Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс
Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность.
— Вернер Гейзенберг
Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали
Цугухару Фудзита (Фудзита Цугухару, фр. Tsuguharu Fujita, также Леонард Фужита (фр. Leonard Foujita), 27 ноября 1886, Токио — 29 января 1968, Цюрих) — французский живописец и график парижской школы, выходец из Японии.
Париж 1920-х был настоящим центром притяжения художников всего мира. Здесь можно было встретить Пикассо и Модильяни, Паскена, Сутина... Был среди них и совершенно экзотический экземпляр — молодой японский самурай в круглых очках и с нелепой чёлкой.
Цугухару Фудзита родился в 1886 году в Токио, в знатной семье, ведущей свой род от самураев. В 1910 году он закончил Национальный университет изящных искусств и музыки в Токио. К моменту выпуска он уже был обладателем нескольких медалей и призов, и карьера придворного живописца была ему обеспечена.
Однако в 1912 году Фудзита едет в Лондон, где знакомится с европейским искусством, а в 1913 году уговаривает отца позволить ему переехать в Париж.
Поселившись в мастерской прямо над Модильяни, Фудзита становится завсегдатаем знаменитого кафе «Ротонда» и одним из самых эксцентричных художников Монпарнаса. Все знают этого странного японца, который носит бусы, серьги и может даже надеть вместо шляпы абажур.
Фудзита сумел тонко и деликатно объединить Восток и Запад. Графизм, четкая прорисовка мелких деталей, нередко символических, светлый колорит с переливами «молочных» и перламутровых оттенков — эти стилевые особенности привлекли великосветскую публику, не последнюю роль сыграло и типичное для того времени увлечение «японизмом».
Фудзита много экспериментировал как со стилем, так и с техникой. Он добавлял в краски смесь из толченых устричных раковин. Объединил технику гравюры эпохи Эдо, укие-э с приемами европейского модернизма, сохраняя шелковистую извилистую линию. Именно эта беспрерывная чернильная линия, очерчивающая силуэты его фигур и растворяющаяся в легкой дымке внутри контура, придавала фигурам Фудзиты жемчужное свечение и непередаваемое изящество, чистоту и легкость, покорявшую публику с первого взгляда.
Палитра Фудзиты была практически монохромной, похожей на гризайль своими мельчайшими и тончайшими пастельными оттенками. Это использование разных тонов белого было сродни откровению для людей, привыкших к характерной для тогдашних художественных работ цветовой какофонии.
Фудзита был не только живописцем и графиком, но и керамистом, фотографом, модельером, иллюстратором.
В годы Второй мировой войны Фудзита живет в Японии, служит военным художником. Во Францию он вернулся в 1950 году, в 1959 принимает католичество, и в его творчестве возникает религиозная тема. И новая техника — он начинает заниматься фреской. В 1960-х он расписывает часовню Богоматери в Реймсе, получившую название «Часовня Фудзиты».
Цугухару Фудзита умер от рака в Цюрихе в 1968 году, в 2003 году его останки были перезахоронены в «Часовне Фудзиты».