Елена Александровна Кацюба (в замужестве Кедрова; 24 января 1946, Москва — 15 февраля 2020, там же) — московская поэтесса, член Союза Писателей, член ПЕН-клуба, одна из основательниц группы ДООС во главе с Константином Кедровым, представительница метареализма — течения в поэзии 70-х-90-х гг. XX века, означающее «метафизический», а также «метафорический реализм».Елена Кацюба создатель первых в России Палиндромических словарей (1999, 2002). Эти книги Андрей Вознесенский назвал «поэтическим итогом XIX и ХХ столетий» (цифры-палиндромы). Автор комбинаторной классики – суперпоэмы «Свалка» (1985), поэтических книг «Красивые всегда правы», «эР – эЛь», «Игр рай», «Свидетельство Луны» и аудиокниги «Азбука». Создатель оригинальных визуальных текстов и поэтических видеоклипов.
В интервью для журнала «Elle» Елена Кацюба так высказала своё кредо: «В поэзии главное — остановить прекрасное мгновение, то есть сделать то, что Мефистофель запретил делать Фаусту». Её стихи входят также в две наиболее значительные антологии конца ХХ столетия «Строфы века» и «Самиздат века». Составители антологий Евгений Евтушенко и Генрих Сапгир, не сговариваясь, назвали её в аннотациях своеобразным, ни на кого не похожим автором.
Лучше всего принцип творчества Елены Кацюбы определила она сама в своём сверхлаконичном графическом «Манифесте».
Лучше всего принцип творчества Елены Кацюбы определила она сама в своём сверхлаконичном графическом «Манифесте».
Вот, например, квантовая теория, физика атомного ядра. За последнее столетие эта теория блестяще прошла все мыслимые проверки, некоторые ее предсказания оправдались с точностью до десятого знака после запятой. Неудивительно, что физики считают квантовую теорию одной из своих главных побед. Но за их похвальбой таится постыдная правда: у них нет ни малейшего понятия, почему эти законы работают и откуда они взялись.
— Роберт Мэттьюс
Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь,
Бог объяснит мне, что такое турбулентность.
— Вернер Гейзенберг
Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст.
— Сальвадор Дали
Линии, связывающие графемы, из которых строятся слова, проходят сквозь пространство, проясняя систему взаимосвязей. Поставленные таким образом, как в «Манифесте», связанные системой линий, слова задают целостную картину поэтического мира Кацюбы. В сущности, поэтесса говорит нам, что мир состоит из случайностей и произвольностей, в мире много ошибок и сбоев, но творчество даёт возможность найти порядок в хаосе.
Свет VS Тень
Стоит ли думать о разбитом стакане?
В нем ничего не было кроме света
ни воды
ни вина
свет всего лишь
Свет можно разбить на отдельные комнаты
разлить по лампам
снова собрать в большом зале
Есть страны где света слишком много
Его ловят тене-сетями замораживают
и продают в другие страны где света мало
или меняют на темноту
Из крымской ночи делают вино
"Черный доктор"
А сердце в темноте живет
ему о свете весть приносит кровь
Темнота деликатна
Вы когда-нибудь видели
чтобы в освещенный коридор
из темных комнат
вылезали куски темноты?
Тьма интимна
Свет бесцеремонный
Он пролезет в спальню
через невидимую щель в шторах
пересчитает осколки
обследует одежду
исчезнувшую в темноте
Глаза – шпионы света
Они из-под закрытых век сигналы шлют
пока мы спим
Свет – пастырь и пастух
всех Солнц во всей Вселенной
Ад ос. Ода
(хит с осой – осостих)
Себе нет осы в высоте небес,
не видок осы высоко дивен –
в осе были силы бесов.
Нет осам ума сотен,
у тел сил и взяв, язвили с лёту.
Солистка – факт сил ос –
жуж-
ж-ж-ж-
ала,
жалила ж!
– Да где осоед гад?
– Леди, вон осоед. Где ос он – о! – видел,
согнал фланг ос.
