КВАНТОВАЯ ПОЭЗИЯ МЕХАНИКА

Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс

Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность. 
— Вернер Гейзенберг


Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали

Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Джим Моррисон
БОРИС ОСТАНИН  «ДРЕБЕЗГИ 2»

Борис Останин (род. 1 октября 1946, Монгольская Народная Республика) – эссеист, редактор, переводчик, литературный деятель. Родился в семье военного летчика, всё детство странствовал по Советскому Союзу вместе с отцом. С 1961 г. в Ленинграде. Окончил математико-механический факультет Ленинградского университета. Работал сторожем, лифтером и т. п. С 1976 г. соредактор (совместно с Борисом Ивановым) самиздатского журнала «Часы». Один из учредителей (1978) Премии Андрея Белого и до настоящего времени член ее Комитета. В 1992—1997 гг. главный редактор «Издательства Чернышёва» (СПб), в дальнейшем сотрудничал как редактор и консультант с издательством «Амфора». Опубликовал в самиздате (под различными псевдонимами) и, после 1990 г., в тиражной периодике ряд критических статей о новейшей русской поэзии. Автор двух книг афоризмов. Переводил с английского и французского языков прозу и драматургию А.Камю, Э.Ионеско, Ж.Жене, К.Маккалерс, К.Кастанеды и др., а также (совместно с В.Кучерявкиным) монографию В.Маркова «История русского футуризма».

Книга Б. Останина «Дребезги-2» – продолжение одноименных «Дребезгов» (СПб.: Юолукка, 2018), хотя стилистически и идейно она ближе к изданным в 2000-м году «Пунктирам» – в его новом сочинении неординарным образом соседствуют французская лёгкость, немецкая вдумчивость и русская безоглядность. Очередной «семитысячник» (в книге семь тысяч хлёстких и парадоксальных, не всегда полит-корректных суждений) от мастера афоризмов, соредактора самиздатского журнала «Часы» (1976-1990), лауреата премии Андрея Белого наверняка заинтересует люби-телей современной русской литературы и философии.

 

 

 

701

 

Заблудившийся в Лабиринте Минотавр.

 

Болеем, но не умираем.

 

Кто-то о молодёжи: «Техничнее нас и циничнее».

 

Медитация на табачном дыме...

 

Новоамериканские дикари.

 

Де-революция.

 

Поэтика головоломок.

 

Архив – не новость; новое – в его глобальности и быстроте приобщения к архиву новых документов.

 

Угрюмое озорство.

 

Силовая точка зрительно не обнаружима, но энергетически неодолима.

 

Парадиз и паразит.

 

Цветосрыв, световзрыв.

 

 

702

 

Миф, какк и запах, используется для «активизации и концентрации» человеческих усилий.

 

Густые леса книжности.

 

Принцесса и евнухи, её целохранители.

 

«Поэт – охотник, преследующий добычу, вооружается всеми пятью чувствами, и первое среди них зрение».

 

Weak end.

 

«Нить времени» – как алфавит

словарные статьи, как шнур бусы,

как шампур куски мяса – помогает

упорядочить события, упрощает поиск.

 

Известное: «Семя греха лежит

и в самых хороших вещах».

 

Активная вестернизация русского языка. Примеры: ...

 

 

703

 

Удел эрудита: ходить по чужим следам.

 

Т.Манн защищал свою литературную вторичность/ эклектизм/нечистую совесть (сейчас это называют постмодернизмом) словами Гёте (дословно не помню): «Всё использованное мной есть моя собственность, так как я использую его по-особому...» Под этим подписался бы и Набоков.

 

Художник постоянно в чём-то оправдывается, доказывает свою невиновность, своё алиби, словно преступник перед судьёй. Продолжить.

 

– Господа, воровства, собственно, не было! – а ведь крадёт буквально на глазах.

 

«Князья... спешили установить порядок; а буде где заставали таковой уже установленным – разоряли и на разоренных местах снова водворяли».

 

Миф и музыка близки: оба – фундаментальные настройщики человеческой души.

 

Перо – пишущая рука путешествует по пространству листа; машинка – удары руки по механическому приспособлению (срв. пианино).

 

Философы-се н к суалисты.

 

Т.Манн: «Я стал успешно заниматься Киркегором, прежде чем – как это ни странно – решил прочитать его самого». Ничего странного, обычная «метода Манна».

 

«...миф закрепляет установленный порядок, тогда как важнейшая функция загадки – поставить его под вопрос».

 

 

704

 

Тяга немцев к патологии (война, самоубийство, насилие, наука, инцест). Только ли немцев?

 

«Приключения Тин-Тина» Эрже издаются в 37 странах.

 

Национальные особенности почерка. Определение: «Мера отхода (нарушения) индивидуального письма от принятой прописи – есть почерк».

 

Развоплощение вещества в свет.

 

Киркегор: «Юморист непременно сопоставляет понятие о Боге с чем-то другим и выводит отсюда некое противоречие, но сам не имеет никакого, проникнутого религиозной страстью… отношения к Богу; ради такой подтасовки он превращается в шутника, в глубокомысленного пустомелю, но сам не имеет никакого отношения

к Богу».

 

Фривольный стрелок.

 

Con vers serv ation.

 

– Ева в раю, а кто в аду? Лилит?

 

Не иметь своего собственного содержания, но лишь воспроизводить содержание чужое. Сюда же мимикрия: один выдаёт себя за другого.

 

«Якобы»: сигнал о недоверии.

 

 

705

 

Маруся: – Творчество и религиозность связаны.

Панфилов: – Через бунт.

 

Юра Колкер (в разговоре): «Я не понимаю, как можно жить, не противопоставляя себя другим, не выделяя себя

из них».

 

Чёрный осьминог, чернила каракатицы.

 

Когда евреи-леваки доберутся до Америки и укоренятся там, достанется Америке на орехи!

 

Туристический тур по тюрьмам.

 

В прошлую субботу (4 августа) топил быковскую баню; сосед Анатолий Николаевич рассказывал собравшимся попариться, как служил когда-то кочегаром на пароходе (Мариуполь, английский уголь) и как после взрыва у него оказалось в лице и руках 27 осколков.

 

easant girl.

 

Все ли художественные намёки и приёмы критику надо раскрывать? Даже те, сила которых в нераскрытости?

Срв. разоблачение трюков фокусника.

 

Рассечённая на два нуля восьмёрка.

 

Плакат на Соловках (real): «Железной рукой загоним человечество к счастью».

 

Ленин (из «Хулио Хуренито» Эренбурга): «Дезертира-красноармейца надо расстрелять для того, чтобы дети его, расстрелянного, познали всю сладость грядущей коммуны!»

 

 

706

 

Автора нет, есть дирижёр.

 

Книга-альбом «Знаменитые казни» (real).

 

Читаю в деревне старый журнал «Наука и жизнь» (№ 4 за 1976 год): «Если под рукой нет круглых батарей типа 373 для приёмника Спидола-207... их можно заменить плоскими и т.д.»

 

Кто-то о Западе: «У них законы, у нас иконы».

 

Лавры первооткрывателя этому автору вряд ли угрожают.

 

«Взаимное непонимание... возникает именно при попытках чётко разграничить слова».

Полемитические заметки.

 

Маруся: – У Цветаевой не мир вещей, а мир душ.

Панфилов: – Война душ.

 

Многоязычие – новые возможности для каламбуров.

 

Проте й з.

 

 

 

 

Читать полностью...