстречаться

 

не суждено — их вовсе нету, нету…

И разум не спасет, спасет лишь предрассудок.

Вот так излом впередиидущей тени

укажет пропасть, не упоминая имя всуе.

 

 

 

 

 

ВЕЧНАЯ ВЕРСТА

 

Простое — слетевшее с губ — имя-время — Весна! —

Зовет без гортанного крика, звучит без жирных шипящих.

В окошко из пальцев вместилась, как русская мера — Верста —

растет испокон бездорожий прошлых - вглубь настоящих.

 

А если измерить захочешь — придумай названье привычное,

пределы ее очерти отточенным острым ногтем…

Но только дело в ином — пропали значенья-отмычки —

усилия русской Версты теперь уж не знает никто.

 

Беда-невеличка — при жизни увидим двужильный конец

засохшей Версты, если даже вперед не сделаем ни шага —

находим подковы в пути, а умер давненько кузнец,

который блоху подковал, чтобы она не сбежала.

 

А люди? Где были улыбки — там зияют провалы,

горят самоварные лица на выпуклых бляхах, как проба.

Но в сердце — как в стойле — закован бычий гнев на кровавое,

глаза затупились о наст — торчат, как вбитые пробки.

 

О ледоход, не тревожь свободу от сладких забот.

Если стены проснутся — то кто их удержит от пляски?

Размякшая цепь разомкнет уставшие звенья зевот.

Нет отвратительней зрелища силы, уснувшей без лязга.

 

Бредут перевертыши судеб, задуманных в прошлых столетьях,

срывают зло друг на друге, будто погоны с властей.

Не оборвется Верста, если люди ослепли.

И не поможет Весна. Замолчи о Весне.

 

 

 

 

 

 

ВРЕМЯ И МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

 

Место, в котором живу, ничем не отмечено.

Чтобы его не забыть и не спутать с другим,

словами столблю, отождествляю с вечером,

глухим и невнятным, будто сквозь зубы гимн,

 

или ругательство, если погода, как тряпка сырая.

А все перемены места — общие чем-то с золою:

когда, срывая черемуху, — ветер срываю,

к другу в дом заходя, — оказываюсь под землею.

 

Время, в котором живу, непримечательно.

Кровь? Но ведь кровь бежит во времени всяком,

иначе это не время. А крики — то же молчание,

ибо не сказано главное, что человек — это слякоть

 

суть необретшее форму, состояние мира… Соврать бы,

назвать человека венцом (хотя б деревянного сруба).

За неимением лучшего, любить остается собратьев,

хотя бы уже потому, что есть в них что-то от друга.

 

Душа, что во мне и во вне, обычна и заурядна, —

пространство, себя пожирающее с первобытным рыком и

есть небо еще — но не звезды — потери его озаряют,

высвечивая перспективу: осколки, остатки и рыхлое.

 

А, в общем-то, бред о душе иссушает нас: сух

становится вдруг разговор, коснешься лишь полога светского,

за коим таится такое — произнесенное вслух,

испепелило бы Вечность, на память оставив сиесту нам…

 

Как это соединить? И кто будет в этом селе,

где небо разъято с Душой, не пачкает руки земля?

Есть лишь невозможность признаться во всем самому себе —

идущая и приходящая дорога в самого себя.

 

12.08.92

 

 

 

 

 

ЧУЖАЯ БОЛЬ — ЧУЖАЯ

 

Нашедший в дни ожившего тепла

воздушный праздник — Воскресенье Вербное,

и Знание: «Отвергнувший тебя,

теряет столько, сколько ты — отвергнутый» —

 

нашедши, потерял… Не отыскать

обратный путь из знания в неведенье.

И эта истина — как впадина виска

(я стал умнее — был невиннее),

 

и эта истина — как впадина виска —

имеет форму дна… Не постучат,

(но одинок не тот, кто одинок всегда.

Тот одинок, кого оставили сейчас.)

 

не постучатся в двери в мелкой спешке

друзья-враги — и даже постучавшись… —

они людьми вдруг стали, то есть меньше

и суше, будто тихое несчастье,

 

которое мне не с кем разделить

и приумножить до беды сферической

чужим умом… (А вожделение разинь

суть движитель науки исторической).

 

«Чужая боль — моей нелепый слепок.

Мир мною выдуман. И я лишь — настоящий»…

Сегодня небо, наконец, ослепло

от одиноких глаз, с надеждою глядящих.

 

 

 

[1]Пеплум — женская верхняя одежда из легкой ткани в Древнем Риме

[2]Акво тофана — яд, которым, предположительно, был отравлен Моцарт.

[3]По христианским обычаям самоубийц принято хоронить за кладбищенской оградой.