Как ясли в аду делал еду, давился как:
«Я ел, аж жалея,
сор и жир ос».
Возвращение
(палиндром-триллер)
Мимо длим ход. – Звони! Но вздох – мил дом им.
Жар и вечер – тс! – встрече. Вираж
дорог Азии за город.
Али памяти бит яма пила?
И не триллер зрел – лир тени,
ром армии роз, и зори, и мрамор…
Но вход – вдох вон:
мох, этаж сжат эхом
и тел пепел к свече, в склепе плети.
Навзрыд у дыр зван
ада голос или соло гада?
Кот у стен кричал, и пила – чирк! – нет суток,
кот ужаса жуток.
А ритуал зла у тира.
Али скор у кого курок – сила!
Им я лупила дали пулями,
и
мело праха сахар полем.
Если
Если отвергнешь
холодный транс черёмухи
если балетные позы сирени
тебя не сведут с ума
если сбежишь от жасмина –
в нём осколки фарфора
китайских семейных ссор –
значит жёлтые глаза липы
возьмут тебя в летний плен
Если двери рождают шаги из утробы звука
если стёкла звенят и роняют на пол
квадратный свет
если закат вторгается в окна
режет рамой стены и двери
значит молчаньем минувшему не мешай
но с будущей осенью говори
Если же снова наступит «снова»
если в двери опять постучит «опять»
если уже и «уже» приходит
если ещё и «ещё» требует свою часть
значит зима стоит на пороге –
больше нечего выбирать
Заговор рек
Лагуна Юношеской Близости Илисто Тепла Если
Лоза Южанка Бутылкой Изабеллы Тревожит Ежевечерне
Лидию Юбилейных Бокалов Инспектирует Тресковый Евнух
Дон Радиоволн Уведомит Горизонты
Двина Ревности Утратит Глубинную Ауру
Лодки Юлят Бортами Избегая Траверса Единобрачья
Лопасти Юбок Бьются Из Темноты Едва
Линь Юркий Блеснет Искрами Телесных Единичек
Днепр Речи Утроит Гнев
Днестр Русалок Убежит Где Амазонка
Летит Юзом Бравада И Тяготит Естество
Ласка Ютится Бездонно Иная Теснина Ей
Лиман Юродивых Бережет Их Тайна Есть
Даугава Разгула Уговорит Ганг
Дунай Рук Утратит Границу Антропоморфа
Замбези Африки Громом Охнет Внутрь Омута Рта
Заговор Рек Еле-Еле Терпит
Играю ноктюрн
…на флейте водосточных труб?
Владимир Маяковский
Я узнаю вас позвоночно
флюиды флейты в трубах стока
когда размытое утрило
в дали палитры мокрых окон
Бурливо гулькает в решетках
реки подземное бульканто
и дней закадры завершает
багрово тучное адДанте.
Лев
На берег музыки
выходит разгневанный лев
гриву склоняет, ложится на камни
воду призрачную лакает
и присмирев
говорит с луной языками пламени
На берегу музыки
грохочут волны безмолвия
оглушают молчанием чайки
Здесь убивают любовью
воскрешают отчаянием
Мудрость музыки высока и строга,
Зорким слухом миры прозрев.
Нет у музыки берега
нет у музыки берега…
но есть лев
Меч сна
Меч – палиндром обоюдоострый.
Вертикальный – страж жизни.
В горизонтальном полете – служитель смерти.
Его обивает канат надежды.
Его время – нуль.
Его цвет – лунный.
Его цветы мак и лилия.
Меч, а звон сводов снов зачем?
Меч в ответ: «Идите в сон, но свет. Идите в то, в чём
узором на древе сна титан Север дан морозу.
Я дал нуль лет, ибо во сне Рим смирен – сов обитель, лун ладья.
А Коран сынам боя – обманы сна рока».
Вот сон – улитка, Шиве – лев и Шакти – лун остов.
Лев из яви маками вязи вел.
Лев умен, мак сонлив, слезу в узел свил, но с камнем увел –
зал грез озер глаз.
Вол сном един и демон слов.
От каната снов вон, Сатана! Кто
в окне видел Имя и лилиями – Леди Венков?
Цедив он смолы богам – маг, о былом сновидец,
но свят. Иди, дитя, в сон –
ночемеч он.
Происшествие
В каналы брошенные башни
на части рвутся
морщат окна
куда упала с парапета
та что смотрела в эти окна
на мокром камне поскользнулась
когда задумалась о жутком
и пожалела что сломалась.
На каблука тупую острость
упала солнечная сырость
реаниматор праздный молвил:
«Здесь капельницы не помогут
она обманывала много».
И увеличил жизни скорбность
златой улиткою валторны.
Путь
Кто нашёл
шёл
шёл
шёл
шёл
шёл
шёл
шёлковый путь к сердцу женщины?
Рифма
В горящий закат
вечерний ракат
выпустил рифмы ракет
Только на западе знаки востока
обретают форму и цвет
Рифма блуждает меж языками
рождая словесный кайф –
в русском рифмуются НОЧЬ и НОЖ
в английском NIGHT and KNIFE
* * *
С-л-ЕЗАМ откройся,
дверь сокровищ
сердечных,
а ума палату пусть опечатает сургуч
в окне расплавленного солнца
Свеча
Свеча боится темноты
Чем больше страх свечи – тем ярче свет
Чем ярче свет – тем жизнь свечи короче
Чем жизнь короче – тем сильнее страх
Чем страх сильней – тем ярче свет свечи
Чем ярче свет – тем жизнь короче
Чем жизнь короче – тем сильнее страх…
… ∞
Свидетельство Луны
Луна не каждому сестра
Отвара лунных трав не пей
обугленного страхом рта не открывай
когда Луна
сочится ртутным молоком
Не каждому Луна вдова
кто в сердце схоронил себя
молчание – Луны бокал
безмолвие – её вино
Не спрячешь в зеркало лицо
звенят ионы серебра
шпионы лунных вечеров
ведь в каждом зеркале Луна
Не каждому Луна алтарь
для жертвоприношений дней
Они уже давно всегда
нарезаны на диск Луны
а небо – искренний экран
оно – свидетельство Луны
Не всякому Луна верна
кто бродит по ночам во сне
Нет оборотной стороны
ни у Луны
ни у судьбы
Сенсация
В зарослях бузины и шиповника
развалины заброшенного завода
перекошенные ворота
срезанные рельсы
кривые буквы
П_ ОЕЗД ЗА_ РЫТ
Сенсация!
Весь мир содрогнулся!
Найдено неопровержимое свидетельство
жестокости древней цивилизации –
историки доказали, что в далёком 20-м веке
приговорённых к смерти
в конце календарного года собирали в один поезд
и закапывали в землю перед главным храмом
Так совершалось жертвоприношение богу Валу
которое называлось «валовой продукт»
Правда, специалисты по древним языкам
что-то лепечут о стёршихся иероглифах
Но кто их слушает?
Готовится мощная научная экспедиция
А пока решаются проблемы с финансированием
чёрные археологи продают
ржавые болты и гайки
и утверждают
что накануне стихийных бедствий
из-под земли по ночам можно услышать
замогильный перестук колёс и скорбное пение.
* * *
Синяя бутылка
Красный кувшин
Зелёный стакан
Глоток синего света
Глоток красного света
Глоток зелёного света
Синий голос
Красный смех
Зелёный крик
Д Ы Х А Н И Е
П Р О З Р А Ч Н О
След
На Луне тишь
На Земле шум
Во дворе дом
На окне кот
Под землёй крот
Под водой карп
Над рекой мост
На мосту снег
На снегу след
– Кто наследил?
– А кто следил.
– А кто следил?
За Луной луновед
За Землёй землевед
За домом домовой
За котом котофил
За кротом кротофоб
За карпом рыболов
За мостом дорога
За дорогой дом
Крыша в серебре
Дворник во дворе
Он лопатой – ширк-ширк
Он метлой – кыш-кыш
Снега нет
Следа нет
Тиш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-шь
Как на Луне
Школа ласки
Бархат и шёлк обучены обнимать –
есть сеть специальных школ.
Учились там многие,
но по разным причинам отчислены:
мрамор могильно холоден был;
ветер не умел сдерживать страсть –
он и сейчас пиратствует в подворотнях,
задирая-раздувая подолы-рукава;
одеяло оказалось неуклюжим –
его приходилось подтыкать под бока;
простушки простыни, хотя и льнули к телу,
но ложились неумелыми складками;
золото и серебро любили лишь себя;
ожерелья распалялись телесным теплом.
Только тонкие-тонкие цепочки
так ложились на шею,
что по коже бежали нежные мурашки.
Ивы научились обнимать шелестом,
шторы – тишиной,
но золотой диплом получило только небо –
оно всей силой синевы
обнимает землю день и ночь.
Язычные сады
Сад итальянского языка подобен райскому
каждое дерево мужчина – Адам
каждый плод женщина – Ева
melagrano – гранат
melagrana – граната
pero – груш
pera – груша
amareno – вишнь
amarena – вишня
mandorlo – миндаль
mandorla – миндалина
melo – яблонь
mela – яблока
В садах русского языка
от мужчин происходят мужчины
от женщин женщины
гранат – гранат
груша – груша
вишня – вишня
миндаль – миндаль
только от яблони –
нечто среднего рода – яблоко
Впрочем немецкий мужской Apfelbaum
произвел себе подобный Apfel
В англоязычных садах всё – it
итого – полная бесполость
аЗияние
Безумный кузнец созвездий
загородил зверей из бездны
забором гвоздезвездным
Зов муэдзина
алмазным лезвием разрезал
занавес заката
Ознобом звёздным разбежались
заоблачные знаки Зодиака
Закрыты Близнецов глаза:
Азиза и Азиз
измученные розами
забылись
Зуб золотой в зенит вонзился –
Возничий запоздалый,
не задень!
Раздвинуты запретные затворы
звездочасам приказано звенеть:
– Одзин… одзиннадцать… звенадцать…
Шахерезада
казни избежав
из вазы Азии загадочные вензели сказаний
извлекает
Забыты праздники и состязанья
заброшены законы и приказы
в забвении разбойники в зинданах
визирь измаялся бездельем
и заговор задуманный завис
Змеиные зрачки зелёных глаз
гипнозом звёздным связали разум
И сызнова заря зарю узнав
сказала:
– Звеликий зарь, звенец земли,
дозволенное завершаю.
Засни, забот не зная».
Замолкла и зашла за горизонт
Глаз Бурлюка
Давид Бурлюк
своего глaза стеклянный люк
открывает прямо в солнце
где пляшут протуберанцы –
и сегодня неистовые
футуристы
Совет
Рубашку сомнений и подозрений
из батиста тончайшего шьют
она невесома
а на плечах тяжела
словно скала
Но в слове СКА-ЛА
скрывается ЛА-СКА
в природе это обычные дела
Слышен в ТРА-ВЕ
шелест ВЕ-ТРА
Пчелы жужжат в цветочной ПЫ-ЛИ
ЛИ-ПЫ
МЫШ-КА
шевелит КА-МЫШ
Божьих коровок считаем ДО СТА –
получилось СТА-ДО
А ты ноешь, как ЛА-БУХ
без БУХ-ЛА
стонешь на ДЫ-БЕ
выдуманной БЕ-ДЫ
лучше скинь КА-СКУ
что на тебя нахлобучила СКУ-КА
и тогда по законам нашей игры
НЕНИЙ СОМ нырнет в глубину
ЗРЕНИЯ канут ПОДО
и там их съедят БЫРЫ
Логоматика
В мире чисел и цифр полный порядок
В мире букв и слов полный бардак
Число 1 пишется четырьмя буквами
значит 1 = 4?
Число 2 пишется тремя буквами
значит 2 = 3?
А вот число 3 пишется тремя буквами
ну хотя бы 3 = 3!
Но дальше опять:
4 это шесть
5 это четыре, 6 это пять
7 это четыре опять
8, 9, 10 (как ни крути)
равны шести
А дальше не на что надеяться
кроме как на число 11
впрочем, если вас не бесит
что десять + один = десять
А при таком положении
как выглядит таблица умножения?
2 х 1 = 12
2 х 2 = 6
2 х 3 = 6
2 х 4 = 18
2 х 5 = 12
2 х 6 = 15
2 х 7 = 12
2 х 8 = 18
2 х 9 = 18
То ли плакать, то ли смеяться!
Надо буквам и цифрам общий порядок найти
хотя бы от одного до десяти
1 – а
2 – да
3 – три
4 – чета
5 – пятка
6 – шесток
7 – семёрка
8 – восьмица
9 – девятинка
10 – десятерица
А, впрочем, любой порядок – это один лишь вид
Сказал же Евклид:
«Некоторые четные числа
ведут себя как нечетные
при некоторых необычных
и весьма таинственных обстоятельствах»
Какие еще нужны доказательства?!
Витрина
Смотрят в стекло похожих двое,
сердце скупое
поделив на одного
Твой(ая) по(друг)а шеи шарнир повернув
направо и вверх
таращится через стекло
Сердце мужское выстукал врач
под напором груди,
женской психики парашют
от земли
отрывает шаги
Ты перекрашен(а),
стрижен(а),
снятая бровь
вылезет щеткой усов,
но ты выбреешь щеки до блеска штиблет
Вот твоя(ой) партнер(ша)
пол свой обдумывает сурово
ибо среднего рода
как ни верти
и папье и маше
Вижу я, как ревнует,
выпятив зоб и в подбородок запрятав кастет,
к полу,
который не надо запихивать в ворох тряпья
Спальня твоя –
парикмахерской куб застекленный
где срезы голов стерильны
ножницы в ножницах пальцев низко летают
и бритвы лепечут во сне.
Где-то
В белом-белом городе
на белой-белой улице
в белом-белом доме
в белой-белой комнате
на белой-белой кровати
...нет никого
На красной планете
в оранжевой стране
в желтом городе
на зеленой улице
в голубом доме
в синей комнате
на фиолетовой постели
спит радуга
Фазан
сидит,
где
знать
желает.
Охотник –
каждый.
Кто
Ш-ш-ш, р-р-ш-ш, шур-р-р
шуршит шар по желтым листьям
осенней аллеи
Шуршунга!
Бу-бу-бум, бум-бам, бу-бу-бух
бабах, трах-тар-р-рарах
падает куб по гранитным ступеням
Грахатунга!
Бездвижна, беззвучна
возвышается в песках пирамида
упирается вершиной в солнце
сочится безмолвием
Молчанье, покой...
А ты кто такой?
Ты такой кто?
Шорох
грохот
молчанье
свист пуль
или дорожная пыль
из-под колес авто?
Внезапно
Прогнозам всем вопреки
лунастье настало внезапно
внезападно и вневосточно
внесеверно и внеюжно
нужно
срочно
всем кто на улице
лицензию взять на лунность –
просто поставить подпись на листе
ивы или березы для женщин
а для мужчин предпочтительны ясень и клён
Клоны луны волнуют морские приливы
ленивые рыбы видят лунные сны
Реки в плену лунно-парусных лодок
Лёгкий ледок лунных дорожек
ломают пловцы
Женские пальцы лунно-прохладны
можно согреть их только губами мужскими
Скинула платье луна
голая плещется сразу во всех фонтанах
Лунные блики в бокалах
луналито – пейте!
В петлях дорожных развязок
в уличных чащах
путеводные луны двойные
моторов страстно во мраке рычащих
Господин Терпение
– Вы – сумасшедший..?
– Да.
– Вы сумасшедший!
Терпение, господин, терпение.
Ветер останавливает трамваи
собака идет на красный свет
грохочет каблуками голое землетрясение
– Господин, ваша шляпа улетела
Терпение. Терпение
Зрение переворачивает предметы
Пожарная машина проехала половину пути
сгорела половина дома
машина проехала половину второй половины
еще четверть дома сгорела
половину оставшейся четверти проехала маши-
на
Господин Терпение вышел из середины пожара
вынес тлеющий стул
Машина преодолела последнюю –
неделимую часть пути
стул догорел на глазах у пожарных
вспыхнул сверхновой звездой
над соседней крышей
– Господин, ваша шляпа упала в черную дыру!
Какое же нужно терпение в горящем космосе...
Господин Терпение идет сквозь закрытые двери
Двери всегда закрыты
Терпение!
Лёт лет
Из огня мы уходим в лёд
от земли мы уходим в лёт
самолёт
улетает сам
и моторы всея небесам
славу поют
а пилот
из прошедших лет
и навстречу из будущих лет –
отраженный в себя валет
на столе
где удача валит
игроку
что судьбе велит
повернуться лицом вперед
На зеленом сукне Конь Бред
выбивает копытом ритм
карта с картою говорит
но заветная карта врёт
а на карте проложен маршрут
и пилоту приказан штурм
и мотор в голове гудит
и рулит
самолёт
на взлёт
а над полем зеленым летит
застилая солнечный свет
туче-облачный Конь Лет
Свидетельство Луны
Луна не каждому сестра
Отвара лунных трав не пей
обугленного страстью рта не открывай
когда Луна сочится ртутным молоком
Не каждому Луна вдова
кто в сердце схоронил себя
молчание – Луны бокал
безмолвие – ее вино
машет вслед
Не спрячешь в зеркало лицо
звенят ионы серебра
шпионы лунных вечеров
ведь в каждом зеркале Луна
Не каждому Луна алтарь
для жертвоприношений дней
Они уже давно всегда
нарезаны на диск Луны
а небо – искренний экран
оно – свидетельство Луны
Не всякому Луна верна
кто бродит по ночам во сне
Нет оборотной стороны
ни у Луны
ни у судьбы
Иградация
Все, что мне принадлежит,
принадлежит мне
Голые серебряные витринножители
иногда одетые кентавры
иногда никелированные муравьи
поворачивают стулья в сторону улицы
Кто сделает первый ход –
я, или ты, или тот, кто ветвится в парке?
Игроки в морскую десятку все обменивают на соль
Видишь рыбу Свирель?
Если да,
сделай четыре хода
в сторону Бирмы
Если нет –
возвращайся на станцию Маяковская
в десять вечера вчера
там тебе пометят партнера в задачнике
для решения уравнений сна
Когда уже сбросишь одежду,
загляни еще раз в зрачки –
запомни свое отраженье на два хода вперед
То, что принадлежит нам,
не отдавай снам
Сонм – это много снов
Берег – это листай тетрадь
в сторону Индийского океана
Научи паруса геометрии ветра
но если твой корабль еще не раскрашен
можешь притвориться гиеной
и хохотать, хохотать
набирая баллы для будущих боев
в акватории противника
Выходи на штурм, когда шторм
Соблюдай строгий стиль, когда штиль
Не бери в команду панду –
это черно-белый шахматный шпион
(шахматы навязывают свои правила любой игре)
Наша цель – аквамарин
Наш капитан – горизонт
Когда достигнешь трона,
не смотри за смысловой барьер
поверни в сторону Карпат,
где бы они ни находились в среду утром
Все что принадлежит тебе,
принадлежит тебе здесь
Когда
Когда соревнуются
звонок дверной и звонок телефонный,
юбка не успевает нагнать колени.
В комнатном омуте луч дневной
взрывает глубь не ночного забвенья
Во тьме затылка рука блуждает,
странствует, доверяясь телесным волнам.
Два часа тысячелетней пропасти ожиданья
в щекочущий шрам
срастаются
И в ответ на все «почему»
озноб принимает форму тела
Так легко потерять свое тело,
изведав глаз золотую тьму
Пусть в закоулках кошачьих игр
полдень провалится в карюю полночь
Арфа волос моих,
на согнутый локоть натянутая,
звенит
дерзкой мелодией на диске краденом
в неистовых клипах оконных экранов
в домах бессонных:
«Когда соревнуются
звонок дверной и звонок телефонный…»
Лезвие
бледное лезвие луны
лезвие бледной луны
луна бледного лезвия
зовущий разрез в яблоке заката
lame – lame – la-me-la – mela – mela*
________________________________
*lame – лезвия, mela – яблоко (итал.)
аЗияние
Безумный кузнец созвездий
загородил зверей из бездны
забором гвоздезвездным
Зов муэдзина
алмазным лезвием разрезал
занавес заката
Ознобом звездным разбежались
заоблачные знаки Зодиака
Закрыты Близнецов глаза:
Азиза и Азиз
измученные розами забылись
Зуб золотой в зенит вонзился –
Возничий запоздалый, не задень!
Раздвинуты запретные затворы
звездочасам приказано звенеть:
– Одзин…
одзиннадцать…
звенадцать…
Шахерезада казни избежав
из вазы Азии загадочные вензели сказаний
извлекает
Забыты праздники и состязанья
заброшены законы и приказы
в забвении разбойники в зинданах
визирь измаялся бездельем
и заговор задуманный завис
Змеиные зрачки зеленых глаз
гипнозом звездным связали разум
И сызнова заря зарю узнав
сказала:
– Звеликий зарь, звенец земли,
дозволенное завершаю.
Засни, забот не зная.
Замолкла и зашла за горизонт
Убежище
Сколько глотков влажно-золотого
в этом ложно-граненом обломке?
Брачный полет луны и бутылки
на крыльях «нет-нет»
Отказ мой оплатит
перфокарта небесного виста –
женщина вся из отверстий
Ты выколот звездами в теле ее –
неба ночи мерцающий крен
где крапленые окна зовут игроков
пока в русле руки не потонет экран
где знакомые люди в стеклянных окопах
чей побег измеряется расстояньем
между кнопками
ВЫКЛ и ВКЛ
Летний императив
Погружай
в шмелиные рукава руки
Окружай
кольчугой стрекоз торс
в мерцающей азбуке жуж-зуз-вз-з-з
открывая-закрывая
двери-двери-двери
крыльями в-из в-из в-из
шелковый транс трав
Жук зеленого зренья ползет в закат
Фосфорный жук – смотреть ночь
Сумрачные соцветия
нецветные цветы –
вам вить-вить-вить веревки из аромата
вязать канаты
Западая на запах
зависая в движеньях
качайся в душистых сетях
татуированный тенью
Пепельные призраки
бледные привиденья
открывают-закрывают
двери-двери-двери
крыльями из-за из-за из-за
воздух владеют тайные знаки
Мы их изучим –
закрой глаза!
Лестница птиц
Две птицы,
соединенные крученым шнуром.
Три птицы,
соединенные медной цепочкой.
Четыре птицы,
соединенные шелковым платком.
И многие другие,
объединенные идеей лестницы
из воздушных квадратов.
Щебет, свист –
лестницы поют клювами вниз.
Морские рыбы вторят хоралу,
красный коралл
прорастает в сердцах,
кальций мерцает или
кремний на крыльях.
Лестница птиц видит лестницу снов –
птичий сфинкс.
Мир строился сверху вниз,
будто падая ниц
с лест-
ниц,
стра-
ниц,
рес-
ниц.
Так и мы опускались –
ледяными словами туманы творить,
изобретать ураганы, тайфуны, цунами.
Но зато мы придумали штиль –
океаны учить отраженью.
Но зато мы внедрили жесты в деревья,
а еще сочинили верблюда, жирафа,
утконоса, лемура, тапира
и муравьиного льва.
Но когда мы, наладив песчаные бури,
уснули смотреть в телескоп через камень,
лестница птиц развернулась над нами
и вознесла нас обратно на небо –
смеяться любить.